Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








7 июля Иванов день.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 02.07.2011







                                                                     Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору:
                                                                    завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь
                                                                    в году и цветет папоротник. Не прозевай!

                                                                    Н.В.Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

ИВАНОВ ДЕНЬ (ИВАН КУПАЛА, ИВАН ТРАВНИК) - народное название великого праздника православного календаря — рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния. Согласно христианскому вероучению, Иоанн Креститель является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственным предшественником Иисуса Христа.

Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета. После Ивана Купалы ее буйство постепенно «идет на убыль». Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило — мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса.

За день до Иванова дня на Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились вениками, собранных из трав и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей. По всей Руси во всех губерниях, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого, бабы и девки, после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Сломленные в этот день, они считались чудодейственными лишь когда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и по разному цветку.



Этот день у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. С этого дня, впервые после долгой зимы, людям было разрешено купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных, змей и другой нечисти, оскверняющей их. Считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев. В эту ночь грех - не грех, ибо все грехи (и хвори) огонь очищает,вода смывает. Верили, что на Купала дети зачинаются в особой чистоте и безгрешности, а молодые, впервые занимаясь сексом, чистоты своей не теряют...



Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом. Животные в эту ночь говорят на человеческом языке, слепая змея медянка получает зрение и становится опасной человеку. В Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как считалось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек станет свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится.




Людмила Соболь Ночь на Ивана Купала (батик)


В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы. Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку. В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз.


Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили «иваньковский» цветок иван-да-марья.Самый колдовской цветок этого праздника — иван-да-марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купальницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, банные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.




Иван Соколов Ночь на Ивана Купалу 1856 г.

Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра. В течение всего дня Аграфены Купальницы, деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10—15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, а затем все это закладывалось дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, таинственной и полной чудес и тушили костры уже к восходу солнца в Иванов день.


Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары. Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься.




А накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» . В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

А если перелезешь в Иванову ночь через заборы двенадцати огородов, то сбудется любое загаданное желание.(!!!)









Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель»








Версия для печати ---> Версия для печати

pav3018

pav3018

Город: Сузун
моя анкета

06.07.2011 00:53

1.
Очень красивый праздник,но у нас кроме беганья детей за автомобилями с банками наполнеными водой фантазий нехватает,взрослые мне кажется даже поощеряют эти забавы.Я своим дятям,а теперь внукам запрещял и запрещяю выходить на проезжую часть и стараюсь образумить всех попавших в поле зрения.Может случится трагедия.

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

06.07.2011 03:07

2.
Праздник себе делаем мы сами!
Это как настроение - как встал с утра,как запрограммировал себя на позитив,так и день пройдёт.
А если со сна сначала к болячкам прислушиваться,потом о неурядицах с коллегами на работе вспоминать,да о том,что мало платят,то плохое настроение обеспечено даже в праздничный день. Зачем про прописные истины воду лить.
Праздники мы делаем сами и лучше вместе! И не надо их от кого-то ждать!

До 7 июля ещё два дня!!! Ещё можно подготовиться!




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.