Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Форум / Жизнь посёлка Сузун и не только /
Разделы:

[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]


Реклама





Реклама

РЕТРОнутые истории о Сузуне.




Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33
cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

28.12.2012 21:48

281.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

История 51.
Революционный ломик.

Село Ершово уже давно исчезло с лица земли и из учётных списков. Произошло это во второй половине 70-х. Ещё живёт немало ершовцев в нашем районе,которые разьехались кто куда.
Наверняка, повстречавшись с ними, можно ещё собрать рассказы,истории и фотографии об этом некогда крупном селе,обозначенном ещё на первых картах времён основания нижнесузунских медеплавильного и монетного дворов. В те времена эта деревня называлась Сатым. В 1910 году там была постоена однопрестольная деревянная церковь во имя Рождества Христова и Ершово стало называться селом. В 1926 году в селе Ершово на речке Каракан учтено 372 хозяйства и 1808 человек населения.

Историю о революционном ломике я вам целиком поведать не могу, но таковой торжественно стоял в ершовской начальной школе.
Антонина Карпенко (сегодня Кёниг),выросшая в этом селе, рассказывала,что этим ломиком один революционный боец закрыл колчаковцев на кардоне, чем спас от смерти своих сельчан.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


----------
Редактировал: cepbiu at 28.12.2012 15:50:23


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

06.01.2013 23:30

282.
К истории 28 про Городище.

Начало смотрите на станице 17 и далее по постам.

Вот Черкасовское о смыве деревень на Оби.

Такая грандиозная река, как Обь, быстро заполняет свою огромную долину массой талой воды, что река выходит из берегов и заливает все низменности на большие пространства.
И счастье Алтая еще в том, что в нем нет вечной мерзлоты, как в Забайкалье, так что вода почти наполовину уходит в рыхлую почву по предгорьям и более или менее плоским долинам.
Затем она снова появляется уже перед началом лета и наполняет ту же долину Оби. Эта прибыль и вторичный разлив воды называется уже коренной водой.

Разливы Оби иногда до того поднимаются, что подмывают высокие берега, или так называемые яры, в таких размерах, что они отделяются на десятки сажен с поверхности сразу.
Есть примеры, что поселившиеся на таких местах деревни в короткое время перекочевали уже на 2-е и 3-е место. Грустно всегда смотреть, когда подмывает лесную гору или яр и
громадные деревья сотнями летят в воду или висят еще на крутизне, как бы не решаясь упасть с большой высоты, чтоб расстаться с родной почвой и, быть может, уплыть Бог весть куда.

Но раз видел я на высоком яру подмытое кладбище.
Фу, какая тяжелая и грустная картина!.. Тут по отвесному обрезу видны были неподалеку от поверхности многие гробы, то покосившиеся, то развалившиеся, то стоящие друг на друге!..
Масса людских костей спускалась по крутой осыпи или висела еще вверху, готовясь каждую минуту упасть в воду. Особенно тяжелое впечатление производили черепа, которые, чернея глазными впадинами и как бы разинув рты, точно чего-то боялись и как бы с характерной и присущей им улыбкой и с ужасом кричали, смотрели вниз, чтоб их услыхали и увидали, а затем спасли от той среды, которая так безжалостно нарушила их вечный покой, где они так мирно почивали!..
Эта разоренная святыня людского тления так грустно напомнила мне тогда слова Гамлета, когда он увидал череп Йорика. Да и чем, подумаешь, отличаются эти нависшие над водой черепа от черепов тех великих людей, которые оставили за собой бессмертную славу, смотрели на мир и понимали его не так, как покоившиеся тут сибиряки!..
В чем же разница?.. И есть ли она за гробом?..

Однажды не так давно и зимою пониже Барнаула упала с большой высоты громадная часть яра прямо на лед; проломила его до дна, запрудила Обь, которая зимою же пробила себе новый путь, оставив прежнее русло.


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

08.01.2013 07:18

283.
А про пароход,что с Оби до завода доплывал слышали? Могу рассказать.


zemlyanitskaya

zemlyanitskaya

Страна: Россия
Город: пгт. Сузун
Хобби: Сибирская кухня, русский язык
моя анкета

08.01.2013 11:20

284.
Назвался груздем - рассказывай!

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

11.01.2013 06:23

285.
История 52.

Пароход в Сузуне!

Такого маловодного лета как в прошлом 2012 году я наверное и не припомню. Было ли такое? Наша речка Сузунка представляла собой печальное зрелище. Особенно это было заметно в нижнем её течении за посёлком.Там во многих местах её можно было перейти, не замочив коленок.И если бы не отдельные ямки и омутки, то и рыба из неё наверняка скатилась бы в Обь. А Речка Каменка так совсем местами высохла!

А ведь было же время,когда по нижнему от плотины течению на моторках плавали, от Нижнего Сузуна до самой до плотины, и это было не так давно в 50-60-х годах.

Припоминаю, году так в 1976-78 организовал Василий Лаврентьевич Зайшла морской кружок при доме пионеров. Нам пацанам дюже было интересно учиться морские узлы из канатов вязать и на лодках по пруду кататься. Лодки были типа шлюпок с двумя рядами вёсел и катались мы на них по 5-6 пацанов на одной. На «пляже», как мы тогда называли пруд, лодок было припарковано с десяток, даже желающие сузунцы их в прокат брали,чтобы солнечным деньком по Сузунке погрести-покататься. Прямо возле книжного магазина в углу они и стояли.
Были мы тогда при морском кружке целыми днями, а на обед получали чай и хлеб с повидлом. И ничего не платили! Многие из-за повидла в дом пионеров и ходили!
К концу лета, как итог, совершили мы плавание на лодках почти до самого устья реки. Были сформированы команды,каждая получила по лодке и кто быстрее до флажков догребёт. Проплыли мы не пару-тройку километров и встали за дойкой. Там наверху в поле на следующий день ещё районный слёт пионеров был, соревнования разные по ориентированию и т.п. К нему наверное наше плавание и приурочили.

Но не о нашем плавании речь, а о том, что ещё в 70-х по реке можно было пройти на вёсельной шлюпке. А до лесосплава, начавшегося в 20-30 г.г. река была ещё глубже. Не были ещё отрезаны от реки и высушены полноводные болота, на которых стоит путрем и немецкий посёлок. Не было топляков, ну и следовательно их не заносило песком.
Насколько глубже была река сказать не берусь, но случай, что по ней из Оби к посёлку приплыл пароход в истории обозначен.
Да, самый настоящий пароход с водяными колёсами и дымом из трубы!

Случилось это в 1918 году.
Вот,что мы читаем в ЦХАФ АК, Ф. 5876, оп. 1 :

Воспоминания И.Я.Кожевникова:

Организовав тридцать пять человек, получив винтовки, патроны и пулемет «Максим», мы под руководством Михаил Яркова выехали на пароходе «Крестьянин» вниз по Оби к Новониколаевску, оставив в Барнауле Тихонова и Дрокина для дальнейшей организации красногвардейцев.
В Камне местный Совдеп нас задержал для усиления гарнизона и охраны подходов к Камню со стороны реки и наш отряд только томился той бездеятельностью, каковая была в Камне.
Каждую ночь я брал пять-шесть красногвардейцев и выходил на моторке «Чайка» в дозор вниз по Оби до Сузуна.
Один раз мы привели пароход «Братья Мельниковы», который ночевал в Сузуне. При проверке документов у пассажиров, мы усмотрели сорок человек офицеров, у которых в чемоданах оказались припрятаны погоны, а у некоторых и револьверы, ну, понятно, таких пассажиров из классных кают мы переместили в трюм и под охраной наших красногвардейцев и члена ревкома Корчемкина - отправили в Барнаул.

Вернувшись один раз из ночного дозора, мы с красногвардейцем Петровым пошли отдыхать на пароход «Лейтенант Шмидт», который собирался идти до Малого Сузуна для пополнения топлива - дров.
Войдя в Солдатовский перекат, мы обнаружили...

...далее следует текст отношения к Сузуну не имеющий.
Хотите прочитать целиком - обращайтесь к материалу "Сузун в 1919 году" на странице тута:
Линк на страницу (откроется в новом окне)


Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Вот фото этого самого парохода. Верьте или нет, но такой факт описан и имеет архивные ссылки.


----------
Редактировал: cepbiu at 11.01.2013 11:06:14




cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

17.01.2013 06:07

286.
Поразыскивал насчёт этого парохода.
Маловероятно,что такая махина могла пройти по Сузунке даже в 1919 году. Хоть её осадка с грузом всего 1,25 м. но длина 51 метр!!! Такие габариты однако не позволят рулить в русле такой речки на поворотах.


Далее о пароходе.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Судно на фото принадлежало Мельникововой Евдокии Ивановне, купчихе 2-й гильдии, владелице большого пароходства, главная контора которого находилась в Томске, а отделения её - в Барнауле, Бийске, Камне, Новониколаевске, Усть-Чарыше.
В состав «Обского пароходства Е.И. Мельниковой» входило 8 судов:
«Богатырь», «Двигатель», «Горный инженер Воронцов», «Волшебник», «Инженер-механик Гуллет», «Кормилец», «Воткинский Завод», «Братья Мельниковы».
В основном это - однотрубные, колёсные, двухпалубные пассажирские пароходы, олицетворяющие передовую технику конца XIX - начала XX века.
Все они ходили между Барнаулом и Томском, Барнаулом и Бийском.

1 августа 1912 г. на пароходе «Братья Мельниковы» в Барнаул приехал известный российский авиатор Александр Васильев, с ним доставлен аэроплан французского производства «Блерио».

В Гражданскую войну пароходы Мельникововой были мобилизованы в армию Временного Сибирского правительства и приняли участие в боях. В частности, «Кормилец» участвовал в десантной операции по захвату Усть-Чарышской Пристани.

Сибирский «Титаник»

В истории Барнаула и Новосибирска есть страница очень сильно напоминающая трагедию знаменитого «Титаника ». Только размеры судна и количество жертв сибирского парохода «Совнарком», который до мая 1921 года назывался «Братья Мельниковы», были значительно меньше. Однако, это была самая крупная в истории Обского бассейна водная катастрофа. Первый рейс этого парохода с новым названием, затонувшего в городской черте Новосибирска, стал и последним в его судьбе.

А строился этот двухэтажный пароход американского типа еще в конце 19-го века, затем им владела иностранная фирма, у которой судно перекупила барнаульская купчиха второй гильдии Евдокия Ивановна Мельникова. Евдокии принадлежала одна из крупнейших в Сибири пароходных компаний, в реестре которой значились десять больших судов (семь из которых были двухпалубными) и шесть барж. В основном суда курсировали по маршрутам Барнаул-Томск, Барнаул-Тюмень. Кстати, Мельникова первой в бассейне Оби догадалась построить корабль, предназначенный исключительно для перевозки пассажиров. Не зря построенный в Тюмени в 1892 г. на заводе Пирсона-Гуллета пароход был назван «Кормилец» - дело приносило хороший доход.

Тем не менее, Мельникова, как и прочие судовладельцы, была не прочь сэкономить и на персонале - в 1910 г. заработная плата на её предприятии была снижена на 30%. История не сохранила и фактов традиционной для купечества благотворительности со стороны Мельниковой. За глаза её, по аналогии с известной своей жестокостью помещицей Салтычихой, прозвали Мельничихой. В 1917 г. она умерла, а сын Александр еще до революции успел продать пароходство за 1,6 млн. рублей Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли («Товарпар»).

После революции имущество было национализировано, а корабль переименован в духе времени - «Совнарком».

8 мая 1921 года пароход вышел из Барнаула в Томск, имея на борту 14200 пудов пшеницы в мешках, 200 саженей дров и, по разным данным, от 225 до 400 пассажиров. Вечером 9 мая капитан А. Снегирёв намеревался заночевать в Бердске, но по каким-то причинам своё решение изменил. По свидетельствам некоторых очевидцев, его к этому вынудили вооружённые люди, находившиеся на борту, что неудивительно для того смутного времени. По слухам, люди сопровождали какой-то секретный груз в ящиках, но подтверждения этой информации нет.

В половине второго ночи с 9 на 10 мая пароход приблизился к железнодорожному мосту. Машина была переведена на самый малый ход, на бак выслали в качестве вперёдсмотрящих лоцманского ученика и помощника штурвального, убрали с палубы уже готовящихся к высадке пассажиров.

По одной из версий, из-за тумана сигнальных огней на мосту попросту не было видно, по другой - из-за неразберихи в стране ведомства не могли поделить сферы ответственности, и потому горевшие огни были железнодорожными, а команда приняла их за навигационные. Как бы то ни было, «Совнарком» двинулся прямиком на четвёртую опору моста.

Штурвальный попытался лавировать, но всё, что ему удалось - это избежать столкновения носовой части корабля с «быком». Удар пришёлся на середину корпуса, образовалась огромная пробоина, а через несколько минут прогремел взрыв - вода залила машину. Корабль разломился на две части и затонул примерно в 500 метрах ниже моста по течению и в 200 метрах от правого берега.

Деревянную палубу с большинством пассажиров снесло чуть раньше, еще при столкновении. Она долго плыла по течению, разламываясь на части. Несмотря на близость берега, и то, что в спасательной операции почти сразу же приняли участие пароходы «Богатырь» и «Новониколаевск», спаслось всего лишь около сотни человек, включая капитана и первого помощника - во-первых, из-за паники; во-вторых, вода была еще очень холодной. Кстати, капитан, помощник и несколько десятков человек удержались на плаву благодаря перевозимым дровам. Еще 20-30 человек уцелело на обломке верхней палубы, который выловили у села Мочище. Деревянные детали судна и тела людей доставали из воды даже у села Почта Колыванского района.

Причины аварии начали расследовать незамедлительно, но точка была поставлена только через год - в июне 1922-го. Капитан был оправдан за недоказанностью состава преступления; дежуривший в ту ночь на мосту служащий Индейкин был приговорён к 1 году принудительных работ и тут же амнистирован.

Корпус парохода мешал прохождению судов по фарватеру, поэтому (и еще по причине ценности груза и запчастей) попытки поднять «Совнарком» предпринимались неоднократно - в 30-е годы достали части импортных машин, чтобы использовать на других судах; в годы Великой Отечественной войны собирались использовать затонувшее в трюмах зерно; в послевоенное время поднимали отдельные части, пока осенью 1984-го не дошло дело и до всего корпуса.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


----------
Редактировал: cepbiu at 23.01.2013 22:46:35


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

25.01.2013 06:47

287.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

История 53.
Первый заслуженный учитель РСФСР в Сузунском районе.

Звание заслуженного учителя школы РСФСР было установлено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 года.
Давалось оно за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, за обеспечение учеников глубокими знаниями, за создании учебно-методических пособий, программ,
авторских методик. Было и условие по стажу - учителя должны были проработать до этого в школах и др. обуч.заведениях не менее 15 лет.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Первое такое звание в сузунском районе получила в ноябре 1957 году учительница Сузунской средней школы №1 Валентина Николаевна Руденко.
Причём это событие у неё совпало с окончанием заочного отделения пединститута. Вот так! Сейчас наверное это почти не мыслимо - сначала преподавать, а потом учиться.
А начинала она свою деятельность учителем в с.Бобровке. Потом сузунцы узнали Валентину Николаевну уже как кандидата педагогических наук и автора учебников по геометрии 7-11кл.,
инициатора внедрения метода самоуправления в школе.


В.Н. Руденко: Сузун - моя малая родина : [Воспоминания засл. учителя шк. РСФСР, учителя сред. шк. N 1 р.п. Сузун о себе и своей работе]
Новая жизнь - 1998. - 24 янв. - С. 10 : портр.; 31 янв. - С. 10.


Биография.

Родилась в 1924 г. В 1942 г. окончила Су-
зунскую среднюю школу №1. «В тот далёкий
год на западе гремела война, - вспоминает
Валентина Николаевна, - и потому выпуск
из 10 класса Сузунской средней школы №1
был укороченный - месяцев семь, не боль-
ше. К финишу наш десятый подошёл сильно
поредевшим, осталось 15 человек, по мно-
гим причинам многие не доучились. Голод-
но и холодно было (но над нами не рвались
бомбы - в этом состояло счастье). В школе
не стало учителей мужчин. И она находилась
на грани закрытия».
Валентина Николаевна начала свою педаго-
гическую деятельность осенью 1942 г. в роли
учителя Камышенской двухлетней начальной
школы, затем была переведена учителем мате-
матики и физики в Бобровскую школу, в 1944 г.
- учителем математики в Сузунскую среднюю
школу №1, где проработала два десятка лет.
Окончила Новосибирский государствен-
ный педагогический институт, математиче-
ский факультет.
В 1957 г. Валентине Николаевне присвоено
почетное звание «Заслуженный учитель школы
РСФСР», первой в Сузунском районе. Работала
творчески, инициативно, с великой любовью
к каждому ребёнку. В течение ряда лет руко-
водила секцией математиков района. Учитель
учителей, она старалась охватить многие во-
просы: индивидуальная работа, самостоятель-
ная, проблемный подход в обучении, наглядно-
сти, культура речи, логическое мышление…
Неоднократно избиралась депутатом район-
ного и областного Совета депутатов трудящихся.
С 1979 г имеет учёную степень кандидата
педагогических наук.
Валентина Николаевна - инициатор внедре-
ния самоуправления ученического коллектива
в школе. Этот опыт воспитания подрастающе-
го поколения был подхвачен школами района,
области, публиковался на страницах «Учитель-
ской газеты», журнала «Комсомольская жизнь».
Переехав в Москву, Валентина Николаев-
на продолжает работать. Она является авто-
ром более 100 педагогических работ, авто-
ром учебников и пособий по геометрии 7-11
классов, в которых реализована педагогиче-
ская идея «Переход учителя от информатора
знаний к организатору самостоятельной по-
знавательной деятельности ученика».
Руденко Валентина Николаевна счита-
ет своей малой родиной Сузунскую землю.
Здесь она состоялась как учитель, обрела
преданность педагогическому делу, которое
стало смыслом всей её жизни.

Источники:
Отдел архива администрации Сузунско-
го района. Ф.1.Оп.1.Д.590.Л.14; Сведения
из музея образования Сузунского района;

Знаменитые женщины Новосибирска: Ли-
тературно-краеведческий сборник. - Ново-
сибирск, 2002. - 552 с. - С. 466.

----------
Редактировал: cepbiu at 13.04.2014 14:22:33


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

06.02.2013 14:15

288.
История 54.

Снят с должности председатель сузунского исполколма!

Май месяц 1935 года. За систематическое отставание района снят с должности председатель сузунского РИКа (революционный исполнительный комитет)
товарищ Д.В.Романов. На середину мая 35-года в сузунском районе засеяно только 25% полей! С такими темпами сев закончится в июле!
За 32-34 г.г. мне в областной газете уже попадались заметки об систематическом отставании нашего района в с/х работах.
Время было суровое, сейчас трудно сказать, пострадал Романов незаслуженно ввиду отсутствия техники и рессурсов в районе или понёс
наказание по делам, но история такая случилась. Второе лицо в Сузуне было отдано под суд. Интересно, знает кто-нибудь дальнейшую судьбу Романова?

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


mestniy

Страна: СССР
Город: р.п.Сузун
Хобби: собирать грибы
моя анкета

13.02.2013 18:40

289.
прям очень интересно читать!!продолжайте в том же духе :lol:



cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

15.07.2013 04:18

290.
История 55.

Интересная история церкви в Шипуново.

В 1899 году в Шипуново была построена красивая деревянная церковь. Как и в Сузуне она была вознесенской.
Первое богослужение прошло в ней на Вознесение Господне.
Кроме местных к приходу были отнесены жители деревень Холодное и Фёдоровка. В 20-е годы церковь насчитывала более 3700 прихожан!

Странным образом шипуновскую церковь почти не коснулся декрет об отделении церкви от государства от 1918 года.
Не началось разграбление и уничтожение церкви,поэтому церковная утварь и иконы сохранились.
Её закрыли только в 1936 году, в эти годы редкая церковь не была закрыта. В здании церкви разместили колхозный зерносклад.
И опять же без снятия крестов...
Но,во что вообще верится с трудом - после войны в 1945 году храм был вновь открыт и начал свои службы!
Первый раз слышу,чтобы в эти годы вновь открывались церкви. Наверное рука Господня была над шипуновским храмом!
И всё бы ничего,если бы не пожар в феврале 1964 г. который произошёл, согласно документам, по вине священника Евфимия Синерукова.
И снова - церковь сгорела, а утварь и иконы спаслись. После этого пожара православный приход прекратил своё существование

Иконы Спасителя и Божией Матери из шипуновского церковного иконостаса сегодня находятся в кафедральном соборе Новосибирска.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Церковь в Шипуново. 1960-годы.

----------
Редактировал: cepbiu at 16.07.2013 00:29:28



Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33

Навигация: Главная страница / Форум / Жизнь посёлка Сузун и не только /




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.