Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Фотоальбом / Разное / Обь-Енисейский канал.Кладбище каналостроителей. /

.: Обь-Енисейский канал.Кладбище каналостроителей. :.




Смотри комментарии или комментируй под фотографией!!!

// aborigen, 18.06.2011, 19:07

В дикой тайге, вдали от населённых пунктов. Порядка трёхсот могил.На некоторых сохранились надгробья. Фото моего друга Лесника.
Фото удалено по просьбе автора


Линки для форума:
Страница с фотографией: [url]http://www.susun.ru/photo/7446[/url]
Только фотография: [img]http://www.susun.ru/photo/r.php5/7446.jpg[/img]

Комментарии

ninag

ninag

моя анкета

19.06.2011 02:50

1.

На краю света.......в дикой тайге... вдали от населенных пунктов..... СТРАШНО......300 МОГИЛ......ЧТО Ж ЭТО ЗА ТРАГЕДИЯ ......


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

19.06.2011 06:29

2.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Обь-Енисейский канал (он же Кеть-Касский канал) - судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Канал был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края.

Последнее известное упоминание канала в картографических изданиях - советский «Атлас офицера» 1947 года.

В 1883 году началось строительство канала под руководством барона Бьорка Александровича Аминова, а в 1891 году он был открыт для плавания небольших судов. Для полного окончания всех необходимых сооружений требовалось ещё несколько миллионов рублей, однако, ввиду постройки Сибирской железной дороги, дальнейшие работы были приостановлены.

Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том что люди селились на берегах сибирских рек более 6 тыс. лет назад.

Постройка канала обошлась казне около 3 млн руб. серебром.

Водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в «большую воду» по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяцев в году.

В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

В 1942 году канал использовался в последний раз - по нему провели из Енисея в Обь три колёсных парохода «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.

Началом соединительной системы служит речка Озёрная, впадающая справа в реку Кеть, в 587 км от её впадения в Обь, по её южному, Тогурскому рукаву. Озёрная входит в систему канала на 15 км своего течения, затем канал направляется по притоку её реке Ломоватой на протяжении 50 км, из неё направляется по мелководному притоку её речке Язевой до ее истока из Водораздельного озера, на протяжении 34 км.

Водораздельное озеро имеет 5 км длины, 700 м ширины и 1 - 1,5 м глубины. От этого озера до реки Малый Кас прокопан на волоке канал длиной 8 км, при ширине по дну 10 м, глубиной до 2 м, входящий в реку Малый Кас, и по ней на 95 км; средняя глубина этой речки на фарватере был до 130 см, расход воды в секунду всего 9 м3.

Малый Кас впадает в Большой Кас, который в 213 км далее вливается в Енисей.

На протяжении почти 217 км канал проходит по мелководным, извилистым и маловодным речкам и, по проекту, потребовал бы устройства 29 шлюзов и канализации всех вышесказанных речек, а также, отчасти, спрямления, углубления и расчистки Малого Каса. Местность, где проходит Обско-Енисейская система - глухая, необитаемая тайга, болотистая и каменистая, лишённая всяких удобств для заселения.

В настоящее время (начало XXI века) канал заброшен, местное население составляют староверы-беспоповцы, переселившиеся в эти места в 1930-е, уходя от преследования советской власти. Время от времени канал используется туристами-водниками.

Википедия.


ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОГО ГРАНДИОЗНОГО ПРОЕКТА

Мертворожденное дитя

Обь-Енисейский канал - уникальное инженерное сооружение, построенное русскими мужиками в глухой болотистой тайге. На строительстве, которое современники сравнивали со строительством Суэцкого канала, практически не было никаких механизмов - лишь один паровой копер для забивки свай. Можно смело сказать: почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой!

Однако в тайге еще раздавались голоса строителей канала, а саму идею его прокладки уже нещадно высмеивали современники. Так, в газете «Сибирский вестник» от 11 августа 1898 года читаем убийственную характеристику: «Обь-Енисейский водный путь - мертворожденное дитя: неизвестно, когда его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено»...

Впрочем, история Обь-Енисейского канала начинается не в XIX веке. Что ж, окинем взглядом «глубь веков»...

От каменного века к эпохе пароходов

Уже при строительстве канала рабочими были найдены многочисленные археологические артефакты - каменные топоры и песты, наконечники стрел и дротиков, сделанные 5-6 тысяч лет назад. Еще не стояли под солнцем египетские пирамиды, а древние люди активно пользовались реками Кеть и Кас для своих путешествий! Ведь, как мы уже сообщали, камней на болотистом водоразделе не найти - значит, орудия труда были принесены издалека.

Степные пространства Евразии, в том числе южная Сибирь, с древнейших времен были населены воинственными племенами и народами. Севернее была безбрежная тайга и болота, гораздо менее населенные территории, где единственными «дорогами» и зимой, и летом были реки. На Обь-Енисейском водоразделе одним из самых удобных путей была река Кеть. О том, какое значение имела эта транспортная артерия, говорит такой факт: на реке Язевой, недалеко от Водораздельного озера был найден роговой защитный панцирь, сделанный примерно 2 тысячи лет назад (плюс-минус 300 лет). Такой доспех мог позволить себе только профессиональный воин - древнеримские авторы упоминают, что подобным защитным снаряжением пользуются сарматские всадники в Причерноморье. А в районе шлюза Новый стан в 1908 году рабочие наткнулись на остатки древнего поселения, выкопав глиняные черепки и металлические предметы. Позднее неподалеку от границы Томской области и нашего края было найдено несколько городищ бронзового века, и даже остатки круглых укреплений - сторожевых постов, защищавших «дорогу» по рекам! Однако пока Обь-Енисейский водораздел для археологов - «белое пятно», масштабные раскопки там не велись.

В начале XVII века русские землепроходцы вслед за Западной Сибирью стали исследовать Восточную. Поскольку южносибирские просторы все так же были населены воинственными степняками, движение на восток шло по рекам. Именно по реке Кеть был проложен самый оживленный путь, связавший Тобольск с Енисейском. Шли годы, Сибирь заселялась русскими, крепости-остроги становились городами или селами. В середине XIX века в Енисейской губернии нашли золото. Начался невиданный «экономический бум». Одна проблема тормозила все и вся - самыми надежными транспортными артериями в безбрежной тайге по-прежнему оставались реки!

Однажды, примерно в 1872 году, енисейский купец Фунтусов узнал о том, что местные жители плавают на лодках с Кети на Малый Кас, а оттуда по Большому Касу на Енисей. Он за свои деньги снарядил экспедицию, которая установила: лишь несколько километров отделяют реку Обского бассейна от енисейских притоков. Фунтусов мечтал озолотиться, судоходный канал позволил бы наладить снабжение золотых приисков хлебом и припасами, а в перспективе открылся бы сквозной путь по рекам от Тобольска до Иркутска! Фунтусов публично объявил, что экипаж первого парохода, прошедшего по каналу, получит награду - 10 000 рублей. Пользуясь современной терминологией, Фунтусов сделал грамотный PR-ход - купец стал в Енисейске самой знаменитой личностью, его даже избрали гласным в городской Думе.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

За дело берется барон

Министерство путей сообщения Российской империи поддержало енисейского купца и снарядило две экспедиции. Одна, под руководством инженера Синденспера, прошла из Оби по реке Кеть и ее притокам до водораздела и подтвердила данные, собранные Фунтусовым. Другую экспедицию возглавлял барон Аминов, он исследовал Ангару. Вскоре барон Бьорк Александрович Аминов - один из самых талантливых российских гидротехников - стал начальником Томского округа путей сообщения и руководителем строительства Обь-Енисейского канала. Дорога, проложенная по лесам и болотам вдоль трассы канала, до сих пор называется «баронский тракт». Работы на трассе канала начались в 1882 году.

В отличие от «строек социализма» грандиозный проект Обь-Енисейского канала обошелся без привлечения подневольного труда. Весной в сибирских губерниях нанимали из числа ссыльнопоселенцев, крестьян, мещан и деклассированных личностей самых крепких мужиков, в мае привозили их на стройку, а осенью рассчитывали и увозили обратно. В 1891 году одновременно на трассе канала работало 2000 человек, в остальные годы меньше.

Каналостроители трудились впустую?

Жалованье рабочих на строительстве было неплохим: землекопы зарабатывали по 60-80 копеек в день, а плотники и кузнецы - по рублю. Рабочий день длился с 6 утра до 5 вечера. В общем, за сезон мужики получали до 85 рублей «чистыми», что было совсем неплохо для крестьянина или отставного солдата. С питанием трудового народа на строительстве дела тоже обстояли, на первый взгляд, сносно - на 26 копеек в день рабочие «от пуза» могли наесться хлеба, каши и щей. Однако однообразный рацион служил причиной распространения цинги и поводом для конфликтов - очень часто продукты были «второй свежести». Больница на 50 коек, расположенная на Генеральском стане, не пустовала никогда.

В 1893 году Обь-Енисейский водный путь был открыт, хотя фактически еще пять лет достраивались шлюзы, плотины и прочие сооружения. Однако практическое использование канала так и не началось, лишь несколько раз за навигацию по нему проходили пароходики и баржи. «Могильщиком» Обь-Енисейского канала стал Транссиб - железнодорожная магистраль «оттянула» на себя все грузы. Только в 1905 году по каналу перевезли 50 тысяч пудов рельсов, и опять над Кетью, Водораздельным озером и Малым Касом наступила тишина.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Что же стало причиной крушения проекта (давайте называть вещи своими именами)? В 1882 году Государственный совет Российской империи выделил на строительство канала лишь 660 тысяч рублей вместо 8 миллионов по первоначальному проекту и принял роковое решение - построить Обь-Енисейский канал всего за два года в «неполном виде». То есть сделать дело наскоро, «начерно», а потом посмотреть, что получится. Канал начали строить, на ходу проводя изыскания и корректируя проект. В 1886 году Министерство путей сообщения приказало уменьшить размеры строящихся шлюзов. В итоге канал был проходим лишь для небольших барок грузоподъемностью 500 пудов (8 тонн), и только в мае, в «большую воду» по нему можно было провести суда водоизмещением 5000 пудов. В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Между прочим, как это принято на Руси, смета строительства была благополучно превышена - вместо первоначальных 660 тысяч рублей затраты на строительство составили 3 миллиона!

Второе рождение откладывается

В 1911-1914 годах интерес к Обь-Енисейскому водному пути возобновился, на проектные работы по расширению канала и шлюзов были выделены средства. Но с началом первой мировой войны все исследования прекратились, а в 1918-1920 годах вся окружающая инфраструктура («баронский тракт», жилые дома и прочие строения на станках) сильно пострадала в ходе боев колчаковцев с «красными». В 1921 году канал был закрыт и стал быстро разрушаться. Во второй половине 30-х годов из Томской области в район Малого Каса пришли староверы-беспоповцы часовенного толка. Они не искали чудесную страну Беловодье (ради того, чтобы обрести Беловодье, русские староверы прошли половину Евразии и даже добрались до Тибета), они просто уходили от советской власти, от НКВД и колхозов.

В военном 1942 году по трассе Обь-Енисейского канала в последний раз прошел караван судов. С Енисея на Обь перегоняли три колесных парохода - «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24». Это была труднейшая экспедиция, которая продолжалась 4 месяца. В ходе ее, как рассказывали нам старожилы, с пароходов-колесников пришлось «срубать одно крыло», а для повышения уровня реки выше по течению речники строили запруды. Потом канал вновь бездействовал долгие годы, разве что время от времени проходили по нему на лодках туристы.

В последний раз древняя идея соединения Оби и Енисея возникла на закате развитого социализма. В 1983 году трасса старого канала подверглась детальной аэровизуальной съемке, а с земли окружающую местность изучали полевые группы гидрологов. Исследования показали - направление Кеть - Кас неблагоприятно для гидротехнического строительства из-за сильной заболоченности водораздела, а также полной необжитости прилегающей территории. Тогда было решено соединять бассейны Оби и Енисея гораздо южнее - в Новоселовском районе, где Чулым бежит совсем рядом с Красноярским морем.

Будущее канала предсказать нетрудно - пройдет еще 10-20 лет, и река поглотит последние его сооружения. Что ж, история любит давать уроки. Мы видели то, что осталось от Обь-Енисейского канала, своими глазами и познакомили с этим интереснейшим объектом вас, уважаемые читатели.

Дмитрий ЛАПИН.

НА СНИМКАХ:
так строилась шлюз-плотина у Генеральского стана;
плотина у Безымянки;
так выглядел канал в свои лучшие времена;
а вот такова ширина канала теперь;
и сегодня следов хоть отбавляй.

Газета «Красноярский рабочий» сентябрь 2003
Фото Валерия БОДРЯШКИНА.
----------
Редактировал: cepbiu at 19.06.2011 00:20:43


vovochka

vovochka

Страна: Россия
Город: р.п.Сузун
Хобби: рыбалка,охота
моя анкета

19.06.2011 10:46

3.
По Новосибирскому каналу ОТС показывали документальный фильм -по этому каналу весной какая-то экспидиция проплыла и был фильм-видеоотчёт.

vlana

Страна: Латвия
Город: Рига
моя анкета

19.06.2011 18:19

4.
Удивительно интересно!К стыду своему,я понятия не имела об этом канале,спасибо огромное!
Фотография кладбища наводит грусть...жаль,что некому поухаживать за могилками...


Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

19.06.2011 22:46

5.
Я тоже ничего не знал про этот путь.Очень интересно,спасибо!



ninag

ninag

моя анкета

20.06.2011 18:47

6.

Здесь на Украине тоже раскапывают поселения сарматов........пришли вроде бы с Сибири.......наверное оттуда......с Красноярска.........далеко забрались..... очень интересная , редко встречающаяся информация.....буду перечитывать еще..... СПАСИБО ......


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

20.06.2011 20:02

7.
@ninag
поселения сарматов

Этож ещё курганной эры!
Тогда в Сибири русским духом вообще не пахло.



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.rybolov.de/register



Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.