Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Форум / Отдых,отпуск,поездки. Увлечения,рыбалка и охота. /
Разделы:

[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]


Реклама





Реклама

История Нового Года, Рождества и Деда Мороза




Страницы: 0 | 1
kolibri

Модератор
kolibri

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: нумизматика, поиск старины.
моя анкета

18.11.2012 15:49

1.
Как вы думаете, какой из праздников самый древний? Разумеется, Новый год!

Вообще же традиция встречи Нового года повсеместно распространена в цивилизованных и примитивных (архаических) обществах. Возникла она в глубоком прошлом и связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.В дохристианский период многие индоевропейские народы праздновали наступление Нового года в период зимнего солнцестояния. В III веке христианские историки приняли за начало года 1 марта, а с V века на этот стиль перешли во многих городах и областях Европы. В Римской империи с IV века счет дней в году вели от 25 декабря - Рождества Христова. С IX века этот стиль стали применять (наряду с благовещенским) на территориях германских герцогств, а с 1310 года вплоть до второй половины XVI века он оставался там практически единственным.

В Древней Руси год начинался в марте - в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и еще одна новогодняя дата - 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии.
На территориях независимых русских княжеств новый год долгое время мог начинаться 1 марта и 1 сентября, пока в 1342 году московский митрополит Феогност, а затем и церковный собор 1492 года не узаконили начало года с 1 сентября. Великий князь Московский и «всея Руси» Иван III утвердил постановление церковного собора, причем с 1 сентября стал начинаться не только церковный, но и гражданский год.

Интересно, что 1492 год от Рождества Христова ожидали как «роковой» год - год «конца мира», поскольку еврейские, а затем и христианские толкователи Библии полагали, что мир будет существовать то ли 6000, то ли 7000 лет от его сотворения - эквивалентно числу дней творения или полной седмицы.

В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин пишет:
«Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим Хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. Сия несчастная мысль, владычествуя в умах, вселяла в людей равнодушие ко славе и благу отечества… думая, что все ненадолго».
Уверенность в конце мира была настолько велика, что пасхальные таблицы в Греции и Руси ограничились 1492 годом. Однако год истек, все «успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется», а Московский церковный собор сразу же в сентябре утвердил пасхалию на последующие годы и перенес начало года на 1 сентября.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году и проведен был «весело и в пиршестве».
Но уже следующий Новый год Петр хочет праздновать по-новому. Отменив летосчисление от дня сотворения мира, он «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» устанавливает отсчет времени по Рождеству Христову. А заодно, и все по той же причине, переносит празднование Нового года с сентября на январь.
20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова
1700 год начался службами во всех церквах «с испрашиванием благославления на Новый год»

Рождество.
В 1582 году папа Григорий XIII ввел новую календарную систему, которая получила название григорианской или «новый стиль»

Не перешла на григорианский стиль и Россия, хотя с 1700 года она и встречала новый год 1 января, но все же на 11 суток позднее других европейских государств.
В нашей стране календарную реформу провели большевики сразу после прихода к власти: 16 ноября 1917 года этот вопрос обсуждался в правительстве, а 24 января 1918 года был принят декрет о введении в Российской Республике западноевропейского календаря:
«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь.
В силу этого:
1. Первый день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15-м».
Декрет подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин), помощник Народного Комиссара по Иностранным Делам Г. Чичерин, Народные Комиссары: А. Шляпников, Г. Петровский, А. Амосов, В. Оболенский, Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов. Он был опубликован на следующий день в «Правде».

Церковь переходу на новый календарь воспротивилась, и до сих пор устройство церковного года осуществляется по юлианскому календарю. В результате советский Новый год предшествует православному Рождеству Христову, а православные по-прежнему встречают Новый год по старому летосчислению, то есть 14 января, называя его «старым Новым годом».

В 325 году, когда император Константин I делает христианство государственной религией, христиане составляли примерно десять процентов всего населения империи. Главным методом обращения в христианство остального населения стало использование самих языческих верований, очищенных и наполненных новым смыслом. По этой причине праздник Рождества Христова отделили от праздника Крещения и перенесли на день рождения солнца (25 декабря), «как рождение подлинного духовного солнца, вхождение в мир подлинного духовного света». С тех пор в главном песнопении праздника сохранились слова: «Рождество Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом познания. Ибо в нем служащие звездам были научены поклоняться Тебе, солнцу правды…». Таким образом, праздник Рождества был произвольно назначен на 25 декабря.

В дореволюционной России Рождество было одним из самых любимых праздников. Придя к власти в 1917 году, большевики вознамерились создать новый мир:
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим - кто был ничем, тот станет всем».
День 7 ноября стали считать первым днем новой эры и ежегодно праздновать как Новый год со всеми его ритуалами. При таком видении мира ни Богу, ни старым праздникам места в новой России не было, поэтому началась активная кампания борьбы с ними. Руководили большевики, а непосредственными исполнителями стали комсомольцы. Обстановку борьбы с религией и праздником Рождества Христова наглядно передают газеты и журналы того времени.
Вот, к примеру, заголовки статей «Комсомольской правды» конца 20-х годов накануне «нового» и «старого» Рождества:
«Научной плеткой по религиозному дурману»
«В поход на религию и пьяный, обжорный праздник», «Провести комсомольское рождество разумно, не в пьянке и обжорстве, а на гуляньях, вечерах и на спорте».

На тропу войны с религией и старыми праздниками встали пролетарские поэты.
Демьян Бедный в апреле - мае 1924 года опубликовал в «Правде» «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где Иисус Христос представлен неполноценным от рождения человеком, к тому же наделенным многими пороками.
Владимир Маяковский клеймил некоего Лебита за то, что «он, приведя резоны разные, по-христиански елку празднует» («Комсомольская правда», 1928, 22 дек.). Александр Введенский написал строки, ставшие популярными: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов» («Чиж», 1931, № 12).
Семен Кирсанов в стихотворении «Рождество» («Комсомольская правда», 1928, 25 дек.) обратился к комсомольцам с призывом: «Праздновать рождество - значит праздновать рабство с невежеством!..

Елки сухая розга маячит в глазища нам,
по шапке деда Мороза, ангела - по зубам!»


Апогей борьбы с Рождеством пришелся на 1930 год. Коммунисты в очередной раз обосновали необходимость борьбы с ним: «1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетенных и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними… Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове - вот подлый классовый смысл рождественской легенды» («Известия», 1930, 6 янв.).

Комсомольцы в Москве (сорок тысяч человек) и других городах «весело» похоронили религию, героев старого быта, любителей побездельничать в Рождество - Макдональдов, священников, пьяниц, монахов, гадальщиц. Они осмеивали елки и церкви, рядились в попов, ксендзов, пасторов, раввинов и читали «проповеди», а потом под музыку, хохот и пляски жгли иконы, макеты церквей, ризы священников.
28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья П.П. Постышева
«Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею.
Реабилитация новогодней елки скорее всего явилась продуманной акцией.
Обратим внимание, что елка из рождественской превратилась в новогоднюю, а сама статья воспринимается как руководство к действию. Судя по развернувшейся кампании, все было согласовано заранее. В той же газете помещена заметка «Продажа елок на рынках Москвы», в которой буднично сообщается, что на некоторых рынках появились елки и их охотно раскупают жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии, дети и подростки. Далее сообщалось, что достать елки и игрушки к ним очень трудно, поскольку директора крупнейших рынков не разрешают их продавать, считая это нарушением каких-то никому не ведомых правил и «баловством».

Одновременно с устройством елок для детей власти стали поощрять коллективную встречу Нового года взрослыми. 31 декабря того же 1935 года «Комсомольская правда» опубликовала статью «Студенческий бал-маскарад«:

«Яркие ленты, плакаты, панно, карикатуры, маски, рисунки, вырезанные фигуры украшали коридоры, стены зала, колонны и каждый уголок институтского здания. Даже громкоговорители, непрерывно разносившие по институту звуки танцевальных мелодий, прятались под большими открытыми поющими масками…
В зале шум. Это на огромном коне въехал Дон-Кихот Ламанчский со своим верным слугой Санчо Пансой. Но вдруг конь упал, и из него стали вылезать Коломбины, Арлекины, и опять все закружилось, затанцевало и запело.
Уже 2 часа ночи. Но это мало кого волнует - „Счастливыe часов не наблюдают», эту надпись на всех часах держит Амур, или она написана на огненно-красном сердце, подвешенном к часам»…

Новый год мгновенно перешел из неофициального статуса в статус государственного праздника, а с 1 января 1948 года (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года) первый день нового года стал нерабочим днем.
А что же с Рождеством?
Не то чтобы бороться с ним перестали - боролись, но не так шумно и крикливо, как раньше. И агитацию вели, и церкви закрывали…
Так продолжалось вплоть до конца 80-х годов, а 7 января 1991 года Россия вновь на государственном уровне отметила православное Рождество Христово.

Дед Мороз.
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.
----------
Редактировал: cepbiu at 18.11.2012 19:51:36


kolibri

Модератор
kolibri

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: нумизматика, поиск старины.
моя анкета

18.11.2012 15:53

2.
Много интересного узнал про наш Новый год. Получается в России за все века новый год отмечали 1 сентября, 1 марта, 1 января, 7 ноября.
----------
Редактировал: kolibri at 18.11.2012 10:05:13


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

19.11.2012 00:53

3.
Добавлю.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ.

Напишу-ка я то,что собрал из истории русского празднования рождества и нового года.

ПРИ ПЕТРЕ.

До Петра 1 новый год в России отсчитывался от 1 сентября и только по его Указу о новом летоисчислении с 1700 года стал отмечаться 1 генваря
В это время (1699 год) в России шёл 7208 год! :lol:

Указ ''О ПРАЗДНОВАНИИ НОВОГО ГОДА''
декабря в 20-ый день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:

«Известно ему, великому государю, стало -- не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны -- как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята -- все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых -- по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.
А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет -- то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.

И по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы -- собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать. А перед Бурмистерской ратушей стрельбе и таким огням и украшению по их смотрению быть же»

Новый год при Петре отмечали целую неделю - с 1 по 7 января. Праздновали в прямом смысле слова шумно - стреляли из пушек, взрывали фейерверки, разжигали костры и поджигали бочки со смолой.
Есть байка,что гостей дворца на три дня запирали в обеденной зале, чтобы они, не прекращая, ели и пили, пока не упадут замертво, а когда приходили в себя - продолжали праздновать.
Однако после смерти царя-реформатора обычай не прижился и был скоро забыт.


ПРИ ИМПЕРАТРИЦАХ.
Со сменой правителей Новогодние праздники постепенно обрастали новыми традициями. Елизавета I отмечала Новый год балами, Екатерина II ввела обычай дарить подарки. Подарки развозились как лично, так и с помощью гонцов и «почтарей». Главным их получателем была сама императрица, умевшая радоваться как ребенок приятным мелочам. Однажды (некоторые историки относят это событие к 1770 году) придворный повар-француз преподнес Екатерине новогоднее блюдо, вошедшее в анналы кулинарного искусства под названием «Roti a l’Imperatrice» («Жаркое императрицы»).

Рецепт его описал русский писатель Михаил Пыляев: «Возьми лучшую мясистую оливку, вынь из нее косточку, и на место ее положи туда кусочек анчоуса. Затем начини оливками жаворонка, которого по надлежащем приготовлении заключи в жирную перепелку. Перепелку должно заключить в куропатку, куропатку - в фазана, фазана - в каплуна и, наконец, каплуна - в поросенка. Поросенок, сжаренный до румянки на вертеле, дает блюдо, которое через смешение всех припасов по вкусу и запаху не имеет себе подобного. Величайшая драгоценность в этом блюде - оливка, которая находится в середине, - напитывалась тончайшими соками окружавших ее снадобий».
Традиция пить на Новый год шампанское появилась после войны 1812 года, когда из Франции на Русь привезли трофейный напиток. 1 января 1813 года русская армия, разгромившая Наполеона на своей территории, начала поход в логово врага. Захват в том же году французского города Реймса принес нашим войскам удивительные трофеи - тысячи бутылок невиданного прежде шампанского.

Владелица подвалов, мадам Клико, грабежу не препятствовала, рассудив, что «убытки покроет Россия». В самом деле: шипучий напиток настолько пришелся по вкусу русским офицерам, что уже через три года вдова получала из Российской империи больше заказов, чем из Франции.


Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

ПРИ НИКОЛАЕ I.
Во время правления Николая I на улицах появились публичные елки.
Ёлочные игрушки привозили из Германии или делали своими руками.
Надо сказать,что появлению именно рождественской елки в России мы обязаны императрице Александре Фёдоровне, жене Николая 1.
В первой четверти XIX в. Александра Федоровна, ввела этот обычай при Императорском дворе.
Будучи немецкой принцессой, она впитала в себя эту традицию с детства, поскольку традиция рождественских елок получила широкое распространение в Германии на рубеже XVIII и XIX вв. При этом следует подчеркнуть, что елки и подарки были непременным атрибутом именно рождественских праздников, а не календарного начала Нового года.
Существует даже точная дата появления первой рождественской елки при Императорском дворе. Великая княгиня Александра Федоровна впервые устроила рождественскую елку с подарками в декабре 1817 г., находясь с мужем в Московском Кремле. При Николае I рождественская елка в Зимнем дворце становится прочной традицией. Постепенно этот обычай распространяется сначала среди аристократии Петербурга, а затем и среди горожан.

Кстати, «зажженные елки» представляли собой определенную опасность для огромного дворца, поскольку на них зажигали свечи. И поэтому когда в декабре 1837 г. загорелся Зимний дворец и Николаю I доложили об этом, его первой мыслью было то, что пожар начался на половине детей, которые по неосторожности могли уронить свечку. И рассказывая об этом эпизоде, Ольга Николаевна обронила, что император «всегда был против елок».
Однако традиция уже сложилась, и «пожароопасные» рождественские елки, так радовавшие детей, продолжали проводиться.

1 января 1826 года царь Николай I устроил «новогодний бал с мужиками». Все приглашенные должны были появиться в национальных костюмах. Сама государыня Александра Федоровна надела сарафан и повойник. В тот день во дворец пускали всех желающих, и собралось в нем более четырех тысяч человек. Через восемь лет законом от 27 февраля 1834 года Николай I ввел обязательное ношение придворного женского костюма, созданного на основе народного платья. «Офранцуженные сарафаны», как окрестили их современники, сохранились до 1917 года.

Но настоящий елочный ажиотаж в России начался значительно позже - на рубеже 1840-х годов. Поспособствовала тому и мода на немецкую литературу, в первую очередь на Гофмана с его «елочными» сюжетами - «Щелкунчиком» и «Повелителем блох». Украшать елку и устраивать детские новогодние утренники в состоятельных домах стало хорошим тоном.

В 1852 году на Екатерингофском вокзале была проведена и первая в России публичная елка: сверкающее огоньками рождественское дерево впервые увидели тысячи восхищенных глаз.

ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II.

После смерти Николая I его сын, молодой император Александр II, продолжил традиции, сложившиеся во время царствования отца. 24 декабря 1855 г. в сочельник елка была устроена на половине императрицы Марии Александровны «в малых покоях». Поскольку в 1855 г. продолжался годичный траур по умершему Николаю I, то на елке присутствовали только «свои». Собственно рождественские праздники начинались со всенощной службы в малой дворцовой церкви. Как правило, это семейный праздник, с приглашением только «своих». На богослужении присутствовали лишь императорская чета и все их дети. После службы все направлялись в Золотую гостиную Зимнего дворца, где каждого ожидала своя елка. Эта традиция была нарушена только во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.. В семье возникли разногласия. Императрица Мария Александровна желала провести рождественские праздники как можно скромнее по случаю продолжавшейся войны. Царские ёлки (украшенные кондитерами) стоили по тем временам 25 рублей. Всё празднование рождества например в 1878 г. обошлось царской семье в 880 руб., с бронзовыми и другими украшениями, сюрпризами, картонажем и фруктами.
В дневниковых записях великих князей в 1870-х гг. встречаются упоминания о том, что рождественские елки организовывались и для детей слуг.


ПРИ АЛЕКСАНДРЕ III

При Александре III Рождество, как правило, отмечалось в Гатчинском дворце. Надо заметить, что при Александре III ситуация с практикой подбора подарков изменилась.
Волна терроризма в России на рубеже 1870-1880-х гг. совершенно исключила возможность личного посещения магазинов членов императорской семьи.
Поэтому образцы подарков присылались магазинами во дворец, а уже из них отбирались собственно подарки.
Когда праздник заканчивался - елки, простоявшие во дворце три дня, убирали. Снимали украшения с елок дети:
«Все изящные, похожие на тюльпаны, подсвечники и великолепные украшения, многие из которых были изготовлены Боленом и Пето, раздавались слугам.
До чего же они были счастливы, до чего же счастливы были и мы, доставив им такую радость!» - вспоминала великая княгиня Ольга Александровна.
При Александре III было положено начало традиции посещения других многочисленных елок. Сегодня например у солдат Кирасирского полка, завтра в Дворцовой полиции.


ПРИ ПОСЛЕДНЕМ ЦАРЕ
С началом нового царствования все традиции, впитанные Николаем II с детства.
В 1898 году в царской России появляются первые рождественские открытки (открытые письма) .
Однако их сразу и заметно вытеснили германские карточки,которые были в 3 раза дешевле отечественных.

После того, как началась Первая мировая война, многое в жизни страны изменилось. 24 декабря 1914 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна записала в дневнике:
«Впервые в этом году мы с ней (Ксенией) встречали Рождество без настоящей рождественской елки».
В 1915 году ёлки пропали из русской новогодней традиции . В канун 1915 года немецкие военнопленные, располагавшиеся в госпитале Саратова, устроили праздник с традиционной елкой. Российские газеты немедленно указали на этот «вопиющий факт», и уже вскоре Святейший синод, а за ним и император Николай II объявили традицию ставить в домах праздничные ели «немецкой» и «вражеской» и категорически запретили ей следовать.
Первая мировая война сделала Германию основным противником Российской империи. Страну охватила сильнейшая патриотическая антинемецкая кампания, одним из результатов
которой стало, к примеру, переименование всего с иноземного лада на русский. Столица государства Санкт-Петербурга стала Петроградом.
Пострадала от чрезмерного патриотизма и ёлка, которую Святейший Синод объявил «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
На исходе своего царствования Николай II запретил наряжать хвойные деревья.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

ПРИ ЛЕНИНЕ.

После революции праздник начал забываться - у нового общества были совсем другие,более важные задачи.
Однако елки в Россию всёже к празднику вернулись -но ненадолго. Ленин устраивал новогодние(не рождественские) праздники для детей - и позже, в советское время он воспринимался
чуть ли не одним из воплощений Деда Мороза.


Вечером 19 января 1919 года Ленин и его сестра Мария Ильинична в сопровождении охранника - чекиста Чебанова - выехали на автомобиле из Кремля, чтобы навестить в Сокольниках Надежду Крупскую, восстанавливавшую силы после болезни в доме Лесной школы, и принять участие в детском новогоднем празднике. Дети ждали Ленина подле наряженной елки, которая была для большинства из них настоящей диковинкой: до революции елки наряжали лишь в барских домах, крестьянам и рабочим это было просто не по карману.

По дороге на Ленина напали вооруженные налетчики Яшки Кошелька и отобрали автомобиль, деньги и паспорт. Не желая подвергать жизнь вождя опасности, Чебанов не оказал сопротивления бандитам. На елку к детям Ленин пришел, однако, как ни в чем не бывало. Он улыбался, шутил, играл с детьми, водил хороводы, угощался чаем с вареньем и конфетами (маленькое чудо от Бонч-Бруевича). А потом вручил каждому подарки: кому - трубу, кому - барабан. Ликованию детей не было предела.

Такой была первая детская елка в Советской России.
Было это всего пару лет и назовём эти ёлки РЕВОЛЮЦИОННЫМИ.
В соответствии с указом Совнаркома в январе 1918 года страна перешла на григорианское летоисчисление, опережавшее юлианское на 13 дней.
Но ни «СТАРОГО», ни «НОВОГО» ГОДОВ, в послереволюционном календаре не стояло - 1 января был рабочим днем, 14-е - тем более.
Новогодние и рождественские открытки после революции были также упразднены, как «буржуазный пережиток».
Слова «С Рождеством и Новым годом» исчезли из лексики печатных изданий.


ПРИ БОЛЬШЕВИКАХ
А в 1923 году рождество репрессируют:
«…Новолетие считать с 7 ноября, а летоисчисление для нового советского государства вести с 1917 года, который считать 1-м годом коммуны».

После смерти Ленина началась борьба с Новым годом и елками, как с буржуазным и религиозным пережитком.
В те годы стал популярен агитационный слоган:

Не позволим мы рубить
молодую елку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.

Только тот, кто друг попов,
елку праздновать готов!
Мы с тобой - враги попам,
Рождества не надо нам.

Александр Введенский «Не позволим!», 1931 г.


В 1927 году в стране началась антирелигиозная кампания (хотя до революции именно церковь боролась с елкой как с отголоском языческих обрядов) и под этот шум начались гонения на старые «буржуазные» праздники. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку».
В изданных в тот год «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» был такой агитационный лозунг:

«Скоро будет Рождество -
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».

Чины, отличия, буква ять, бог и собственность -отменялись!
Населению Большевицкой России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты.
Как результат отсутствия праздника, в Питере была закрыта единственная фабрика по производству ёлочных игрушек. Также прекратился ввоз игрушек из Германии.
И те, кто всё же подпольно отмечали Рождество, не имели большого выбора в ёлочных игрушках. Именно тогда появилась традиция вешать на ёлку конфеты, печенье и фрукты.
Ведь надо же было что-то на неё вешать!

Вот что писали в одной из советских газет об этом волшебном празднике:
«Гуляет по белу свету несуразная Рождественская елка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе и унижение угнетенных и обездоленных тружеников,
издевательство и надругательство над ними»
.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Ёлка ушла в подполье! Иногда по доносам «добропорядочных» соседей, наряженная елочка в доме становилась поводом для рассмотрения личности красного рабочего и гражданина на товарищеских судах. «Старорежимные» праздники, скажем так - совсем не приветствовались.
Такое положение дел продлилось до 1935 года.

ПРИ СОВЕТАХ.

В 1935 году Советское Правительство во главе со Сталиным решило реабилитировать ёлку, очевидно беспокоясь о детях трудящихся и о том, что у у них нет детского праздника.
Ведь исторические факты гласят, что Иосиф Виссарионович очень любил детей и часто с ними фотографировался, тем самым показывая советскому народу свою «доброту».
С религией ёлку больше никто не ассоциировал.
28 декабря, в газете «Комсомольская Правда» появилась заметка «Давайте организуем детям хорошую елку».
Идея по возрождению праздника принадлежала секретарю ЦК КПСС П.Постышеву. Сталин его поддержал. В результате по всей стране срочно развернулась активная кампания
по организации праздников ёлки для советских детей.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

В свою очередь, в исполнение наказов партии, зашевелились фабрики,артели и малых товарищества, которые начали выпускать ёлочные игрушки «классововыдержанной тематики».
Они начали выпускать новую - СОВЕТСКУЮ игрушку. Если прежде ёлочные игрушки носили религиозный характер, изображая ангелочков, библейские сюжеты, различных животных,
то теперь они соответствовали новой правильной идеологии. Гимнасты, акробаты, буденовцы, красноармейцы, пионеры, шары с серпом и молотом, женщины в красных косынках, игрушки о покорении Советским Союзом Заполярья.
В 1937 году выпустили новогодние шары с изображением Ленина, Сталина, Ф.Энгельса и К. Марса,членов компартии. Но эти игрушки быстро сняли с производства. Ведь фраза «повесить Ленина на елку» звучит однако двусмысленно...
А представьте,если бы Вы в 37-м,наряжая ёлку,навиду у всех шар со Сталиным разбили...

По новогодним игрушкам времен СССР можно в буквальном смысле изучать историю нашей страны.

Традиция украшать верхушку елки звездой берет свое начало от библейской истории про Вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к новорождённому Иисусу.
Именно тогда в 1935 году ёлочная рождественская восьмиконечная белая звезда Вифлеема была заменена пятиконечной красной звездой, которой начали украшать верхушку новогодней ёлки,
а в центре её красовался кудрявый Володя Ульянов.

Итак ПЕРВАЯ настоящая, красивая и нарядная, СОВЕТСКАЯ новогодняя ЁЛКА пришла на праздник в конце 1936 года. Кремлёвскую 15-метровую ёлку установили в Колонном зале Дома союзов - как символ того, что жить стало лучше, жить стало веселее. И следом... гневно заклеймили тех, кто в первые годы советской власти «ославил прекрасное детское развлечение как буржуазную затею».


Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Бешеная популярность вышедшего в 1936 году фильма «Цирк» привела к появлению на елках акробатов, клоунов и симпатичных негритят.

Всенародным новогодним напитком шампанское стало после того, как в СССР началось его массовое производство по специальному постановлению Совнаркома от 1936 года. Специальная технология позволила произвести 300 тыс. бутылок «Советского шампанского» уже к 1937 году. «Дебют» шампанского состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев артист Михаил Гаркави на правах тамады под бой курантов впервые наполнил бокалы присутствующих напитком «рабочей аристократии».

В 1937 году было выпущено специальное пособие «Ёлка в детском саду».
В нём были даны подробные рекомендации, где и какие игрушки надо вешать. Вот выдержки из пособия:

«Новогодняя елка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях.

Необходимо сохранить изобилие и разнообразие приятных для глаз вещей в самом необыкновенном их соседстве - парашютист и медведь, бабочки и хлопушки и т.п. Большим успехом пользуются у детей цепи, сделанные из маленьких двухсторонних плоских фигур. Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие, блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, например, бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи, а на краях ветвей - аэропланы, парашюты, птички, бабочки и т.п.
На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах кукол, слонов, обезьянок, зайчиков <…> Особое внимание необходимо уделить декорированию подножия елки. Сказочность и необычайность этого чудесного древа должна быть сохранена целиком. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой - хоровод зайчишек. Можно устроить вокруг елки веселый хоровод кукол, одетых в костюмы разных народностей».

В детские новогодние подарки тех времён было принято вкладывать маленькие карточки с надписью
«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», чтобы дети ненароком не подумали,что своим счастливым детством они обязаны Деду Морозу.
Что касается реабилитированного Деда Мороза, то в начале того же 1937 года, в Московский Дом Союзов он впервые пришёл со своей внучкой - Снегурочкой,
и с тех пор эта традиция прочно закрепилась и дошла до наших дней. На буржуазного Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховой
одеждой и красным мешком с подарками. В остальном советский Дед Мороз не похож на пухлого гномика, он рослый, крепкий советский дед. Шуба у него, в отличие от Санты Клауса,
спускается до пят, подпоясывается не ремнем, а кушаком. На голове у Деда Мороза шапка без всяких там кисточек и помпонов. Руки - в огромных рукавицах, а на ноги - либо красные сапоги,
либо «патриотические» валенки. Да и приезжает наш Дед Мороз не на оленях, а на русской тройке… Да еще и не один, а с очаровательной барышней - Снегурочкой, аналогов которой нет ни в одной
стране и сказке.

Если детей всего мира спросить кто такой Рудольф,то они неприменно скажут,что это главный олень Деда Мороза.
Советскому ребёнку,да и сегодняшнему россиянину тоже, имя Рудольфа не говорит ни о чём.

ВО ВРЕМЯ ВОВ2.

Во время Великой Отечественной Войны (в 1941-1945 годах) украшение новогодней елки было обязательным - это напоминало солдатам о мирной жизни, придавало сил и надежду на скорую победу.
При этом елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов,ваты, носовых платочков - «солдатами», «танками», «сталинскими броневиками», «пистолетами», «собаками-санитарами», а на Новогодних поздравительных открытках времен ВОВ Дед Мороз беспощадно бил фашистов…


ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

1 января стало нерабочим днем только в 1948 году.

В 1951 году на советских открытках впервые появилась снегурочка. С этих пор с России Деда Мороза и Снегурочку видят только парой.

В 1953 году выходит самый новогодний детский фильм - «Чук и Гек» по Гайдару. Наверное не найдёте ни одной бабушки или дедушки,которые не помнят этих двух мальчиков.
При Хрущёве в 60-х обязательной ёлочной игрушкой становится кукуруза, а после выхода знаменитого фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились елочные игрушки в виде часов,
на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать»

«Пять минут, пять минут!
Бой часов раздастся вскоре!
Пять минут, пять минут!
Помиритесь те, кто в ссоре! …»

После полета Юрия Гагарина космическая тема принимает небывалый размах в новогодних игрушках. Спутниками, ракетами, космонавтами увешаны елки по всей стране.


В КРЕМЛЕ.

Самой главной ёлкой Советского Союза конечно же была Кремлёвская Ёлка в Москве.
Традиция её проведения началась в 1954 году.Однако, не каждый советский ребёнок мог попасть на эту ёлку. Надо было иметь специальное приглашение.
На Кремлёвскую Ёлку приглашались детские творческие коллективы, дети-отличники, и неприменно чтобы были дети из всех 15 республик. Репортаж о проведении мероприятия был показан по всей стране в киножурнале «Советский Союз». На верхней площадке лестницы, оформленной в виде сказочной горы, стоял самолет. В Зале Арктики самым популярным экспонатом была модель строящегося ледокола. В других залах дети разглядывали зверей из зоопарка, или встречались с героями сказок и детских книг, или их ожидали аттракционы. Но центром праздника была красавица-ёлка, на которой сверкали десять тысяч елочных украшений!


Использовано:
И. В. Зимин «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX - начало XX в.»
Википедия и др.

----------
Редактировал: cepbiu at 19.11.2012 00:07:20


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

19.11.2012 03:02

4.
О раскрепощённом обществе сегодняшнего дня наши потомки будут судить по вот таким ёлочным игрушкам.
Развлечений,зрелищ,икры без хлеба и денег,конечно денег!

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


valpitr

Страна: СССР
Хобби: спорт!
моя анкета

08.09.2015 18:18

5.
Есть еще очень интересная статья про основополагающие особенности российских новогодних праздников для православных людей - Линк на страницу (откроется в новом окне)

Споры по поводу того, какой календарь более правильный - старый юлианский или новый григорианский - ведутся не одно десятилетие. А пока истина в этом извечном споре не установлена, большинство европейских стран отмечает Рождество в конце декабря, то есть до наступления Нового года, а православный мир, упорно придерживающийся старых традиций. Впрочем, у православных он тоже наступает после Рождества - среднестатистическому гражданину, не слишком хорошо разбирающемуся в религиозных традициях, он известен под странным названием «Старый Новый год». Справедливости ради заметим, что и католики-европейцы мало разбираются в подобных тонкостях, в просто отмечают то, что им исторически предначертано.

Для пресловутого среднестатистического европейского гражданина Рождество обычно плавно переходит в 31 декабря - ведь рождественская елка вполне устраивает всех в качестве новогоднего символа, Дед Мороз и вовсе отсутствует. Для российского неверующего гражданина череда вечеринок начинается с католического Рождества, за которым следует признанный во всем мире вечер, затем мы отмечаем Рождество православное и, конечно же, Старый год - зачем же отказываться от красивого зимнего торжества. Вдумываться в высокий смысл одного из наиглавнейших христианских событий - Рождества - интересно не каждому.

Верующие православные граждане страдают больше всех. 31 декабря, с его увеселениями, шутками и плясками и обильными застольями приходится как раз на самую строгую неделю долгого рождественского поста. Поэтому даже те, кто стремится возродить традиции православия, воспитывая у подрастающего поколения интерес к духовной культуре российского народа, все чаще заговаривают о том, что неплохо было бы отказаться от старого календаря, вносящего такую вредную неразбериху. Однако до этого пока дело не дошло, так что мы продолжаем отмечать все подряд, не придерживаясь какой бы то ни было определенной традиции. Впрочем, они, как известно - не более чем условность, поэтому для неверующих все эти тонкости особой важности не представляют.

Все это вполне объяснимо, ведь в течение довольно длительного периода у нас в стране православные постулаты старались предать забвению. Окончательно искоренить их не получилось, но и сохранить незыблемыми тоже не удалось. В любом случае не может не радовать тот факт, что подрастающее поколение уже знакомо с легендой о появлении на свет младенца Иисуса, как впрочем и с другими наиболее важными и значимыми библейскими сказаниями. И уже многие понимают, что к Рождеству Христа сказочный герой не имеет никакого отношения - он родом из других легенд. Поэтому и на рождественских гуляниях присутствует далеко не всегда.

Из всего вышесказанного отнюдь не следует, что программы, которые предлагаются на Рождество, скучны и малоинтересны. Для всех - это веселый и радостный праздник, тем более, что по традиции с этого дня начинались святки, с новогодними гаданиями, балами, ряжеными, шумными застольями, визитами к друзьям.




cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

12.09.2015 17:23

6.
@valpitr
Спасибо за дополнение.



vlana

Страна: Латвия
Город: Рига
моя анкета

12.09.2015 23:51

7.
@valpitr

Вообще-то у православных НГ 14 сентября по григорианскому календарю,то бишь по которому мы живем в светской жизни и соответственно это первое сентября по юлианскому и называется этот праздник Новолетие. Правда он без салютов,шампанского и плясок до утра,ну,это кому,что по душе

@valpitr
Верующие православные граждане страдают больше всех

:lol: ну,Вы хватили :lol: к тому же есть православные автокефальные Церкви,живущие по григорианскому календарю. Вопрос календаря это не вопрос празднования НГ или Рождества Христова,в первую очередь это вопрос Пасхалии.По григорианскому календарю Пасха может совпадать с еврейской и это уже будет не правильно .Именно в этом и есть основное расхождение.Папа Григорий хотел сделать праздник Пасхи тоже неподвижным(ну,он просто не очень был знаком с астрономией
и исходил,видимо,из удобства),но тут действуют другие законы природы и вот получилось,что получилось. Да,а было то это не так и давно по меркам истории,в 1582 году и разница на тот момент была 10 суток,постепенно увеличиваясь.Простите за уточнение


ladyfruty

моя анкета

02.04.2016 20:45

8.
Новый год - лучший праздник. И Древний праздник. Должны же у нас быть какие-то традиции. Вот они есть.
У нас они в Египте теперь))
Мы там отмечаем постоянно уже года три. В отеле - там отличные мастера своего дела по праздникам.


Vredina

Vredina

моя анкета

18.06.2016 05:23

9.
А я была в Турции на родине Деда Мороза)) Ну на родине архиепископа Николая, в смысле. Там остатки древнего храма и саркофаг, в которм его мощи раньше хранились. А теперь их вывезли куда-то.. не помню уже куда



cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

19.06.2016 19:31

10.
@Vredina
была в Турции на родине Деда Мороза

Да, наш турок на работе очень горд за турецкого прототипа Деда-Мороза по имени Ноэль-баба.
Перед новым годом разговор об этом всегда заводится!
Привычные же нам одежды ДМ возникли всеже благодаря компании Coca-Cola.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.




Страницы: 0 | 1

Навигация: Главная страница / Форум / Отдых,отпуск,поездки. Увлечения,рыбалка и охота. /




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142017 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.