Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Форум / Жизнь посёлка Сузун и не только /
Разделы:

[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]


Реклама





Реклама

РЕТРОнутые истории о Сузуне.




Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33
cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

22.04.2010 03:07

1.
Вот такую ветку форума решил нам сделать. Мы как-то во флудилке вспоминали о наших юродивых, кое-что из истории.
Думаю эти темы были как раз «для СЮДА»


История первая.

ПЯТЫЙ УЧАСТОК.

История создания лесных участков в Сузунском районе уходит в 20-е годы. Ещё в бытность химлесхоза участков были целые десятки и каждый не имел названия, но имел свой порядковый номер. Цель - конечно плановая и особенно сверхплановая заготовка древесины для родины.
Когда был создан особый пятый участок я точно не знаю. Этого по-моему даже в архиве не раскопать. А причиной тому было его «стратегическое» назначение.
Руководил этим пятым участком калмык с еврейско-немецкой фамилией Тимерман, звали его Александр. Первые данные о этой секретной бригаде появляются в середине40-х годов.
Все в Сузуне знали, да и сам Тимерман частенько любил припомнить, что этой своей работой обязан самому комиссару обороны СССР Клементу Ворошилову. Их что-то связывало, не то воевали вместе, не то по партийной линии пересекались, не то друзьями были закадычными.А.Тимерман когда-то преподавал что-то в военной академии и частенько показывал групповое фото, где он с группой людей запечатлён с самим Иосифом Сталиным! Не забывал и добавить, что пятый участок выполняет свою особую оборонную задачу.
Об особенности пятого участка говорит и тот факт, что в местной сузунской газете «Большевицкая правда» упоминания о пятом участке были запрещены.

Что же секретного было в работе пятого участка?
По разговорам местных сузунских старожилов бригада пятого участка состояла исключительно из калмыков. А из нашей порой невесёлой истории мы знаем, что первые репрессированые калмыки целыми эшелонами начали прибывать в Сибирь в 1943-44 годах. Калмыков постигла таже участь насильственной депортации, что и волжских немцев и чечено-ингушей, только несколько позже.
Поэтому можно сказать , что калмыцкий пятый участок начал существовать именно в эти годы. Жили ,работающие на лесозаготовках калмыки сначала в землянках в 5-6 км. от старого сузунского кладбища в сторону Нижнего Сузуна. Потом обстроились добротными домами, благо леса в округе хватало.

В конце 40-х начале 50-х они начали тянуть узкоколейку кромкой бора около нижнесузунской дороги. Дорога брала начало между кладбищем на ул.Пушкина и нынешним автодромом(аэропортом) Скорее всего это и есть та дорога, которая проходит сегодня мимо маслосырзавода к дачам и далее, только узкоколейка шлалевее к лесу.
По узкоколейке маленький паровозик-кукушка таскал небольшие платформы, груженые лесом. Строилась узкоклейка медленно и лес довозили до конца доведённой линии, а далее конями и малочисленной техникой до русла Сузунки по которой сплавляли до Оби и формировали плоты для отправки в Новосибирск.

Что особенного и стратегического было в том заготавливаемом лесе пятого участка тоже неясно. Но сплавлялся лес по Оби отдельно от химлесхозовского и к лесной промышленности отношения не имел.

Работы по прокладке полотна узкоколейки велись медленно, не хватало ни человеческих, ни транспортных мощностей. Шли так же слухи, что скоро через Сузун пройдёт железная дорога и все эти труды с узкоколейкой зазря!

Как там дальше с калмыками и пятым участком было я не знаю, но белый калмык Тимерман в середине пятидесятых продал свой дом по улице Гуляева бывшему КГБисту-полковнику и будущему редактору сузунской газеты В.М.Кузнецову и переехал в Барнаул.

Узкоколейку так и недостроили.
А сам пятый участок прекратил своё существование в 1957-58 г.г. после хрущёвской оттепили. Может быть это произошло из-за появления лёгких металлов и отказа использования леса в секретном производстве или же из-за запланированной в ближайшие годы постройки через Сузун ветки Западно-Сибирской магистрали. Так или нет, но калмыки вернулись на свою историческую родину. О них остались только слухи, которые со временем почти умерли и сегодняшний житель посёлка навряд ли об этом что-то слышал.

Позже все построенные дома пятого участка были проданы, разобраны и перевезены из леса в Сузун. Само место, где стояло поселение, тоже долго не пустовало. После обьединения лесозаготовительных участков в один конгламерат, открытое место пятого участка было распахано, поделено на сектора и на них сегодня растут так называемые географические культуры. Были завезены саженцы хвойных пород из Якутии, Забайкалья и др. регионов, которые хорошо прижились. Например у якутской сосны хвоя не более 2 сантиметров и тот, кто такие мелочи способен увидеть, сразу заметит различия.
Сейчас на месте пятого участка шумит ветрами довольно высокий лес и не слышно больше заунывных степных калмыцких песен вернувшихся с лесоповала рабочих. И ничего не напоминает уже о секретном прошлом исчезнувшего с земли поселения.


Рассказ составлен мной со слов бывшего работника лесной охраны, сегодня пенсионера Анатолия Петровича Захаренко.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Центральная улица Калмыцкого участка .
Середина 50годов,вдали общественная баня наверху кордон. На фото мой отец лесник.Фото предоставлено Павлом Подгорным.
----------
Редактировал: cepbiu at 06.04.2011 19:21:21


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

22.04.2010 06:01

2.
Какая связь между пятым участком и Пятовской протокой, пятовскими песками?

Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

22.04.2010 11:09

3.
Рельсы и даже шпалы от той узкоколейки(кстати,в Сузуне было три отдельных ветки)можно было видеть до 70-х годов,сейчас всё заросло.Выходила узкоколейка к местам,которые сейчас называются «Пятовскими».Слышал,что лес ,перевозимый по этой ветке, шёл для нужд авиастроения:сухой,отборный."Пятый "участок принадлежал заводу Чкалова
----------
Редактировал: valentin at 22.04.2010 07:31:28


vovochka

vovochka

Страна: Россия
Город: р.п.Сузун
Хобби: рыбалка,охота
моя анкета

22.04.2010 11:35

4.
Есть только предположение что протока и пески обские названы по названию дороги, дорогу назвали по участку. А не переименавали дорогу-дык повода не было.

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

23.04.2010 04:26

5.
@Valentin
Рельсы и даже шпалы от той узкоколейки(кстати,в Сузуне было три отдельных ветки)можно было видеть до 70-х годов,сейчас всё заросло.

Если сузунским бомжам про эту узкоколейку тихонько шепнуть, то на следущий день уже начнутся поиски и раскопки.
А нам станет известен точный маршрут на карте - откель и до кель.

Значится секретность крылась на заводе им.Чкалова в Новосибирске.




Alexandr

Alexandr

Страна: Россия
Город: Москва
Хобби: рыбалка, фото
моя анкета

23.04.2010 14:10

6.
Блин, как много нового неизведанного узнаешь чего раньше не знал в молодости! Спасибо!

Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

30.04.2010 23:20

7.
История вторая.

Весна 1964-го,которая разделила Сузун на левый и правый.
Смыв плотины.

Обещанные детские воспоминания о весне 64го года,как смыло мост на плотине через Сузунку.Тогда мне было 10лет.Ниже по течению,за шлюзом,был длинный ларь,настил из толстых плах,прибитых к круглому лесу,из которого были сделаны колодцы,-клети,в которых была проточная вода.Местами плах не было,и в дырах и щелях между досками можно было наблюдать за стаями рыб,в основном,чебаков и ельцов.Ларь тянулся до конца обрыва на левом берегу реки.Берег этот был укреплён высокими столбами с обшивкой плахами.Весной 64го вешняя вода образовала большую воронку в конце обрыва ,закручивая воду против часовой стрелки.Эта воронка и начала разрушать левый берег снизу по течению.Клети здесь не были засыпаны грунтом,не были готовы к весенней воде.Вначале я смотрел с левого берега,подходя довольно близко к обрыву.Здесь,на мысу,стояли руководители района(сам я об этом догадался,или сказал кто-не помню).Были ли попытки сделать что-то с помощью техники? Навряд ли... У руководства были грустные лица ,они стояли кучкой,ничего не предпринимая.Стихия размывала берег всё больше,помню большие куски берега,падающие в поток,наклоняющиеся береговые укрепления.Шлюз справлялся с потоком,потому что движение через мост не перекрывали(мы жили на правом берегу,на ул Фурманова).Затем за разрушениями я наблюдал уже с правого берега,где тогда была кузница за мельницей.Момента сноса моста не помню,наверное ,в запретное время для детей это произошло.Но помню,что его унесло не далеко и он долго лежал метрах в двустах ниже по течению,на отмели.Легенда о том,что взрывники не справились с затворами старого шлюза,скорее всего возникла после68го года,когда решили заменить гранитные блоки,из которых сделан шлюз,на железобетон.Тогда имеющаяся техника не справилась с камнем и ,слава Богу,гранитные блоки оставили.

----------
Редактировал: cepbiu at 03.06.2010 13:26:21


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

01.05.2010 04:03

8.
История вторая.


Катастрофа 1964-го.

Мой рассказ со слов старожилов.

В 1961 году через Сузун прошла ветка Западно-Сибирской железной дороги, соединившая две узловые станции Карасук и Среднесибирскую. В этом же году были обьединены Нечунаевский леспромхоз(1-ый в районе),лесхоз и химлесхоз. Первым директором обьединённого хозяйства был назначен Михаил Семёнович Стрелин. Железная дорога через Сузун то прошла, но не были ещё построены подьездные погрузочно-разгрузочные пути и нижний склад леспромхоза. Поэтому летом 1963 года сваленный лес ещё сплавлялся по реке.

Естественно лес не шёл по реке днём и ночью. Река перекрывалась створами шлюза, которые держали воду и люди ждали пока накопится достаточное для сплава количество воды и брёвен. В одно прекрасное время створы открывали и лавина воды с огромным шумом устремлялась вниз, таща за собой брёвна.

-Смотреть на это было страшно. Всё летело и голоса людей были еле слышны. - рассказывает Виктор Зотычев.
На настиле стояли сплавщики и подправляли брёвна баграми.

Как раз об этих ларях,колодцах и клетях вдоль обрыва(!) вспоминает и Валентин Федотов в предыдущем посте.

Сплавщики вообще стояли в это время на протяжении всей реки до самого Нижнего Сузуна и выправляли заторы. В Нижнем Сузуне река расходилась на два русла и была застолблена. Здесь лес ждала уже другая бригада, которая вязала его в плоты и готовила к отправке в Новосибирск.

-Весной 1964 года была очень дружная весна и снега стаяли за пару дней. Сузунка была полнёханькая и вышла из берегов. За время работы шлюзов створы подносились и их постоянно клинило. К тому же под створами с годами образовались пустоты. Короче весной 1964-го створы заклинило серьёзно и поднять их не удалось. - вспоминает Анатолий Петрович Захаренко, работавший в те годы в лесной охране, - А со стихией и законами физики не поспоришь - створы сорвало и шлюз размыло. Уплыла по течению так же пара домов, не считая мелких построек типа бань и сараев. Был разрушен так же и мост через реку. Посёлок разделился на правый и левый.

Чтобы сходить к кому-нибудь в гости или по другим делам на правый берег - говорит В.Зотычев, - нам с супругой приходилось делать круг, переходя реку по железнодорожному мосту возле немецкого посёлка. Это уже позже , когда река успокоилась, был натянут узкий подвесной мост.

Владимир Гаммель вспоминает рассказ своего тестя о первых днях после срыва моста:
- Мужики правого берега, завидя выгодность стихийной ситуации - «загуляли».
Ну не могу я на работу , река не даёт. Оккупировали сельмаг и от нечегоделать пили «родимую», крутя дули милиционерам на левом берегу, которые не могли до них добраться.

Как было сказано, только через несколько недель был поставлен подвесной мостик, а уже потом приступили к строительству нового капитального моста. Лес по реке после этого больше не сплавляли, а возили некоторое время лесовозами до Оби. А уж когда отстроился нижний склад, про сплав древесины по реке вообще забыли и стали отгружать в железнодорожные вагоны и платформы.

Так что все заторы из брёвен, встречающиеся по течению нашей Сузунки до самого Нижнего, это привет нам из 1964 года.
С тех пор после половодья река больше от брёвен не чистилась.

Что мне в рассказах старожилов показалось интересным?

Смыв моста всё же был. Валентин говорит наоборот, что движение не останавливалось.

По словам Анатолия Захаренко шлюзы стояли примерно в том месте, где сегодня пролегло новое русло реки. Т.е. получается, что как и сегодня, посередине был остров. Составил с его слов набросок, как это выглядело. Не принимайте рисунок за чистую монету, это только версия, которую хотелось бы прояснить.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

С его же слов в районе «екатериненского» моста стоял отбойник - натянутый трос, не дававший брёвнам идти под мост и рушить опоры.

На рисунке обозначил маленький остров, который когда-то был на пруду. Говорят он был из нанесенных брёвен, кустов и так заилился, что со временем стал почти ровным и народ плавал на него загорать.Потом его убрали.

Что-то меня терзают сомнения, что я его не там поставил. Валентин - что скажешь по расположению? Если скан от Володи Михеева сделан с острова, то по расстоянию примерно правильно. А домов , которые стояли на заднем плане конечно больше нет.

То, что снесённые створы шлюза находились на месте сегодняшнего нового русла, говорит и вот эта фотография. На ней мы видим край кинотеатра «Родина» в левой стороне снимка.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

А так же старая карта Нижне-сузунского завода .

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

----------
Редактировал: cepbiu at 03.06.2010 13:32:21


Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

01.05.2010 23:02

9.
Смыв моста всё же был. Валентин говорит наоборот, что движение не останавливалось.

Уточняю: движение транспорта было запрещено из-за большой воды,которая заполнила шлюз почти до краёв,а пешеходам проходить разрешалось,видимо до появления явной угрозы сноса моста.По краям полотна моста были пешеходные дорожки из досок,поднятых над полотном.Это я помню хорошо.Вода заполнила низину за библиотекой и круговое течение,встречаясь с бушующим потоком,начало разрушать берег.
По острову:был остров между т.н."Ручейком",проточкой ,начинающейся в начале нынешнего пляжа и впадающей перед устьем Пивоварки.Мы пацанами ходили туда купаться.Остров был вытянутый,поросший кустарником и больше,чем на рисунке.
Как мне кажется,был ещё один остров,посередине реки,но вскоре его размыло.За это ручаться не могу,мне было года4-5.
По брёвноуловителям,их тогда называли «гаванями»:их было три.Первая была чуть выше по течению в начале ул.Советской.Вторая-между поворотами реки ниже ул Школьной(Степанова).Третья гавань,трос с привязанными брёвнами в два этажа и прибитыми сверху плахами,перегораживала реку в начале нынешнего пляжа .Второй конец троса крепился к северной частиюжного шлюза.
Была ещё одна защита от брёвен у рабочего шлюза,в устье Пивоварки.Она представляла из себя частокол брёвен,вкопанных в дно.Частокол располагался в виде сердечка острой частью к шлюзу.Промежутки между берегом и защитой также были защищены частоколом.Его можно было видеть до 50хгодов.В 1939г.при реконструкции плотины верхний короб с рабочего шлюза убрали,но сам шлюз сохранялся по крайней мере до первой половины 50х.Интересная деталь:шлюз этот был обшит зелёным сукном,в нём любили купаться Сузунские ребятишки 40-50хгодов.В сороковых годах,при большой воде,шлюз служил дополнительным водосбросом.После строительства в 1949г.электростанции,этот шлюз больше не использовался.
На фотографии 64года самого моста не видно,он лежал ниже по течению
----------
Редактировал: cepbiu at 03.06.2010 13:24:53




Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

01.05.2010 23:27

10.
После сноса моста было несколько проектов восстановления плотины.Например,В.А.Кошелев,тогда 1й секретарь РК КПСС,предлагал сделать слив уступами,длинными ступенями.Но остановились на решении пред.Исполкома Уварова А.П.,который решил сэкономить казённые деньги-засыпать!.И хотя специалисты,в частности В.Пешков,предупреждали о последствиях-заилевании,заростании водорослями,решение было принято.Первые несколько лет всё было хорошо:развелось много белой рыбы,особенно язя,зимой вдоль коряжника по ул Набережная ловили щук...А дальше началось то,что мы сейчас пожинаем.Была закуплена Сузунская «Аврора»,земснаряд,но пользоваться им толком не могли и в конце концов он закончил своё существование на приколе у плотины.Да и не помог бы земснаряд,т.к.кислорода в застойной воде с гниющими водорослями зимой не хватало,рыба,ещё не научившаяся сезонной миграции,погибала в заморах.
Интересно,будут ли полностью спускать пруд для очистки летом?



Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33

Навигация: Главная страница / Форум / Жизнь посёлка Сузун и не только /




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.