Автор/Редактор: cepbiu
Опубликовано: 08.03.2009
На странице: www.susun.ru
Возникновение Вознесенской церкви неразрывно связано с созданием в с. Сузун медеплавильного завода и монетного двора. По проекту В.Фролова была построена церковь в честь Вознесения Господня и освящена в 1765 г.За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась,а в смутные времена становления советской власти её вообще разобрали по кирпичикам. Совсем недавно церковь предстала перед сузунцами в своём новом виде

СУЗУНСКАЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.


ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ С. СУЗУН

Возникновение Вознесенской церкви неразрывно связано с созданием в с. Сузун медеплавильного завода и монетного двора. Обратимся к его истории.

Монетное дело в Сибири началось с именного указа Императрицы Екатерины II Российскому Сенату от 7 ноября 1763 г. Был открыт монетный двор на уже существовавшем
Колывано-Воскресенском медеплавильном заводе, велось сооружение Павловского, но специалистами было принято решение о создании еще одного медеплавильного завода
и монетного двора при нем.
20 марта 1764 г. приказом начальника Колывано-Воскресенских заводов генерал-майора А.Г. Порошина были определены места для всех цехов строящегося завода.
В качестве образца был взят Колывано-Воскресенский медеплавильный завод.
14 июня 1765 г. на недостроенном монетном дворе вспыхнул пожар, огнем были уничтожены практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора.

Новый проект завода выполнил петербургский архитектор В.Фролов; им же был составлен проект церкви.
Построена и освящена в 1765 г. Храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста.
Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была освящена в честь Вознесения Господня.




Вид на с. Сузун и Воскресенскую церковь. Фотография начала XX в.

С 1766 г. Сузунский монетный двор чеканил « сибирские» деньги. На Сузунском заводе помимо производства денег с 1768 по 1911 гг. велось плавление
серебра и меди, а с 1820 по 1860 гг. - производство чугуна. Также на заводе изготавливались различные металлические предметы, необходимые в быту.

В 1768 г. Сузун посетил известный путешественник академик Петр Симон Паллас. В своем труде «Путешествие по разным местам Российского государства»
он записал:

«Заведенный ныне монетный двор окружен высоким острогом четвероугольником сделанным, и у входов оного стоит караул. По правую сторону Сузуна стоит вне
заводского округа на плотине контора, возле которой построен каменный сарай для денег, кои с медного двора в конторе принимаются. Далее стоят потребные
запасные дворы, гауптвахта, и по другой линии офицерские дома также и постоялые двора. Все простые жилые дома, коих число простирается до двухсот, стоят
частью ниже завода по правую сторону Сузуна, частью по левую сторону от пруда, на ряды разделенные и составляют с заводскими строениями и построенною
к южному концу плотины большою церковью длинный четырехугольник. Несколько подалее от реки находится бесподобный сосновый бор, который простирается
на шестьдесят верст, как в ширину, так и в длину. Положение места весьма приятно».

Строительство дороги от Барнаула через Павловск и с. Сузун повлияло на возникновение в 1834 г. Сузунской Никольской ярмарки, т. к. новая дорога связала Сузун со Старым Московским трактом, - одной из важных торговых магистралей. Ежегодно на ярмарке для продажи выставлялась всевозможная мануфактура, а также кресты, складни, литые иконы, изготавливавшиеся на медеплавильном заводе.

За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания (1846, 1886-1888),
затем – с увеличением числа прихожан. В состав прихода входило село Сузун Барнаульского уезда. Распоряжением Томской Духовной консистории духовенством
храма велся учет количества прихожан. В 1911 г. прихожанами храма было 3797 человек, также в приходе проживало 4 раскольника; в 1914 г. - 3918 человек,
а в 1920-е гг., в связи с ликвидацией медеплавильного завода количество прихожан сократилось до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Известно, что особо чтимыми образами были:
храмовая икона Вознесения Христова и икона святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная священником
Василием Дуплевым.

При Вознесенской церкви в с. Сузун, существовала церковно-приходская школа, которая была открыта в 1895 и помещалась в доме, принадлежавшем церкви.
В 1911 г. количество учащихся в ней было 85 чел. В 1887 г. в Сузуне была открыта Горная школа. Помимо основных предметов в ней изучалось горное дело и металлургия.

Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви на данный момент неизвестно.

Удалось лишь установить имена некоторых священно церковнослужителей, в разные годы служивших в Вознесенской церкви; это священники: Иаков Патрушев, Иоанн Седачев,
Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь-март 1894г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (с 1897 по 1901г., с 1901 г. священник Никольской церкви
с. Маслянинского). Диакона: Стефан Двинянинов, Иоанн Репьев (до 1906 г.), Павел Судник (с 1906 по 1910 гг.; с мая 1910 г. священник церкви с. Комарихинского),
Михаил Тимашев (с1910 по 1912 гг.), Валериан Моцартов (с 1912 по 1914 гг.). Псаломщики: Евгений Ивановский, Иоанн Добросердов, Петр Рубцов, Василий Пономаренко,
Виталий Самсонов, Алексий Марсов (до 1900 г.), Александр Чирков (1900 г.), Михаил Симонов (с 1913г.), Иоанн Пономарев (1920-е гг.)

О многих из них известно или крайне мало, наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, который служил в храме с 1901 по 1919 гг.



Священник Василий Дуплев – настоятель церкви в 1901 – 1919 гг. Фото из фондов Сузунского краеведческого музея

Дуплев Василий Трифонович. Родился10 марта 1868 г. в семье мещан г. Бийска. Обучался в Бийском городском училище.
22 сентября 1883 г. указом Томской Духовной консистории определен вольнонаемным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви с. Ново-Тырышкино.
Спустя неполных три года, 5 августа 1886 г. Василий Дуплев получает назначение к Александро-Невской церкви г. Бийска.
22 сентября 1890 г. псаломщик Василий Дуплев был рукоположен в диакона, а через пять лет, в 1895 г. – рукоположен в священника.
В период с 1898 по 1901 гг. о. Василий служит на приходах Омской епархии. В 1901 г. возвращается в Томскую епархию и назначается
к Вознесенской церкви с. Сузун.
30 апреля 1903 г. за устройство в с. Сузун столовой Красного Креста по бесплатному кормлению голодающих жителей села, священник Василий Дуплев
удостаивается Знака Общества Красного Креста.
В 1931 г. состоял священником церкви с. Вяткино, Усть-Пристанского р-на Запсибкрая (ныне территория Алтайского края).
20 апреля 1931 священник Василий Дуплев был арестован, а 13 июня того же года осужден Особой Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу.
Расстрелян в 1931 г. в г. Барнауле.

Одним из последних священников Вознесенской церкви с. Сузун был о. Василий Коронатов

Коронатов Василий Сергеевич. Родился ок. 1885 г. Окончил Томскую церковно-учительскую школу и Богословские классы Томской
Духовной семинарии в 1916 г.8 мая 1916 г. рукоположен в священника. И в том же, 1916 году назначен священником церкви с. Сенчанского;
в 1917г. переведен к Свято-Троицкой церкви с. Верх-Тулинского; с 20 февраля 1920 г. по февраль 1923 г.состоял при Вознесенской церкви с. Сузун,
а 17 февраля 1923 г. был переведен к Свято-Троицкой церкви с. Меретского.

Нами не установлены имена священнослужителей, служивших в храме после о. Василия Коронатова, т.к. многие документы были утеряны.
Известно лишь, что с 1923 по 1929 гг. в Вознесенской церкви служил священник Сергий Лаврентьев. С 1929 по 1930 гг. при храме состоял протоиерей
Николай Яновский; в 1930 г. его сменил священник Максим Горчаков (пробыл до 1931 г.), а в 1935 г. к Сузунской церкви был назначен протоиерей Василий
Вятчинин, возможно он был последним настоятелем.




Иконы, написанные И. В. Крестьянниковым. Сузунский краеведческий музей

Сузунские иконописцы.
Они принимали заказы на изготовление икон и роспись храмов.
Возникновение сузунской иконописной школы относится к последней четверти XVIII в. История сохранила нам имя одного из последних иконописцев
(или богомазов, как их называли на селе). Это Иван Васильевич Крестьянников (1858-1941 гг.). В последние десятилетия своей жизни икон не писал,
работал пожарным, весовщиком на базаре.
В Новосибирской картинной галерее представлено 120 икон Сузунского письма, из них более 20 – написанные И.В. Крестьянниковым.
Главная особенность его работ – обаятельное соединение изысканного, даже артистичного рисунка лиц и рук с простодушной декоративностью чисто
народного толка. Наиболее художественно выразительными иконами И. В. Крестьянникова стали изображения Христа и святителя Николая Чудотворца.
Анализируя его творчество в целом, можно отметить ориентацию автора на древние образы. В селах близ Сузуна в избах до сих пор можно встретить иконы,
написанные И. В. Крестьянниковым, причем некоторые жители помнят, что Крестьянников сам носил образа по деревням для продажи.

Известно имя еще одного художника-иконописца – Батанова. Со слов его внучки Клавдии Алексеевны Кротовой в окрестностях Камня и Сузуна все церкви
были расписаны ее дедом.

Но вернемся к истории Вознесенской церкви. В начале 1918 г. советским правительством был принят декрет
« Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Началось разграбление, закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и
святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто еще более
жестоко, чем в европейской части России.




Здание бывшей церковно-приходской школы. Современный вид.




Строительство нового храма. Фото из личного архива автора

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещен колокольный звон. Колокола снимали с церквей
и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в Сузунскую пожарную часть попал один из колоколов Вознесенской церкви (ныне хранится
в районном музее). В 1937 г. постановлением Новосибирского Облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта,
а богослужебная утварь и иконы изъяты. Спустя некоторое время храмовое здание было разобрано, на месте храма построили летнюю танцплощадку.
Впоследствии перед танцплощадкой был выстроен клуб. В 1954 г. клуб сгорел, но был снова отстроен. Позднее в нем разместился кинотеатр
« Родина». Шли годы, и здание кинотеатра пришло в негодность, на другом месте был выстроен Дом Культуры и кинотеатр перевели в него.
После закрытия церкви в здании бывшей церковно-приходской школы первоначально размещалась библиотека, а сейчас находится местное отделение
соцзащиты.

В июле 1990 года по благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне Новосибирского и Бердского) началось возрождение православной
общины в поселке Сузун.
Администрация поселка безвозмездно передала верующим здание бывшего народного суда, принадлежавщее ранее священнику.

В 1997 году, в 120-ю годовщину со дня основания первой церкви в Сузуне (1777 ???), на историческом месте было начато строительство нового храма.

Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов; †2000) 6 июля 1998 года отслужил молебен по случаю основания новосооружаемого храма,
а в 1999 году были установлены купол и крест.

Первое богослужение в новом храме состоялось в Великий Четверг на Страстной седмице в 2002 году. В октябре того же года были закончены работы
по строительству наружных стен и озеленению территории. Ведется строительство притвора и колокольни.



Богослужение в новом храме. Фото из личного архива автора



Современный храм Вознесения Господня. 2006 г. Фото автора

Наиболее крупные пожертвования на строительство храма сделали: Новосибирское епархиальное управление, Администрация р.п. Сузун,
ЗАО «Маслосырзавод Сузунский», МУП « Сузунское ПАТП», МПМК «Сузунская-1», ООО «Эффект», «Энергосбыт», ФГУП СПЭКЭС, магазин «Керамика»,
ООО «Магнолия», ООО «торговая фирма Пятачок», ООО «Силуэт», ЗАО «Сузун-сервис», ЗАО «Поиск», ЗАО «Свинокомплекс Сузунский», ООО «Лабария»,
ТОО «Обское», Сузунское ПТПО, ЗАО «Идея», Сузунский леспромхоз, ООО «Лидер», Сузунский филиал «Электросвязь», ЗАО ПКФ «Обновление»,
частные предприниматели:
А. Е. Неизвестных, Л. Н. Неизвестных, А. Г. Оствальд, А. К. Зулин, А.А. Вайгель.
Также в строительстве храма принимали участие: «Агротранс», ООО «Сузунпромстрой», МУП «Сузунская ЖКХ», лесхоз «Сельский», Сузунское ДРСУ,
частные предприниматели В. Р. Адам и С. Б. Назаров.




Учащиеся детской воскресной школы


При храме с 1998 г. действует церковно-приходская воскресная школа для детей и взрослых, в 2003 г. она была отмечена дипломом
Выставочного Объединения « Сибирская ярмарка». Имеется библиотека православной литературы.
В сентябре 2004 года образовались православные молодежный и детский хоры с обучением основам музыкальной грамоты.

Осуществляется духовная поддержка и окормление в Обществе Красного Креста, Доме милосердия, детском приюте «Лесовичок».
Еженедельно проводятся встречи и беседы в реалибитационном центре инвалидов, коррекционной школе-интернате.
В районной больнице совершаются молебны и Таинства.

В центральном магазине «Лидас» открыт церковный киоск. Приходом оказывается разовая материальная помощь детям из неблагополучных
семей и их родителям. Планируется и проводится совместная работа с администрацией района, с учреждениями культуры, редакцией газеты
«Новая жизнь», ТВ «Диалог». Совместные благотворительные акции в учреждениях социального обслуживания проводятся во время празднования
Дня семьи, Дня защиты детей, религиозных и светских праздников и декады пожилых людей.

Настоятелем прихода с 2002 по 2005 годы являлся священник Владимир Стеблев. В 2005 году настоятелем прихода назначен протоиерей Игорь Меняйлов.
После него иерей Николай Крукович. С 2012 года настоятелем является иерей Андрей Басов.
Приход также духовно окормляет жителей Сузунского района в с. Бобровка (приход в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»),
с. Ключики, с. Болтово и с. Шипуново.
Бывший клирик прихода священник Владимир Борзенков является настоятелем в с. Мереть (приход в честь Воскресения Господня).



Вид церкви март 2010 года.

Евгений Шабунин, референт издательского отела Новосибирской епархии 2003 год


Источник: http://www.orthedu.ru/kraeved/suzun/1.htm


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

URL документа: http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/voznesenskaja_cerkov
Рейтинги:
Rambler's Top100 Rambler's Top100 .::РЫБАЦКИЙ  Top 100 ::. Top100 Rusfishing.ru
eXTReMe Tracker