Автор/Редактор: cepbiu
Опубликовано: 05.12.2009
На странице: www.susun.ru
Ярмарка! Ярмарка! Никольская ярмарка! Просыпайтесь, мужики, Доставайте пятаки! Бабы и молодки. Пышечки – солодки! Не проспите ситцы Девкам нарядиться! Ярмарка! Ярмарка! Долгожданная ярмарка!

В декабре, на Николу…



История знаменитой Сузунской ярмарки

 
     Ярмарка! Ярмарка!
        Никольская ярмарка!
          Просыпайтесь, мужики,
             Доставайте пятаки!
                 Бабы и молодки. 

     Пышечки – солодки! 
       Не проспите ситцы
         Девкам нарядиться!
           Ярмарка! Ярмарка!
              Долгожданная ярмарка!



Такие слова звучали в поселке почти 2 века назад. Так купцы зазывали сузунцев на ярмарку.
Знаменитая Никольская ярмарка! Когда-то она собирала много людей и «звенела» на всю Сибирь! Теперь почти не осталось свидетелей её былой славы.
Но декабрьские дни должны сохраниться в памяти потомков. Только по тому, что это был огромный праздник для наших земляков.
Дни с 6 по 20 декабря особые в истории нашего, Сузунского края.
Именно в эти дни в поселке проходила знаменитая Никольская ярмарка.
Она была учреждена в 1830 году и действовала почти 100 лет (до 1928 года). Сроки проведения ярмарки обуславливались некоторыми условиями: у многих
крестьян имелись излишки осеннего урожая, в декабрьские холода товары (продукты) сохранялись лучше, дороги покрытые снегом позволяли легче доставлять
товары. Начиналось всё накануне дня Святого Николы и продолжалась около двух недель, но самый разгар торговли приходился на 12, 13, 14 декабря.
В основном приезжали купцы из Барнаульской, Тобольской губернии и даже татары из Казани - как для продажи , так и для закупки пушного товара.
Для торговли «красного» товара устанавливались балаганы, а прочее – кожи, сало, масло, мед, говядина – продавались на площади с возов,
запас их хранился во дворах.
Слесари, кузнецы, столяры из мастеровых медеплавильного завода изготовляя в свободные от работы - «гулебные дни» - свои изделия, успешно продавали
их крестьянам. А те, в свою очередь, доставляли в Сузун хлеб и другие продукты сельскохозяйственного производства.




Уже с 1836 года на ярмарке появились купцы, мещане, торговцы из татар. А в 1849 году на Никольскую ярмарку прибыло 2500 человек,
в том числе 11 купцов из Нижегородской, Казанской, Тобольской, Томской, Иркутской и других губерний. 55 иностранных купцов: киргизы, бухарцы, татары.
Говорили, что даже из Индии и Персии продавцы привозили свой товар. В те дни население поселка увеличивалось вдвое! «Заморские купцы» удивляли сибирячек
платками, тканями кашемировыми, кружевами, лентами атласными и другими, редкими товарами.

Через год Сузунская ярмарка была признана одной из крупнейшей в Западной Сибири. Количество завозимого и продаваемого здесь товара, по данным 1889 года,
ровнялось 388 тысячам рублей!

Среди многих ярмарок Сибири Сузунская была самой значительной по числу приезжавших людей, по товарообороту и по популярности.
Купить и продать приезжали из ближних и дальних городов и деревень Сибирской губернии. Только здесь можно было найти изделия из железа. В сибирской деревне
в то время металлическая вещь была великой редкостью.


В развитии ярмарочной торговли важную роль играли удобные пути сообщения, прежде всего Обь с ее притоками. Сравнительная близость к Московскому тракту,
который состыковался с Обью, но был связан с Сузуном сухопутным путем (через с. Крутиха в г. Каинск).
Поселок имел хорошие транспортные связи с Павловским и Барнаульским и далее со всеми заводскими поселками на Алтае. Кроме того, Сузун располагался среди
густонаселенных крестьянских волостей с развитым хлебопашеством и скотоводством.

Российские товары поступали с Нижегородской и Ирбитской ярмарок. Растущее горнозаводское население предъявляло спрос
на сельхозпродукцию: в первую очередь на хлеб, крупу, мясо и т.д. На обмен поставлялись столы, ящики, топоры, ухваты, замки. Около 40 кузнецов
приготавливали разные мелкие изделия – гвозди, ножи, топоры и сбывали их по 4 рубля за пуд на местной ярмарке.


Жители Завод-Сузуна также продавали выделанные овчины и одежду из них; кочмы и валяные сапоги, пимы. Так, например, Сузунские овчинники
считались лучшими после барнаульских.
Ещё для ярмарки готовили гончарную и деревянную посуду; свечи и постное масло; деготь и хомуты; дуги и коромысла; телеги и сани; рисованные иконы
и самодельные ткани. Заводские приказчики выставляли топоры и косы, молотки и гвозди, лопатки и сошники по 4 рубля за пуд, железо разных профилей и его обрезки,
ковши и кружки, бронзовые и чугунные иконы, чугунное литье и известь.

Из воспоминаний жителей Сузуна:

Зулин Василий Семенович (87 лет)
Семейным преданием считается такая история:

«Дедушка жены, Орлов Порфир Меркулич, возил из Мерети на ярмарку рыбу.
Однажды он привез большого осетра, который в длину ели поместился на обоз. Покупатель, не торгуясь, предложил 100 рублей. Когда взвесили этого гиганта,
удивились все купцы – рыба весила 4 пуда 4 фунта или 64 килограмма! Никогда никто не продавал такую рыбину.»


Старцева Августа Васильевна (77 лет)

«Мой дед, Рыхторов Василий, ежегодно возил из Барабинска товар на Никольскую ярмарку.
Он был потомственный рыбак, ловил сазанов и другую рыбу на озере Чаны. Возил обозами этот товар, которого в Сузуне не было.»

Налимова Наталья Андреевна

«Мне в детстве рассказывала бабушка, Ермакова Прасковья Петровна (1905 г.р.), что ее родители
с 1800 жили в селе Верх – Сузун. Отец был старостой.Ездили на ярмарку, укутавшись в тулупы. Жили в поселке 3 дня, продавали хомуты, вожжи, сбруи,
дуги для лошадей. Еще на продажу готовили сибирские пельмени. Лепили их как пуговки, до того мелкие, красивые да аккуратные. Чем мельче был пельмень,
тем быстрей его купят. Лепили всей семьей, складывали в кадушки. Наготовят кадушки две, а потом на ярмарку - продавать. Гостей, постояльцев, угощали
холодцом, пирогами с рыбой и черемухой, морковниками.»


Незадолго до праздника «Николы» в Сузуне шла длительная подготовка к открытию. Сооружались склады, строились временные магазины,
ларьки. Устанавливались балаганы и прилавки, для чего приезжали специальные люди. Ярмарочные ряды тянулись вплотную к церковной ограде.Вот известный
сузунцам снимок проводов в армию,здесь и была в те давние годы никольская ярмарка.

Об этом пишет Игорь Соколов в книге «Сузунская миллионщина». Интересно, что каждый год в канун Никольской ярмарки здешние
купчишки по совместному уговору снаряжали две тройки с ряжеными глашатаями. Делались праздничные приготовления в великой тайне, чтобы народ принимал
зазывал за бродячих скороходов. Трогались тройки в озорной путь по Завод – Сузуну всегда в одно и то же время, по девятому удару на заводской каланче.
И весёлые заклички и зазывалки звучали по всей Сузунской слободке.
Ярмарочные дни запоминались, как праздник. Было весело: ходили ряженные, играла гармонь, балаганы и карусели «манили к себе». Дети очень ждали,
когда купят сладости: пряники медовые, «вахли» (вафли), « пустышки» (булочки из заварного теста), петушков на палочке.

В Сузунском краеведческом музее хранятся предметы, купленные нашими земляками на Никольской ярмарке.
- Платок атласный. Красивый платок с кистями, не потерял своей красы за прошедшие 100 лет. Его сдала в краеведческий музей в 1988 году
Зулина Татьяна Александровна. По ее словам, эту вещь привез на ярмарку купец из Персии. Теперь платок украшает одну из экспозиций местного музея.
- Сибирские пимы - сибирские валенки - самокатки, расшиты красной ниткой гарус. Больше напоминают сказочную обувь цариц: мягкие, белые в форме сапожка.
В них любили щеголять Сузунские модницы. Попали в музей из села Верх - Сузун. Там хранились в сельском Доме культуры многие годы, использовались для выступления.
- Зулин Василий Семенович (87 лет) передал в Сузунский краеведческий музей в 1980 году большую чашу – сельницу. Она куплена в 1900 году.Её использовали
в хозяйстве для хранения просеянной муки.
Этот предмет изготовлен из цельного ствола лиственницы и украшен природными красками в виде 6 выточенных ровных полос по бокам. Привезен на ярмарку торговцами
с Алтая.


20 декабря ярмарка закрывалась.Это был «день судный»: к нему заканчивались все денежные расчеты.
Земляки очень любили зимнюю Никольскую ярмарку. Здесь можно было выгодно купить и продать, заработать на постояльцах. Именно с тех пор в Сузуне строят
большие крытые дворы.
Традиция эта сохранилась до наших дней.
Для наших земляков ярмарка – это был праздник, где можно было отдохнуть от забот праведных», «других посмотреть и себя показать», пообщались с новыми людьми,
узнать о других странах и народах, что не часто случалось в старые времена. Для многих это было - «окно в мир», ведь они никогда не выезжали за пределы Сузуна.


Чернакова О.И., методист ИИО ММЦ
Сузунского района Новосибирской области


Другие материалы этого автора:

««Денежная кузня» Игоря Соколова» ( http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/denezhnaja_kuznja_igorja_sokolova )

«Кавалер мальтийского ордена.» ( http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/maltijjskijj_kavaler_v_suzune )

«Дом с закрытыми ставнями.» ( http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/dom_s_zakrytymi_stavnjami )



Картинки русских художников с ярмарок.


От ред.

Посёлок, как царская кузня, был закрытым для свободных переселенцев и почти все жители были заняты работами на заводе.
Поэтому Нижне-Сузунская ярмарка находилась в ведении заводского управления.Делами никольской ярмарки в Сузуне заведовала ярмарочная контора
при заводе в состав которой входили управляющий с помощниками,брандмейстер, казначей и надзиратель. Главным начальником ярмарки был
сам управляющий медеплавильным и монетным(до 1847 г.) заводами. В обязанности ярмарочной конторы входило: расселение прибывших продавцов и
менял по дворам,раздача построенных торговых лавок в аренду торгующим, взимание платы за них и ремонт торговых построек, составление отчета
о ходе торговли и торговых оборотах, а так же обеспечение бесперебойной работы врачебного пункта ( по территории России всё ещё ходила холера)
и кузнечного цеха для подковки лошадей. Назначался ярмарочный староста, который должен был следить за чистотой и соблюдением порядка, собирать
и подавать сведения надзирателю о количестве привезенных и проданных товаров.

Кроме того, для охраны ярмарки на время ее торговли из Барнаула присылалась охранная солдатская команда.Последняя предназначалась для содержания
пикетов при деньгоделательном заводе, а так же в целях охраны товаров, прибывающих на ярмарку.

Было бы странно, описывая ярмарку, не сказать и об иной, нежели торговая, стороне ярмарочной жизни. Имеются в виду увеселения. В самом деле!
При тех толпах, что посещали ярмарку, невозможно представить, что все они будут исключительно глазеть на товары и заключать коммерческие сделки.
Разумеется, народ сьезжался и приходил развлечься,послушать новостей, отдохнуть от дел праведных.
А потому для увеселения ярмарочного люда ставились балаганные палатки, карусели, катальные горки. Артисты, скоморохи и певцы приглашались загодя,
а многие ввиду постоянного точного времени проведения никольской ярмарки, по привычке спешили на заработки сами.

В советское время ярмарка в Сузуне проводилась до 1928 г. А в феврале 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации
ярмарок
, как последний штрих в борьбе с НЭПом. Ярмарки были ликвидированы как социально враждебное новому обществу явление.


На ярмарке в Сузуне 1989 год.


«Если Вы решили прислать свой материал для страницы. Кликни здесь» ( http://www.susun.ru/pomosh_i_swjas_s_nami/esli_vy_khotite_prislat_svojj_material_dlja_stranicy )



Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

URL документа: http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/v_dekabre_na_nikolu
Рейтинги:
Rambler's Top100 Rambler's Top100 .::РЫБАЦКИЙ  Top 100 ::. Top100 Rusfishing.ru
eXTReMe Tracker