Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / О Сузуне и сузунцах /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Из истории станции Сузун. Кто строил путьрем?

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 05.02.2014

Наша страница прояснила уже немало фактов из истории
Сузуна.Сегодня анонсирую воспоминания рабочего путе-
ремонтного поезда №5 Владимира Алексакина,бывшего
свидетелем строительства железной дороги в Сузуне и
самого посёлка железнодорожников,который до сих пор
носит название этого поезда - путрем.

О Путьреме № 5 и о себе.


В начале хотел написать только о поезде, но потом решил написать и о себе. Думаю,что это будет понятно читателю,ведь это...
и моя история.
Итак путеремонтный поезд № 5 это уникальная строительная организация в системе Минтрансстроя СССР. Корни его создания уходят
в боевые военные годы.В 1942 г начальником поезда ( горем-5, позднее путьрем №5), сформированного на базе Смоленской дистанции пути
и предприятий узла был назначен Николай Николаевич Новиков.Поезд обеспечивал восстановление железнодорожных путей и других сооружений
в полосе Западного и затем 3-го Белорусского фронтов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного
хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Новикову Н. Н.
было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
Сторожилы поезда всегда гордились тем , что путьрем посещал сам Л.М.Каганович и выступал перед коллективом.

Впервые с путьремом №5 я познакомился в 1957 году , когда вместе с родителями приехал в Казахстан.Путьрем №5 тогда базировался
на ст. Тобол Кустанайской области и вел строительство железной дороги на Карталы и Кушмурун. Надо сказать , что Казахстан с середины
50-х годов был похож на огромную агропромышленную площадку. По решению ЦК КПСС о Правительства СССР поднимались целинные и залежные
земли , строились совхозы, создавалась новая социально экономическая структура регионов. Развивалась горно-добывающая промышленность
и металлургия.В Темир-тау строилась Казахстанская магнитка,шла реконструкция Балхашского и Джезказганского,Усть-Каменогорского
металлургических комбинатов. Научно-технический прогресс страны определяли цветные металлы.
Росли города,строились новые мегаполисы,рабочие поселки,дороги,в том числе железные.Словом развивалась артерия железных дорог.


Может быть не все знают, о том какая производственная структура была в поезде. Рассказываю.
Поезд состоял из 2-х колон. Первая колона-подготовка железнодорожных звеньев , укладка звеньев, балластировка и отделка пути.
( начальником колоны в то время был Иванов ) Вторая колона-капитальное строительство всех объектов сооружений, обеспечивающих работу
станций, разъездов дороги. Естественно эта колона , при участии всех структур , начинала строить временное жилье , устраивала быт
рабочих( одно время начальником колоны был Карачанский А.)В поезде имелся автогараж,мастерские и набор строительной и дорожной техники
( возглавлял эту службу главный механик Романов )Была еще одна служба — комендант поезда, в обязанность которого входил быт , отдых ,
медицинское обеспечение и культура рабочих и ИТР. Всеми этими службами управляли управленцы. Начальником того периода был — Булыгин,
главный инженер Савва Семенович Нетреба.Очень талантливый инженер и порядочный человек , имеющий юмор и свое мнение.
Производственный отдел возглавляла Клавдия Ивановна Терехова, впоследствии зам. начальника поезда,очень много сделавшая для коллектива
в Казахстане в 60-е годы.
В своей работе поезд контактировал с Мехколоной, Мостопоездами,и другими субподрядчиками, с органами власти на местах.
В Сибири он подчинялся тресту «Алтайтранстрой» Тогда весь коллектив поезда по моему состоял из не более трехсот человек. Здесь были
представители всех регионов Союза, разных национальностей и возрастов. Были сторожилы , как правило это были семьи- семья Соломенцевых,
Карачанских ,Новиковых, Стрельцовых , Савенковых .У этих людей можно было научиться жизни. Во — первых они всегда держали свое подсобное
хозяйство, и оно все двигалось вместе с ними.Это был особый ,семейный клан,умеющий хорошо работать,воодушевлять на работу все новые силы.
А рабочие к нам прибывали по общему оргнабору и по комсомольским путевкам. По оргнабору, в поисках лучшей жизни приехали и мои родители
( мама , отчим , брат и я ).

Годы жизни на ст. Тобол я помню очень смутно. Моя задача была ходить в школу , нагонять упущенное ,так как мои родители в течении года
до ст.Тобол умудрялись поменять мне 3-4 школы. Осталось глубоко в памяти терриконы зерна урожайного 1957 года вдоль железнодорожных
путей станции с левой и с правой стороны. Все это находилось под открытым небом и в дождь и в снег и мороз.Элеваторов не хватало,а дорога
не успевала вывозить зерно в центральные районы России. В соседнем Викторовском районе переработка зерна вообще не велась. У кого были
животные , то зерно скармливали скоту и птице. Помню, потому-что дома часто говорили о том,что за 5 рублей зиловский самосвал зерна
можно было купить.А сколько его пропало.., одному богу известно.

Впервые о Сузуне мы услышали осенью 1957 года.Выехать из Казахстана в Сибирь , было приятной новостью для всех.И начались поиски этого
района по картам(других источников не было) Затем стало известно, что первая партия рабочих выезжает в р.п. Сузун на строительство
железной дороги ст. Алейская — Сузун - Камень-на-Оби — Карасук.
В сузунский период много рабочей молодежи прибыло из г. Калуга , г. Горький, из Ростовской области , Прибалтики.
В начале 1958 года началась передислокация всего поезда №5 на новое место. Вторыми эшелонами,в товарных вагонах,с техникой на платформах,
с хозяйственным скарбом и домашними животными прибыли и мы. Встали на ст. Черепаново,почему так получилось я сам не знаю ,но в р.п.Сузун
я добирался один в кабине с водителем . Дорога в 100 км по тайге, с сугробами более 2-метров показалась мне романтической и загадочной.
По трассе,в одном направлении двигалось не менее 20 автомашин и без остановок. Хотя такие остановки были , но о них позже.

Ночью мы приехали в Сузун.Какой-то уполномоченный из Барнаула взял меня с собой в гостиницу. Транспорт,на котором мы прибыли из Черепанова,
остановился перед ДК «Родина» и мостом, а идти пришлось с непонятным грохотом в гору. Там,в гостинице,расположившись валетом ,мы с уполно-
моченным и провели ночь. Спать я не мог . Перед глазами плыла снежная дорога, урчание моторов, иногда вой волков, да прыткие зайцы, которые
часто пробегали мимо наших фар. В поселок мы приехали с добычей, в одной автомашине волк ,а у нас - два сбитых зайца.(это я об остановках)
Утром , я пошёл удовлетворять свое любопытство ,что же так ночью гремело. Оказалось тратуар! Оказывается,он был из досок,да еще и покрытый
корочкой льда, как и мои промокшие и замерзшие валенки.
Наутро я встретил маму и она провела меня в наше новое жилище.Это был недавно выстроенный сруб,предназначенный под районную библиотеку.
Находилось это здание за районным Домом культуры.Здесь,в двух огромных залах приобрели временное жилье 22 семьи.Большая часть людей была
расселена по частныи домам сузунцев.
О том ,как жила коммуна в двух залах библиотеки,я говорить не буду.Но отмечу - жили дружно! Весной,мы любили добираться домой из школы
переходя Сузунку по бревнам сплава перед шлюзом. Нередко мы падали в воду и приходили домой мокрые,за что конечно наказывались родителями.
Но потом...потом мы опять шли по мокрым брёвнам,стараясь не упасть,но всё-одно падали.Летом мы иногда становились свидетелями сплава леса
по реке. Я раньше не видел сплавов и шлюзов.Зрелище интересное! Открываются ворота и из шлюза лес быстро уходит вниз. Шум и треск сплава
раздавался на всю центральную часть Сузуна.
Помню много отходов - шлака от бывшего монетного двора,лежащего у реки и на площади,где демонстрации проходили.

Нас подростков ( я ,Костя Калядин,Виктор Густилин,Нина Фролова,Галина Антонова) мало занимали вопросы учебы в школе,больше интересовал
вопрос - Как выглядит строительная площадка путьрема,где работали наши родители. И этот день настал. Будущий железнодорожный поселок
расположился в месте,где с левой стороны были болота,с правой - река,здание ПТУ(ФЗO) и частным жилым сектором.За ФЗО в сторону Сузуна у реки
находился кирпичный завод,громкое название - ибо от него я помню только камеры,где лежал сырец,печи и конечно мног дров,это было в районе ,
где садился рейсовый самолет-"кукурузник "
У будущего железнодорожного полотна создавалась строительная база : растворно-бетонный узел,арматурный цех,слесарные мастерские и т.д.
Насыпь по всей трассе была уже готова.В реку у будущего моста через Сузунку на вороньем броде вбивались сваи,и по слухам в районе
г.Камень—на-Оби уже началась укладка пути в нашу сторону.

Строители монтировали 4-х квартирные,щитосборные дома серии ИП-59.Строилось общежитие,контора,баня.Обустраивался гараж и другие службы.
Самое главное - весь этот строительный комплекс окружал красивейший сосновый бор.Даже дорога из поселка строителей в Сузун шла через бор.
С осени 1958 г. мы уже вселились в «свою» квартиру(кухня,комната и тамбур),все удобства во дворе. Дом,где мы жили -это улица, перед
будущей 301-ой школой.Первый дом,самый крайний.(он тоже есть на снимке).В нем проживали значит мы-семья Савенковых,(глава нашей семьи был
тогда уже в возрасте и работал мастером на путях) , семья Карачанских,а вот других уже не помню. Но это не так важно.
Летом 1958 г. мы,подростки путьрема (Анатолий Савенков,Виктор Игнатьев,Костя Калядин и я тоже поучаствовали в строительстве.
Кто с макшейдерами таскал рейки по трассе,а в большей части рубили дрова на старом сузунском кирпичном заводе,где для путьрема готовили
кирпич.Заготовляли мы дрова и для отопления своих домов.15-20 кубов на зиму -это была для нас установка родителей.А брали мы эти дрова из
тех болот,которые наш путьрем окружали.

Учились мы в школе не особо охотно,с уроков всё на стройку норовили убежать.И вот летом 1959 года мы всей школьной гурьбой наконец-то
влились в трудовой коллектив Путьрема №5.Нас обзывали салабонами и малолетками и это было правильно,так как мы были совсем юны.Видать
поэтому и распределили нас по разным цехам. Фролова,Антонова,Очешлюк и я как умеющий немного рисовать попали в бригаду маляров. Бригаду
отделочников возглавлял Гебель или Гербер(точно не помню),из местных. Раньше он работал на мебельной фабрике.Был еще один из местных —
Петр Рукавишников, балагур с веселым лицом. Костя и Виктор были направлены в арматурный цех.Бригадиром там был Юра Никонов,активный участник
художественной самодеятельности и заводила всей путьремовской молодежи.
Принимая нас на работу,руководство поезда и начальник отдела кадров Ионов (из местных) обязали нас учиться в школе рабочей молодежи. И мы,
конечно учились..,чуть-чуть.Что запомнилось в ШРМ ?(школе рабочей молодежи) Огромное количество учащихся,толковые педагоги и серьезное
отношение к учебе(не то,что у нас),прошедшие войну люди,труженники тыла,взрослая молодежь,которым война поломала жизнь.Все они и дальше
учились,получая высокие квалификации, а многие из них потом стали прекрасными руководителями. Мы же стремились уехать подальше,в командировку
например в Карасук -долбить там мерзлую землю и при этом быть свободным.
Позже В.Игнатьев и А.Савенков поступили в ВУЗы г. Новосибирска.

Что запомнилось в тот период? Люди! Я помню,когда старые,коренные сузунские жители приходили на трассу и с величайшей осторожностью щупали
руками рельсы. Вероятно они понимали,что дорога даст новый импульс жизни их малой родине.Я помню и молодежь Сузуна. Я так думаю,что девчата
из Сузуна видели в ребятах из рабочего поезда №5 что-то такое,чего не было у сузунских ребят.Поэтому они с уважением относились к нам.
Приглашали нас на вечерние уличные игры со скакалками,догонялками и фантиками.Да,да мой дорогой читатель,это были наши игры того времени и
играли мы в них с удовольствием.И эти приглашения от девушек были так приятны и теплы,трогательны и непосредственны,что остались в душе на
всю мою жизнь.
А какие песни пела молодежь! Душевные и прекрасные.


Помню и репрессированных людей,которые возвращались домой из лагерей,а домов то их уже и не было...
Как не было и чад домашних - жен и детей,лишённых прав. Многие из них находили пристанище в рядах строителей поезда.
Помню и ту молодежь,которая по призыву ВЛКСМ ехала на ударные комсомольские стройки.В большинстве своем это были хорошие люди,но были
и слабые душой и телом,которые любили выпить и поспать,зачем приукрашать наше время!Такие быстро кисли,бросали всё и через некоторое время
ехали к своим мамкам и папкам.
Строительство 301-ой школы помню смутно,когда там велась отделка. Но хорошо помню,как мы,зимою жгли на земле дрова,для того,чтобы потом
долбить мерзлую землю.Зимою,как правило,для маляров работы не было,поэтому приходилось делать всё,что требовало время и начальство.
Помню ,что и штукатурные работы мне пришлось там осваивать.
Кроме работы мы имели и общественную жизнь. Здесь в Сузуне меня приняли в комсомол.Вместе со старшими товарищами я участвовал
в художественной самодеятельности. У меня есть фото,где мы,самые активные ездили в г. Барнаул на смотр худ.самодеятельности треста.

Никогда не забуду как мы добирались туда. Помню большие сани,на них кибитка с буржуйкой и тяга — трактор.Вот так мы ехали до Черепаново,
а там поездом до Барнаула.Зато удовольствия от общения и впечатлений от увиденного было очень много и мы этим гордились.
Я не могу не вспомнить сегодня о нашем удивительном активе : Надя Шарапова,Виктор Новиков,Денис Дмитриев,Виктор Густилин,Юрий Никонов,
Костя Калядин,Света Калганова,Лида Андревичус,Светлана Волкова и др. Тон всей общественной работе задавали девчата из г.Калуги,Горького,
Ростова.А разве можно забыть как мы все вместе выезжали по грибы-ягоды,как собирали ежевику,чернику,костянику.Часто выезжали на рыбалку
на Обь и протоки.Рыбы привозили не то,что сейчас!
Молодежь поезда постоянно готовила и проводила всякие праздники и юбилеи. Особенно весело и в тоже время торжественно проводились
праздники, посвященные дню строителя,дню железнодорожника,новому году.Занимались мы и спортом! Например Виктор Новиков,наш лучший каменщик,
был первым в боксе.Отличные результаты в спорте показывала Лида Ларина. Мы так же часто выступали в колхозах и совхозах района, районном Доме
культуры.


Фото сделано в направлении от клуба «Юность»

Надо сказать,что в железнодорожном поселке уже в 58-ом году был построен и работал клуб.Он стоял перед поселком со стороны Сузуна. А слева
был построен детский садик. Позже за садиком построили танцевальную площадку.В 1961 г , когда по радио сообщали о полете Ю. Гагарина, я как
раз красил фронтон садика.Но это к слову.
Руководство района часто просило строителей выполнить ту или иную работу в районе,где требовалась высокая квалификация специалистов.
И путьремовцы эти просьбы выполняли.Я сам принимал участие в реконструкции здания государственного банка. Это было как раз накануне реформы-
обмена денег в СССР.
А какое было уважительное отношение к нам со стороны работников банка! И какими пирогами они нас строителей угощали? Вам таких не есть!
Каждую уборочную страду рабочие и служащие Путьрем №5 принимали участие в уборке урожая. Выезжали на уборку картофеля, работали на току,заго-
товляли сено. Летом 1961 года меня пригласил к себе секретарь первичной партийной организации Путьрем №5 Трубников и предложил мне учиться
в Инском строительном техникуме. Направление на учебу типа организация дает,остается одно - сдать вступительные экзамены.После некоторых
раздумий,я дал согласие. Вступительные зкзамены я сдал и поступил на первый курс техникума по специальности : путевые и строительно-дорожные
машины.Во время учебы связь с Сузуном я не терял.Приезжал и тогда,когда поезд уже выехал в Казахстан. С моими сузунскими друзьями В.Ельчиным
и С.Чеботаревым мы встречались ещё много лет.


Первый паровоз с хоппер-дозаторами в Сузуне.


Примерное расположение сегодяшнего вокзала на старом снимке.

В последнее время родители мои жили у железной дороги,в 2-х этажном доме по Вокзальной,отчим работал смотрителем зданий и сооружений
временной эксплуатации дороги,а мама работала зав.столовой в ПТУ,но с последними остатками рабочих Путьрема №5, они выехали в Казахстан,
где потом участвовали в строительстве железной дороги Караганда — Карагайлы.
Вообще кто приехал в Сузун со скотом,они там и оставались до последнего,затем они все ( Густилины , Алиевы ,Соломенцевы ) выехали в Павло-
дарскую область.

Моя жизнь и работа в Путьрем 5 продолжалась.Я заканчивал отделение ПСМ Новосибирского электро-механического техникума,мои друзья учились
в НИИЖТе,мы дружили и часто на вечера приезжали к ним на ул.Дуси Ковальчук.После учебы,в 1965 году я поехал в Караганду, затем строил дорогу
Балхаш — Саяк. Последние годы Путьрем № 5 работал в очень сложных климатических условиях. Долгое время поезду не везло с руководителями,
старые кадры покинули поезд,а новые были похожи на ветер.В 1967 году я переехал с семьей в г. Шахтинск Карагандинской области,но это уже другая
история.

Хочу сказать слова благодарности руководству и детям школы № 301 за труды по созданию и работе школьного музея.Мой долг назвать людей,которые
трудились на строительстве сузунского посёлка железнодорожников, жили и мечтали. Мне приятно вдвойне,что в этом году ровно 55 лет,как я начал
трудовую жизнь и моей первой организацией был Путьрем №5. Ему я и посвящаю свои воспоминания для Вас мои дорогие друзья и коллеги!

Председатель Успенского районного совета
ветеранов войны и труда, бывший житель и работник
Путеремонтного поезда №5 с 1957г. по 1967 г.
В.В. Алексакин.




Оценка посетителей сайта:  10.00  (проголосовало: 1)


Версия для печати ---> Версия для печати

fed555

fed555

Страна: Россия
Город: Пермь
моя анкета

09.02.2014 00:19

1.
Спасибо вам, люди прошлого века, за ваш энтузиазм, за ваш нелегкий труд, за то, что непроходимые пути вы делали проходимыми. Вы не считали себя героями, вы просто ТАК жили. Но сейчас кажется, что вы были сделаны из другого материала.

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

10.02.2014 02:56

2.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Черновик.

На конкурс « Комсомол в моей судьбе»,посвященный 95- летию ВЛКСМ.

Перебирая в памяти дорогие нам годы , встречи, события и лица, мы всякий раз
спрашиваем себя: удалось ли оставить свой след в вечной реке времени, как отзовутся в
судьбах современников и тех, кто придет вслед за нами, наши прошлые и нынешние дела
и мечты?
А мечты молодого человека рождаются по мере его взросления , вместе с его зрелостью,
пониманием смысла жизни и слова Отечество. Эти понятия всегда в сердце. Да и оно
само - наше сердце. И щит наш оно и мать и росой оно тебе умоет и улицей знакомой
проводит, и плечо вовремя подставит, зная, что и на тебя сможет опереться в трудную
минуту.
« Сформировать себя» этой теме - о родной земле, о своей истории, характере, найти свой
путь в жизни, ответственности, служению своему Отечеству, как это в настоящее время
кому - то покажется странным, лично в моей жизни сыграл комсомол.
После окончания семилетки, хотелось получить мастерство в профессии , душа рвались
на великие стройки, но ехать далеко не пришлось , так как мои родители уже работали на
строительстве железной дороги Барнаул- Сузун - Камень -на Оби - Карасук. Мечта
стать мастером своего дела приблизилась быстро. Но оказалось, чтобы стать мастером ,
нужно выбрать вначале вид мастерства , которое требует много времени ,порою на это
нужно положить ,всю свою жизнь. Трудовой коллектив Путеремонтного поезда №5 треста
« Алтайтранстрой «, приняв четырнадцатилетнего подростка - поставил условие - работа и
учеба в школе рабочей молодежи. И я рад был, что принял эти условия . Здесь, в
Сузунском райкоме ВЛКСМ меня приняли в комсомол, а организация Путьрем №5 сумела
вовлечь меня в общественную работу. Здесь я познал азы творческой и общественной
деятельности. Рабочая молодежь , посланцы комсомола со всех уголков страны , была
зрелая и все хотели показать себя в труде и жизни.
Школа жизни и труда, по - моему неразрывно связана с людьми, которые окружают тебя,
являются примером в труде, они « как бы всегда были похожи» на героев-корчагинцев,
тимуровцев, Матросовых и Космодемьянских.

Такими наставниками были у меня молодые люди из Калуги , Брянска, Ростова
,участники Великой Отечественной войны.Они учили меня жить и трудиться. И только по
их рекомендации я сделал свой первый осознанный шаг. Я понял, что мне необходимо
учиться и по направлению Путьрем №5 ,я выехал на учебу в Новосибирск.
Студенческие годы в Инском , а затем Новосибирском электромеханическом техникуме
пролетели быстро. Опыт общественной работы в трудовом коллективе не прошел даром,
и все складывалось так, как обычно проходит у молодых людей во время учебы. После
окончания техникума я рад был вернуться в свой строительно-монтажный поезд №5,
который перебазировался в Казахстан и строил железную дорогу Караганда - Карагайлы.
Должность слесаря , моториста не пугали меня, а опытные инженеры - механики
вооружили меня профессиональными знаниями, позволившие, затем на строительстве
железной дороги Балхаш - Саякский рудник, показать себя специалистом и
организатором работ.

Период середины 60-ых годов центральный Казахстан был похож на огромную
строительную площадку. Строились города Темир - Тау с Казахстанской магниткой,
Шахтинск,Актау, Сарань, Абай, развивался Джезказганский и Балхашский
металлургические комплексы. Здесь осваивались передовые технологии металлургии и
горного машиностроения, энергетики и шахтостроения. Строились объекты социально-
бытового назначения.
Естественно для решения задач экономического и социального развития не хватало
инженеров и техников, рабочих рук. По призыву комсомола со всего Союза , в Казахстане
приезжали тысячи молодых сердец, чтобы своими руками созидать и строить свою
личную жизнь, верой и правдой служить Отечеству.
Когда я говорю Отечество мое.. Это наше многонациональное государство , дружба
между союзными республиками и народами , это и коллективизм, особенно ярко
проявившейся в годы Великой Отечественной войны войне. На плечах всех народов
страны поднялось народное хозяйство страны послевоенный период.
Сейчас оно передо мной, Отечество, сотканное из встреч, воспоминаний. Я вновь и вновь
иду вслед времени , оставленное Родине моими товарищами по комсомолу, за теми и тех,
кто всегда стремился о благе своей малой родины, Отечества, о своем народе и своих
близких.
Хочется и мне еще раз вернуться к тем дням, когда молодёжь страны осваивала некогда
пустынные земли седого Балхаша, где закладывался фундамент отечественной тяжелой
промышленности, стройиндустрии и космонавтики - космической гавани Байконура .
Опыт работы в комсомольской организации Путьрем №5 и техникуме, дал мне
неоценимую поддержку в начале строительства железной дороги Балхаш - Саякский
рудник.Строительство железной дороги дело было государственной важности.

К слову сказать медь , до 1938 года Союз покупал из-за границы , а потребность в нем была
велика.Медную руду с конца 30-х годов добывали вблизи г. Балхашм на Каунрадском
руднике ,но затем запасы стали истощаться.Тогда и было принято решение о разработке
Саякских залежей медной руды У молодежи, здесь, по берегу озера Балхаш в 210
километров , была своя «корчагинская узкоколейка.» Высокие летние температуры,
пустынь и безводье в зимние месяцы сильный снегопад и метели затрудняли работу. Не
все вопросы были решены с питанием, снабжением водой и строительными материалами ,
техникой. Условия жизни в металлических вагонах «теплушки» создавало определенные
сложности и трудности быта. Строительные работы летом велись только рано утром и
поздним вечером. Жара за 50 градусов заставляла всех принимать законы природы.Но
жизнь и работа шла своим чередом.

Мне часто приходилось вспоминать работу Путьрем №5 в Сузуне. Да, там было сложно
и трудно.Комары, болота , отсутствие хороших дорог ,удаленность от базы , всегда
накладывала свои отпечатки на ход строительства. Но что там воодушевляло ?- это
присутствие и участие местных властей и их помощь кадрами , местными материальными
ресурсами для строительной организации , да и сама природа воодушевляла нас на
хорошую работу.

Как специалисту и комсомольцу пришлось организовывать работу на своем участке
работы , создавать комсомольские ячейки, комсомольско- молодежные звенья, принимать
меры по укреплению трудовой дисциплины. По прибытии основных производственных
сил и главного руководства Путьрем №5, жизнь и работа была налажена.
Я всегда с гордостью вспоминаю молодых рабочих комсомольцев, водителей ,путейцев
посланцев комсомола с Кубани, Ростова, Ставропольского края. Однако не всем удалось
вбить серебряный костыль на 210 километре Саякского рудника.
Был и такие , которые дрогнули и вернулись в свои родные пинаты.
Тема» Комсомол в моей судьбе» для меня этим не была закончена, так как началось самое
главное в моей жизни.

После завершения укладки железнодорожных путей на Саяксом руднике , в связи с
рождением дочери , по семейным обстоятельствам, мне пришлось переехать в г.
Шахтинск и перейти на должность механика участка , а затем на должность главного
механика управления « Шахтостроймеханизация», треста « Карагандастроймеханизация «.
К слову сказать, о семье и дочери. Среди молодёжи, приехавших по комсомольским
путевкам и направлению с места учебы я встретил и свою любовь, землячку по имени
Любовь из села Коноково, с которой мы идем по жизни уже 48 лет.

В новой организации не пришлось отказываться от предложения молодежи, и я был
избран секретарем первичной комсомольской организации управления, где состояло на
комсомольском учёте более ста молодых людей, а на городской комсомольской
конференции был избран членом бюро горкома комсомола. Но судьба повернула меня так,
что я не сразу осознал коренное изменение моей жизни.
По рекомендации горкома партии и ЦК комсомола Казахстана был избран первым
секретарем Шахтинского горкома комсомола.
Не кривя душой, скажу прямо. Принять такое предложение для меня было очень сложно.
Городская комсомольская организация более 20 тыс. человек, 26 средних школ и учебных
заведений. Огромная масса молодых людей с высшим образованием, опытом
руководящей работы с одной стороны и я, имеющий за спиной техникум и небольшой
стаж работы. Но все это в прошлом. Я благодарен судьбе своим партийным наставникам-
первому секретарю Шахтинского горкома партии , участнику Великой Отечественной
войны , бывшему
комсомольскому работнику послевоенных лет- Александру Дмитриевичу Вдовину.Я часто
встречался с ним на строительных площадках , общался по молодежным проблемам в
городе. Во мне он ,вероятно, увидел свою комсомольскую юность, поэтому все время
опекал и наставлял меня ,а затем выдвинул на должность заведующего организационным
отделом горкома партии.
Сегодня я вспоминаю и товарищей по комсомольской работе Н. А. Назарбаева , Б.А
.Баекенова руководителей комсомольских организаций городов - побратимов Темир-тау,
Сарань. Мы были молоды, набирались опыта работы с людьми, умели ценить время и
любили конкретные дела. Новая работа позволила более масштабно заниматься
организационной работой. Шесть современных шахт города вели добычу коксующего угля
это был хлеб для Казахстанской магнитки, котороя уже производила тонкий лист стали
для Волжского автозавода. Но прежде чем кокс попадал туда , он обогощался на
обоготительнх фабриках г. Сарани и Караганды. Вот в этой цепочки производства
комсомол находил свое место.Создание и работа комсомольско- молодежных
коллективов,борьба за экономию рабочего времени , так называемый « Казахстанский час
«, участие в научно- техническом творчестве молодежи и т. д. Позволяло втянуть
молодежь в созидательный процесс , создавались условия для проявления себя , как
личностей. Сегодня я могу назвать имена, которые впоследствии были награждены
орденами и медалями Отечества , стали лауреатами Премии Ленинского комсомола.Кроме
этого городская комсомольская организация многое делала по организации досуга
молодежи.Более ста квартир ежегодно выдавал горисполком, по рекомендации бюро
горкома комсомола , молодым в день комсомольско- молодежных свадеб.На заработанные
средства на комсомольских субботниках молодежь приобретала спортивный инвентарь ,
музыкальные инструменты , приглашали в город бывших партизан Белоруссии, поэтов ,
артистов. Надо признать , что власть в то время поощряла творческих работников
выезжать на стройки пятилеток. Нашими частыми гостями были актеры : Е. Леонов , Н.
Крючков , Л. Гурченко , режиссер Марк Донской и многие другие. Любили встречаться с
молодыми горняками и поэты :Б. Ахмадулина , В. Рытхэу, Е. Евтушенко. А разве можно
вычеркнуть из памяти работу комсомола с пионерами .Старшему вожатому нужно было
подготовить и пионерские лагеря и вожатых ,а главное наполнить содержанием их отдых ,
укрепить их здоровье.
Как член обкома комсомола, я приобретал опыт общения с молодежью братских
социалистических стран.Городской комитет комсомола сам принимал молодежь и
студентов ,обучающихся в союзе. Мы обменивались опытом комсомольской работы , с
гордостью показывали построенные объекты , проводили встречи с молодыми горняками,
новаторами производства.

Незабываемые встречи с ровестниками остались в памяти при подготовке и
проведении Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине.
Росли города, развивалась промышленность, строительство, росли наши дети. Росли и
мы, учились , мечтая о будущем своего Отечества под названием Советский Союз.
Труд и счастье неразделимы. Истина известная, но всякий раз постигаешь её заново, когда
в большом и малом видишь человеческий взлет. Эти слова как нельзя лучше подтверждает
жизнь людей моего поколения. Я не ставлю целью говорить только о себе, комсомол, а
затем партийная работа позволила мне и моим единомышленникам занять высокие
должности в государстве и в политике.

Со словами глубокого уважения я называю своего коллегу по комсомолу бывшего первого
секретаря Темиртауского горкома комсомола Н.А. Назарбаева.
Трудовой путь он прошел
от подручного сталевара до Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана,члена
Политбюро ЦК КПСС . Народ избрал его первым президентом Республики Казахстан.
Рядовой инженер хозяйства Б.А. Баекенов прошел путь комсомольской и партийной
работы , затем на ответственной работе в КГБ , впоследствии - первый министр МВД
республики Казахстан. Ныне доктор юридических наук, профессор, ректор Алма -
Атинской юридической Академии, много внимания уделяет патриотическому воспитанию
молодежи.

Оставив работу в комсомоле, я передал руководство городской комсомольской
организацией , бывшему начальнику участка шахты « Казахстанская» А.И.Скрыль.
Пройдя путь комсомольской работы он впоследствии работал в аппаратах обкома
партии , ЦК Компартии Казахстана , ЦК КПСС , Министерства угольной промышленности
СССР. ныне генеральный директор « Росинформуголь», лидер в странах СНГ по
технологии подземной добычи угля. Имеет ряд научных трудов . За свой труд отмечен
государством.
Этот список я могу продолжить еще и еще раз. Но не в этом дело. Здесь я хочу
подчеркнуть. Я и мои товарищи, познали первые азы организаторской деятельности
именно в комсомоле.
Так, что можно смело можно говорить, что путёвку жизнь всем нам дал комсомол.

Удивительных людей растит моя земля. Так случилось, что свои 35, я вернулся на свою
малую родину в село Успенское, случай этот осознанный. Тяга к родной земле, своим
родным. В то время еще все были живы все мои ближайшие родственники. Да и судьба
подсказала мне и жене - нужно возвращаться домой. Здесь была своя « целина», тем более
район вновь вернул свой статус района. Верно, как говорит пословица: « Где родился, там
и пригодился».
И здесь , на малой родине связь с комсомолом не прервалась. События последних
тридцати пяти лет, меня всегда находят среди молодежи. На первых порах уделялось
особое внимание боевитости первичек районной комсомольской организации. Используя
жизненный и комсомольский опыт, я все отдавал молодежи, работая в райкоме партии
и руководителем других учереждений.
Занимался и занимаюсь патриотическим воспитанием молодёжи, проявляю заботу о её
профессиональным и культурном росте. Сегодня смело можно сказать, что молодежь
района 70-х годов многое сделала для социально- экономического развития района. Я
никак не могу не назвать и первых руководителей районной комсомольской организации,
для которых комсомол дал путёвку в жизнь. Это В.А. Бекетов. Трудовую деятельность
начал рядовым колхозником,прошел большой трудовой путь комсомольского , партийного
и советского работника он Уже 16 лет единогласно избирается Председателем
Законодательного собрания Краснодарского края, кандидат экономических наук, наш
депутат, государственный и политический деятель современной России, много делающий
для социально- экономического развития Кубани и нашего района.
Одним из первых районную комсомольскую организацию возглавил А.В. Маслов.
Выходец из ст. Убеженской, водитель автомашины, зоотехник колхоза « Путь к
коммунизму». Впоследствии А.В. Маслов возглавлял краевую комсомольскую
организацию, работал первым секретарем Тимошевского райкома партии , работал в
аппарате ЦК КПСС, затем был избран первым секретарем Краснодарского крайкома
КПСС.
Всегда помню комсомольский задор, требовательность к себе и товарищам по работе,
бывшего шофера станицы Убеженской, заведующего организационным отделом райкома
ВЛКСМ С.В. Шатохина. Он прошел большую школу хозяйственника в районе и крае . В
настоящее время депутат муниципального образования Успенский район, генеральный
директор ЗАО « Успенский сахарник», опытный руководитель - лидер по производству
сахара в России и странах СНГ.
Прикосновение к прошлому, прикосновение к судьбе Отечества и малой родины, думаю,
то и другое полнит нас силами.

Несколько лет тому назад старшее поколение земляков доверили мне руководство
ветеранской организацией. Это очень важная общественно-политическая должность и к
ней я подхожу с особой ответственностью, с уважением к людям, посвятившим всю свою
жизнь служению Отечеству и малой родины.
Трудное в моей жизни осталось позади. Сегодня я живу с уверенностью в завтрашнем
дне. Моя дочь свою жизнь посвятила образованию, она учитель начальных классов. Она
тоже в школе и вузе была комсомолкой. Прилежность к труду, ответственность,
целеустремлённость - эти черты характера заложенных в семье и нашем Отечестве. Рад
старшему внуку - закончив университет, отслужив в российской армии, он находит место в
своей жизни. Младший - наша надежда, он студент Кубанского аграрного университета,
будущий инженер - механик, значит обязательно, будет жить на моей малой родине.
А время идет вперед.

Я медленно прохожу мимо мемориала погибшим воинам - землякам
в годы Великой Отечественной войны. На граните золотом вписаны фамилии моих
близких. « Помните павших за ваше счастье, чтите их память, учитесь любить, бороться
побеждать, верьте в светлое, чистое…».
Будто слышу их голоса. И парк и склоненная листва седых деревьев замирают в этот час.
»Мы обращаемся к Вам…» И мы чтим память, это опять прикосновение и моему к моему
Отечеству . Я представил себя могучим древом с множеством веток - зеленых, цветущих.
Ощутил в глубине сердца корни дерева и свою комсомольскую юность.

Председатель Успенского районного совета
ветеранов войны и труда, депутат совета муниципального
образования Успенский район , член Краснодарского
краевого совета ветеранов

В.В. Алексакин.
2013год.


putrem-5

моя анкета

11.02.2014 02:26

3.
Низкий поклон Владимиру Владимировичу Алексакину за превосходный материал о Путьреме-5! Я давно ищу материалы об этой организации и нигде не мог найти ничего связного о послевоенном периоде ее деятельности. И вдруг- такое великолепие! Эти забытые страницы нашей страны еще получат достойную оценку исследователей.
Хочу внести небольшую лепту в историю Путьрема.
Все, что изложено ниже известно мне со слов моей мамы - Ивановой Валентины Павловны, 1940 г.р. и моей тетки - жены старшего брата мамы - Кирющенко Марии Павловны, 1930 г.р.
Мой дед по линии отца Иванов Алексей Григорьевич, 1907 года рождения (место рождения мне пока неизвестно), работал всю жизнь в составе ремонтно-восстановительного поезда «Путьрем-5» .
Участвовал в строительстве железной дороги в Монголии, был на приеме у Чойбалсана Хорлогийна по случаю окончания ее строительства и ввода в действие.
До Монголии работал на Сахалине (?). Возможно строил ж.д. в Хабаровском крае, возможно - Комсомольск -на- Амуре- Советская Гавань.
В 1950-х годах, в Казахстане, был прорабом (начальником первой колонны?) этого поезда.
В 1954-58 (?) дед с бабкой жили в селе Новоильиновка Тарановского района Кустанайской области, недалеко от Тобола ( в сторону Кушмуруна). Там Иванов Алексей Григорьевич возглавлял строительство местной Машино-тракторной станции. Путьрем-5 в то время входил в состав Управления «Карталыстройпуть» Министерства транспортного строительства СССР.
По воспоминаниям членов моей семьи дед был высоким, худощавым, энергичным, общительным, деловым человеком, строгим руководителем. Эту информацию подтвердил в сегодняшнем телефонном разговоре и В.В.Алексакин. Я ужасно рад, что мне удалось поговорить с человеком, воочию видевшим моего деда, которого я сам никогда не видел. Доброго Вам здоровья и долгих лет жизни, дорогой Владимир Владимирович!
С уважением, Иванов Алексей.


putrem-5

моя анкета

11.02.2014 02:35

4.
И еще немного: в составе Путьрем-5 в должности главного механика с мая 1955 года по декабрь 1956 года работал мой родной дядя Кирющенко Степан Павлович.
Позднее (в 1957 году) он работал начальником РЭБ (ремонтно-эксплуатационной базы) на станции Тобол в Тарановском районе Кустанайской области. Эти данные взяты мной из копии трудовой книжки Кирющенко С.П.
Его младший брат Кирющенко Василий Павлович возможно также работал в Путьреме-5, но доказательств этого у меня нет.


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

11.02.2014 22:35

5.
@putrem-5

Доброго времени! Рад что статья оказалась востребованной!
Вы говорите что данные взяты из трудовой книжки. А можно копию страницы? Там наверняка есть печать путьрема 5!




cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

17.03.2014 01:52

6.
Путьрем 5 Алексей Иванов.


Начальник колоны №1 Путеремонтного поезда №5 Алексей Григорьевич Иванов ростом был выше среднего, суховат, с мускулистым открытым лицом.
Отличительной чертой в его одежде был серый непромокаемый плащ , сапоги и полувоенная фуражка.Он был один из тех руководителей поезда,которые не кичились
своими бывшими заслугами, были скромны в жизни , не требовали к себе особого внимания и молча делали свою работу. Сегодня я с уверенностью могу сказать ,
что среди ИТР путьрема он пользовался особым уважением, его ценило руководство.Он из последних руководителей поезда который переехал из частных квартир
Сузуна в рабочий поселок. Переезжать он не торопился , потому что знал - в первую очередь жилье нужно дать людям которые трудились на рабочих местах , от которых
зависели темпы работ на строительстве железной дороги.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Мне пришлось с ним лично пообщаться на строящемся доме ,куда он должен был вселиться с семьей. Отделочные работы уже завершались. Наш бригадир, в знак уважения
к начальнику колоны , да и к другим руководителям ,постарался сделать так называемую улучшенную отделку квартиры. Он хотел украсить простоватое , щитосборное ,
временное жилье , без всяких коммунальных удобств для ее будущих обитателей. На кухне , коридоре прихожей комнаты были прошпаклеваны и выкрашены свежей масляной
краской панели . С особым старанием была протянута филенка.Стены двух комнат были окрашены в светлый цвет на каждую стену был нанесен накат в виде роз ,а двери были
расписаны под дуб и орех.
Алексей Григорьевич молча обошел помещение и заметил нам :
-Молодцы ! Умеете работать,но вот это излишки! - и показал пальцем на панели и накат.
Алексей Григорьевич всегда слыл человеком, проявляющим особое внимание к рабочим,особенно женщинам. К слову сказать - сборка ,укладка и отделка пути это чисто мужская
работа,требующая очень больших физических сил и выносливости. Но вот на балластировке пути работали в основном женщины. Поднять решетку на домкраты ,а затем ручной
деревянной шпалоподбойкой и лопатой подать щебень и балласт под шпалы с рельсами,это очень трудоемкая и трудная работа. А ведь еще и путь нужно отрихтовать! А это еще
труднее, потому-что работать нужно не жалея своего живота. Десяток ломиков вставлялось под рельсы и двигая всю железнодорожную решетку,старались придать ей прямой вид.
Мастер , под дружное « кхе « управлял этим процессом.Итак ,целый рабочий день на солнце и ветре двигались заветные километры , пропитанные соленым потом и кровавыми
мозолями к конечной цели - станции. Бывало глянешь на работниц колоны и чудится перед тобой вся галерея героинь скульптора М.Ф. Бабурина Торжество труда.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Мне не раз приходилось слышать , как Алексей Григорьевич , да и мастер Савенков принципиально отстаивали заработную плату своих рабочих. В связи с этим,всплывают в памяти
дни , когда в конце каждого месяца закрывались наряды.Бригадиры и мастера всех подразделений долгими часами уединялись для того , чтобы подвести финансовые итоги своей работы.
О закрытии нарядов в рабочем поселке знали буквально все - от детей до стариков и всей другой челяди. От того , как закроют наряды , зависело благосостояние каждой семьи, Надо
сказать , что сдельно -премиальная оплата труда в строительном поезде была мощным стимулом производительности труда на каждом производственном участке.И колона №1 всегда
имела высокую оплату труда, За этим следил ее руководитель.
Рабочим временем дорожили все.Бывали ненастные дни или же сбои в производстве,которые вынуждали руководителей принимать неординарные решения. Актировались нерабочие дни ,
давались выходные. А вот Алексей Григорьевич в такие дни ,частенько собирал мужиков на рыбалку. Рыбачили на Оби и протоках. В протоках скорее сказать охотились. Подходили к протоке
с ружьем и одним выстрелом поражали красивых щук. Другая часть людей собирала грибы всех видов. Грибным местам не было границ, их было столько , сколько ты мог видеть. В соседнем
селе покупали картошку. Молодежь в основном любила собирать ягоды :чернику , ежевику и костенику. А к вечеру собирался всеобщий ужин. Здесь были строители разъезда и путейцы ,
водители и машинисты, другие службы пути.Здесь, одновременно отмечали забытые дни своих рождений ,памятные и юбилейные даты, чествовали передовиков.
За это люди любили и уважали Алексея Григорьевича.И это было оправдано. Люди работали, не считаясь с рабочим временем. Пока не выработается объем работ с рабочих мест никто не
уходил.А объем работ у начальника колоны был большой.Главное это бесперебойная работа звеносборочной базы ,от которой зависили темпы укладки пути на земляное полотно. А это значит
оперативное управление строительством, сохранение материальных ресурсов.
Чего греха таить. Сложно было в сибирских условиях, в бездорожье завозить людей на строительные объекты , доставлять строительный материал и .т .д. Да и не безопасное это было дело.
В этих целях конечно использовалось земляное полотно будущей железной дороги , но и обычные автомобильные дороги тоже. Асфальтовых дорог,да и просто отсыпаных щебнем в то время
в районе стройки не было.У начальника колоны основном средством передвижения был железнодорожный транспорт - это платформа АГМ и личная дрезина типа ПД 5,но нередко он вместе
с нами добирался до перегонов на грузовике в кузове.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Помню, ни один раз, расположившись в кузове газика , мы долгими часами , по бездорожью добирались до разъездов, где не было еще путей. В один злополучный день, с нами в грузовике
ехал и А.Иванов. Машину бросало в разные стороны, мотор хрипел,колеса визжали., выбрасывая черную , как смоль липучую грязь. В то время для всех нас был неписанный закон:
Руки на борт не ложить и голову беречь!
Иначе можно было их лишиться. И надо же было случиться - зазевался один молодой человек, машину так бросило, что она одним бортом резко ударилась о ствол березы.К несчастью рука
молодого человека оказалась между бортом и стволом березы и её раздавило. Вот здесь еще раз проявился характер Иванова. До разьезда было километров 15 , назад 3-4 км.
И естественно Ивановым было принято решение возвращаться назад , тем более начал опять накрапывать дождь. Но вот беда - как развернуть машину? Кругом плотный строй берез , мокрая
и глубокая колея … Но смекалка прораба проявилась тут быстро - было снесено несколько берез, это дало нам возможность крутануться,почти на одних руках заворачивали грузовик и через
некоторое время пострадавший находился уже в районной больнице.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Пришлось мне общаться с Ивановым и в дни подготовки производственных участков к праздникам. Мне , как умеющему немного рисовать , приходилось изготовлять различные транспоранты.
Вот и он меня просил выполнить ту или иную работу по оформлению участков. Общаясь со мной он всегда говорил :
-Учиться тебе надо молодой человек! Жизнь сложна , а таких дорог в твоей жизни будет очень много. Да и дороги в будущем строить будут не так, как сейчас строим мы!
Он был рад тому , что я поступил учиться именно по профилю транспортного строительства. Затем наша связь оборвалась , хотя после учебы я продолжил работу в Путьреме. Я даже не помню,
где мы с ним виделись последний раз,но добрая память о нём ,как и о многих других у меня сохранилась,хотя прошло уже более полувека.

С уважением
В. В. Алексакин.


Уважаемый Алексей Геннадьевич ! Прошло более месяца нашего
разговора по телефону относительно Вашего дедушки. Скажу
прямо, меня затронуло Ваше отношение к истории Путеремонтного
поезда №5 и в особенности памяти Вашего дедушки Алексея
Григорьевича Иванова. Я много вспоминал , размышлял и решил ,
что я еще могу дополнить ту историю про Сузун и людях , которые
строили железную дорогу. Думаю , что Вам и Вашим близким будут
приятны мои воспоминания.Извините за текст. Я не журналист,
так иногда пишу в местную газету.
Текст воспоминаний , я попрошу моего молодого друга Сергея
Калякина опубликовать на сайте Сузуна. Думаю, что этот материал
может быть полезным и для музея железной школы № 301
р.п. Сузун

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.




cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

17.03.2014 02:28






Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.