Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Форум / Разное /
Разделы:

[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]


Реклама





Реклама

Крылатовыражизмы или почему мы так говорим.




Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

04.04.2018 02:17

101.
ФУТОРКА

Слово футорка я в первый раз услышал в институте от однокурсника Димы из Кривого Рога.
Мы жили в одной комнате ниижтовского общежития и всегда смеялись, когда он выдавал
очередной каламбур. Дима был парень наблатыканый и его речь пестрила разными словечками,
типа прилада,прибамбас,пидерсия, хильва,покоцаный и т.д.
С тех пор и до сегодня я считал, что футорка это просто жаргонное словечко, пока вдруг не задал
его в поисковик. И он выдал мне следущее:

Футорка - вид резьбового фитинга. Представляет собой гайку или втулку, имеющую
наружную резьбу для соединения большего диаметра и внутреннюю резьбу для соединения
меньшего диаметра.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Украинский словарь (а Димка собственно это слово нам и привёз из Украины) трактует
этимологию несколько иначе:

1) Те саме, що футор .
2) тех. Прокладка з картону та ін. подібних матеріалів.

Однозначно, что футорка произошло от слова футер.
Которое пришло в русский из немецкого Futter - чехол, подкладка.
Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка
ФУТОР, футора, ·муж.

1. Накладка, закрывающая отверстие для ключа в замке (спец.).
2. Подклад в голенищах высокого сапога (·сапож. )

Этоже нам подтверждает и
«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910

В немецком Futter имеет следущие значения:
1. Подклад на одежде, обуви, сумках и т.п.
2. Заделка,заполнитель пустот между рамой и стеной в оконных и дверных проёмах.
3. техн. Приспособление для зажима инструмента или технических деталей.
Например в токарном станке для зажима обрабатываемой детали.
Зажать сверло в патрон дрели в немецком будет как - зажать в футер.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.



cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

04.04.2018 06:30

102.
ЛАХУДРА.
???
Напр. женщина с растрёпанными и неприбранными волосами.
От франц. la hydra ?
Кто этимологию напишет?


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

26.01.2019 16:49

103.
Накрыться медным тазом


Давно уже медные тазы стали чем-то вроде раритета: их не используют в домашнем хозяйстве, а встречаются они разве что у бабушек в глухой деревне,
да и то чаще всего на чердаке. Или же в краеведческих музеях, например в нашем их достаточно, поскольку медные тазы были побочной продукцией
сузунского медеплавильного завода.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

А вот в разговорной речи этот фрезеологизм как раз не редкость.
Так, если у человека большая радость, и он выглядит счастливым, то нередко говорят «Сияет, словно медный таз!».

Однако чаще его упоминают, когда прогорает какое-то дело, рушатся планы, упускается хорошая возможность.
Тогда мы говорим, что все пропало, дело грозит накрыться медным тазом.
Выражение это никогда не было литературным, и, за редким исключением, не встречается в академических словарях
таких, как: словари Ушакова, Даля, Ожегова.
Доказанных версий происхождения выражения также нет, однако есть несколько гипотез.

Некоторые исследователи говорят, что происхождение выражения «Накрыться медным тазом» связано
с историей о Дон Кихоте Сервантеса. Однажды он ехал по дороге с Санчо Панса и увидел человека на дороге.
Это был цирюльник, который ехал на своем осле в соседнее селение поработать. Вместе с ним был медный таз для бритья,
который был хорошо начищен и блестел на солнце. А фантазер-рыцарь увидел коня и рыцаря с золотым шлемом и бросился на него.
Цирюльник сбежал, бросив свое добро. А Дон Кихот взял таз и сказал, что это золотой шлем Мамбрина - очень ценная вещь.
А забрала у него не было, по мнению Дон Кихота - потому, что его прежний неблагородный хозяин переплавил.
С тех пор старнствующий рыцать носил его вместо шлема. Все смеялись с него из-за этого, а он верил, что медный таз
его защищает от камней и во время боя. Выходит своего рода сравнение с погибшим рассудком Дон Кихота,
накрывавшего голову медным тазом.

Более прозаичная версия говорит о том, что выражение «Накрыться медным тазом» произошло от традиции накрывать
медным тазом в жаркую погоду скоропортящиеся продукты. Медные тазы не использовали для приготовления пищи,
но он мог защитить продукты от скорой порчи. При этом крайне важно было именно накрыть продукты тазом,
а не положить их в него. При соприкосновении с медной поверхностью таза в продукты проникали ядовитые окислы,
но при этом, если они находились под тазом, то эти же вещества замедляли процессы брожения и гниения в продуктах питания.
Данная версия, правда, не объясняет негативной окраски выражения.

Есть также предположение, что оборот родился в среде участников 1 Мировой войны, среди которых было немало, кто читал
Сервантеса в оригинале.

Я сел однажды в медный таз
Без весел и руля,
И переплыть Па-де-Кале
На нем собрался я.
Ведь на подобном корабле
Череэ пролив Па-де-Кале
Никто не плавал до меня.

Я весь озяб, я весь промок,
Пропал весь мой порыв.. .
Прости мне, Господи, мой заскок,
Но пусть я останусь жив!
То таз на мне, то я на нем,
Уж я не помню, кто на ком,
Но переплыли мы пролив.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Юлия Вихрева

МЕДНЫЙ ТАЗ.

В одночасье, резко, разом,
Без указа, без войны,
Вдруг накрыло медным тазом
Население страны.

Как судьба и пуля-дура
Без проблем находят дичь.
Эта кухонная утварь
Может каждого настичь.

Тут же кто на что годится
Проявляет медный таз.
Как судьбой распорядиться -
Выбор каждого из нас.

Кто-то враз откинул тапки,
Как на голову кирпич,
Кто в предчувствии атаки
Впал от страха в паралич.

Кто в подтазовом пространстве
Моментально свил гнездо,
Ведь не зря же запасался
Пред грядущею нуждой.

Кто-то мудро держит паузу,
Ждет пока пройдет гроза,
Лишь сверкают из-под таза
Любопытные глаза.

Кто-то движется как в танке
Вместе с тазом напролом.
Тише едешь - раз и в дамки,
И не важно, что ползком.

Этот таз украсил стразом,
И сверкая как фазан,
Лупит в жертвенном экстазе
По соседним по тазам.

Проверяет палкой длинной
Где покачественней медь,
Чтоб шагая по руинам,
Мелодичнее звенеть.

Ну и что, что в мире кризис
Дешевеют нефть и газ.
Конкурентам по ленд-лизу
Мы загоним медный таз.

Наверху лудят-паяют -
Каждый день растет в разы,
Без границы и без края
Спрос на медные тазы.

Помнить было бы полезно,
Что на каждого из нас
В канцелярии небесной
Заготовлен медный таз.


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

17.02.2019 23:07

104.
ШИШКА.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Самого опытного и сильного бурлака,бригадира идущего в лямке первым,
называли шишкой.
Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Шишкой становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший(немаловажно) много песен.
В артели, которую запечатлел художник Репин, шишкой был поп-расстрига Канин
(сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей).
Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения.
Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую.
От этого вся артель на ходу покачивалась.
Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома»,
возобновляя движение в ногу.
Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

Подшишельные - ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него.
По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант
и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день.
Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, от Знаменки до Лефортово.
За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был
самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину.
Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался
тянуть лямку.

Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение.
Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу.
Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме.
В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека.
Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега,
бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега.
Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна,
а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку:
«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз...»
пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

Картина была написана в районе Самары, где в селе Ширяево жил и творил Илья Репин.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Бурлаки начали вымирать как профессия с появлением пароходов, примерно со второй половины 1800-х.
В СССР в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года находился речной транспорт,
бурлацкая тяга была полностью запрещена.
Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлаки
снова таскали суда.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

В.А.Гиляровский «Моих скитаниях» описывает такой эпизод из жизни бурлацкой «аравушки»:

«Сдержали. Двинулись, качаясь и задыхаясь…
В глазах потемнело, а встречное течение - суводь - еще крутило посудину.

- Федька, пуделя! - хрипел Костыга.

И сзади меня чудный высокий тенор затянул звонко и приказательно:

- Белый пудель шаговит…

- Шаговит, шаговит… - отозвалась на разные голоса ватага, и я тоже с ней.

И установившись в такт шага, утопая в песке, мы уже пели черного пуделя.

- Черный пудель шаговит, шаговит… Черный пудель шаговит, шаговит.

И пели, пока не побороли встречное течение.

А тут еще десяток мальчишек с песчаного обрывистого яра дразнили нас:

- Аравушка! Аравушка! Обсери берега!

Но старые бурлаки не обижались, и никакого внимания на них.

- Что верно, то верно, время холерное!

- Правдой не задразнишь, - кивнул на них Улан.
Обессиленно двигались. Бичева захлюпала по воде. Расшива сошла со стержня…»

И далее он пишет:
«С упорством черного пуделя я добивался у всех бурлаков: откуда взялся этот черный пудель?
Никто не знал.
Один ответ: «Испокон так поют. .. Уж оченно сподручно: белый - рванешь, черный - устроишься…
И пойдешь, и пойдешь, и всё под ногу»

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Источник: Вокруг света 2013 и мои найденные дополнения отовсюду по чуть-чуть.


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

17.02.2019 23:33

105.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


Да у тебя на лбу написано!

На лбу написано (разг.) - перен. всем очевидно, сразу видно.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

В Древней Руси клеймить воров начали в Великом Новгороде в конце XIII века. Им ставили клеймо на щёку.
Но надо отметить, что на русской земле данный вид наказания не пользовался популярностью.
Ни во времена Ивана Грозного, ни при первых Романовых не наблюдалось поголовного клеймения преступников.
Такой вид наказания не упоминался даже в Своде законов. Его применяли, но чрезвычайно редко и в виде исключения.

Начиная с 1637 года, стали клеймить словом «воръ» фальшивомонетчиков.
Помимо этого, за разбой стали выжигать буквы «р з б», а за кражу буквы «т а т» (татьба). Но практиковалось такое нечасто.
С 1662 года бунтовщиков стали помечать буквой «б». Наибольшую популярность клеймение преступников приобрело при Петре I.
Царь ездил в Европу, насмотрелся на местные порядки и начал активно практиковать клеймение в щёку.

Таким способом пометили всех стрельцов, принимавших участие в Стрелецком бунте 1698 года. Затем взялись за воров,
а уже после этого дошла очередь и до каторжников, чтобы в случае побега их можно было легко опознать.

Но тут надо понимать, что клеймение никогда не рассматривалось как отдельное наказание. Его применяли после
сечения кнутом или вырывания ноздрей. Вначале клеймо представляло собой изображение двуглавого орла, то есть
преступников не клеймили, а орлили. В начале XVIII века, ещё при жизни Петра I, стали вводить буквы.
Ворам вначале ставили букву «в», а затем слово «воръ».

С 1754 года данный процесс несколько видоизменили. Букву «в» стали выжигать на лбу, а на щеках появились буквы «о» и «р».
Примечательно то, что штемпеля для клеймения начали изготавливать на монетном дворе, и они приобрели одинаковый вид
на территории всей империи. Из столицы стандартные штемпеля стали рассылать по городам и тюрьмам, другими же штемпелями
пользоваться запретили.

Менялся и сам процесс нанесения примечательных знаков на тело. Вначале использовалось горячее тавро, как для домашней скотины.
Такую «печать» раскаляли до красна, а затем резко и сильно ударяли ею по лицу или иному месту на теле осуждённого.
В XVIII веке горячим тавром пользоваться перестали. Вместо этого появились специальные пластины, утыканные иглами.
Их прикладывали к нужному месту, а затем исполнитель наказания резко ударял по такой пластине молотком.

Образовывались глубокие кровоточащие раны. Их натирали порохом. Тот попадал под кожу и оставался там навсегда.
Удалить такое клеймо было невозможно. По прошествию десятилетий от пороха отказались и стали применять смесь
чернил и охры.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

А как поступали в тех ситуациях, когда клеймение оказывалось ошибочным? Такому человеку выдавали специальный
документ. В нём говорилось, что наложенное клеймо недействительно. Сама же неприглядная печать в любом случае
оставалась красоваться на теле невинно осуждённого.

В первой половине XVIII века прогрессивно мыслящие люди начали высказываться против клеймения преступников.
Мотивировалось это тем, что Бог создал человека по образу своему, а поэтому на лице и на других частях тела не может
быть места для поругания. В результате этого был поставлен вопрос об отмене клеймения лица, но он не коснулся других
частей тела, в частности предплечий и лопаток.

Но пока всё это решалось в министерствах и ведомствах, клеймение преступников продолжалось.
В 1846 году ввели новый штемпель с литерами «к а т», что означало каторжник.
Появились также литеры «б» - беглый и «с к» - ссыльнокаторжный. Усовершенствовали и иглы на пластинах.
Их начали золотить, чтобы они не ржавели. Саму же надпись стали делать из раствора туши и индиго.

Практика клеймения преступников в Российской империи продолжалась вплоть до 1863 года. Лишь император Александр II
отменил данный вид наказания. Своим решением самодержец положил конец бесчеловечному и оскорбляющему достоинство
людей обряду. Тот стал неприглядным штрихом истории, навсегда канувшим в небытие.





Страницы: 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Навигация: Главная страница / Форум / Разное /




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.