Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Красная цензура.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 03.02.2013






История о красной цензуре заинтересовала меня после вот этой публикации:

В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией народного художника РСФСР Николая Касаткина
«Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». При этом из соображений нравственности обнаженную грудь молодой
женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок.

Николай Алексеевич Касаткин (1859 - 1930) считается одним из ведущих мастеров русского реалистического искусства конца XIX - начала ХХ века.
Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и
при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики. Названия его работ говорят сами за себя: «Шахтерка»,
«Углекопы. Смена», «Семья рабочего», «В коридоре окружного суда», «Арестантки на свидании».
Его работа «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» (на фото) настолько малоизвестна, что упоминание о ней
найдешь далеко не в каждой биографической справке художника.
В широкие массы репродукция пришла благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров. Причем название картины
помимо русского было указано еще на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства
пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества.
Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского
щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в шестидесятых годах, все так и воспроизведено.
Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнаженная женская грудь была целомудренно прикрыта
сарафаном, в который и жмется носом щенок.

Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского «Крестьяне
в царствование Екатерины II», изданном в 1903 году, приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал «жечь углями подошвы ног
дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью».
Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Короленко «В облачный день». Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных,
которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню
вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо
младенца вскармливает щенков, «примял» их, а барину заявил: «Ребенок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди
псиной пакостите...» И тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой.

После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новых героев, новых
типажей - художник вдохновенно пишет портреты комсомольцев и героев («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). В 1929 году в Москве прошла
первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин
нагнулся и упал, чтобы больше не подняться.
Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях страны,
но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции.

Олег Гонозов
Источник: http://www.proza.ru





Из истории красной цензуры:

Жёсткая цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти. Были захвачены типографии и прекращено печатание «буржуазных» газет.
В. И. Ленин говорил:
«Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмём власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом».

Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати», по которому закрывались газеты:

1. призывающие к неповиновению правительству;
2. сеющие смуту путём клеветнического извращения фактов;
3. призывающие к действиям преступного характера.

28 января 1918 года Совнарком принял декрет «О революционном трибунале печати»

Цель советской цензуры заключалась в том, «чтобы создать новую коллективную память народа, начисто выбросить воспоминания о том, что происходило
в действительности, исключить из истории всё, что не соответствует или прямо опровергает исторические претензии КПСС.

В 1921 году все функции цензуры были переданы ВЧК.

Ленин требовал более жёстких цензурных ограничений, а также санкционировал высылку из России большой группы литераторов, философов и других учёных
и деятелей культуры, которых большевики считали врагами советской власти.


В 1920-е годы разрозненные органы цензуры были централизованы. Главным из них в итоге многочисленных преобразований и реорганизаций стал
«Главлит» — Главное управление по делам литературы и издательств. Созданная в эти годы система цензуры оказалась настолько эффективной, что
просуществовала без принципиальных изменений до самого распада Советского Союза.







И ещё одна публикация,в которой Татьяна Пелипейко обозреватель «Эха Москвы» расказывает о посещении в московском Музее истории ГУЛАГа выставки
«Исчезающий комиссар», которая была посвящена фальсификации фотографий в сталинскую эпоху.И эту публикацию я обьединяю в этой статье.

В этой статье я расскажу о том, в чем я убедилась, посетив в московском Музее истории ГУЛАГа выставку «Исчезающий комиссар»,
которая посвящена фальсификации фотографий в сталинскую эпоху. Хотя исчезали – и в кадре, и в жизни, – разумеется, не только комиссары.

Первое это то, что фальсификация фотографий в советской пропаганде имела не только долгую историю, но и отличную технологическую школу.
Однако, иногда речь шла просто об умелой ретуши – лица вождей должны были выглядеть образцово. Вот одна и та же фотография Сталина – до и после обработки.

Ретушеры запросто могли и поменять персонажам одежду. Очевидно, собственное лицо на этом фото понравилось Лаврентию Берия – но для публикации он предпочел
быть не в мундире, а в штатском.

Изменению срочно подвергли и давние, исторические фотографии. Вот собрание ссыльных большевиков – лето 1915 года, Туруханский край. Сталин в заднем ряду,
в черной шляпе. А чуть правее – Лев Каменев (он с усами). Впоследствии враг ... и вот чуть погодя на фото его уже нет. Правда, это еще примитивный прием:
вместо фигуры – невнятное темное пятно.

Хрестоматийно известный кадр – Ленин и Крупская с детьми в деревне Кашино. Но на самом деле в кадре были и взрослые жители деревни – впоследствии
почти поголовно раскулаченные и высланные. На всякий случай кадр обрезали, ну и фон затемнили.

Групповое фото 1919 года, VIII съезд РКП(б). Известны публикации фрагмента снимка, где изображены трое – Сталин, Ленин и Калинин. Но затем Калинин тоже
исчезает – зачем тут третий, когда всем должно быть ясно, кто единственный настоящий преемник вождя.

Но все-таки здесь речь идет еще о простой обрезке. Были приемы и посложнее. Вот в кадре революционные солдаты – но под каким-то черным флагом...
наверное чёрносотенцы? А на заднем плане ещё и рекламная вывеска. Алле оп! – и вот уже мы имеем на фото правильные революционные лозунги!
(Хотя на увеличении видно, что шрифт вышел уж очень коряв).


На этом фото из восьми персонажей оставлено четверо.В стране появлялись всё новые и новые шпионы,предатели и враги народа,причём очень часто они
проникали именно в руководство страны.И при их обнаружении о врагах не должно остаться ни капли памяти.На фотографиях групп руководящих лиц советской
России исчезало больше половины лиц! Здесь на исходнике мы видим Фрунзе (второй слева), Ворошилова (пятый), Сталина (шестой) и Орджоникидзе (восьмой).
Они не стоят рядом. Не беда – вырезаем их тонким скальпелем и перемещаем поближе. Правда,не обошлось без брака – на боку у Фрунзе невесть откуда
падающая тень.

Как видно на этой фотографии, сделанной в Баку в 1920 году, бывали задачи и потруднее. Здесь в левой части видны Киров и Орджоникидзе.
Выстричь их двоих – не вопрос. А вот чтобы переместить к ним в компанию из правой части снимка Анастаса Микояна пришлось поломать голову – ведь в силу
общего ракурса он выходил раза в полтора выше ростом. Но и это преодолели.

О романе Лили Брик и Владимира Маяковского было известно почти всем. Но это ещё и была любовь на троих! Лиля была замужем за Осипом Бриком, а Маяковский
перебрался к ним жить на всю страну обьявив о своей любви.И хотя Л.Брик,поменяв много мужей,ровно дожила до старости, её ветренная,любвеобильная фигура шла
вразрез с образом советской женщины и она попала в список нежалаемых персон в СМИ.
В. Маяковский и Л. Брик. Фотография 1918 года и она же после ретуши в 1960-х.

Но особенно старательно вымарывали из фотоистории Льва Троцкого. Не смущаясь даже тем фактом, что снимки многократно публиковались.
Вот эта известная фотография, где Ленин и Троцкий рядом, даже стала основой для картины Диего Риверы. Но на позднейших публикациях кадры обрезаны так,
чтобы Троцкого видно не было (правда, остался неизвестно чей локоть – так это его).

Но были фальсификаторы и помастеровитее. Вот Ленин выступает на митинге (Москва, 5 мая 1920 года), а на ступеньках у трибуны – Троцкий
(а за ним, пусть не очень видный – еще и Каменев). Фотография очень известна, но в изданиях после 1927 года на ступеньках уже нет никого.

Кстати, в 1933 году мастеру соцреализма Исааку Бродскому доверили увековечить эту сцену в живописном виде. Нарушение композиции хорошо
обученный художник все-таки, вероятно, почувствовал шкурой – и на месте исчезнувших политиков появились… журналисты.

Еще пример старательной работы. Прогулка вдоль канала Москва – Волга, крайний справа – нарком внутренних дел Николай Ежов.
Но он снят и расстрелян – и вот уже в кадре вместо Ежова гранитный парапет и плещется вода канала.

На волне десталинизации и культа личности некоторые авторы бросились переделывать свои работы по собственной инициативе.
За картину «Ленин провозглашает советскую власть на II съезде Советов» художник Владимир Серов – кстати, ученик упомянутого выше
Исаака Бродского – получил в 1948 году Сталинскую премию. Надо думать, помогло этому и изображение самого Сталина рядом с трибуной.
В 1962 году автор переписывает картину – да так радикально, что вместе со Сталиным исчезают Свердлов и Дзержинский:
вся троица заменена революционными солдатами.

Успевший вовремя «перековаться» Серов благополучно упокоился на Новодевичьем кладбище. Но нее всем фальсификаторам истории так везло.
Густав Клуцис – отличный между тем художник-авангардист – не успел довести до ума свой плакат о Красной армии.
Из эскиза вырезаны репрессированные Тухачевский и Гамарник (расстрелянный позже них маршал Егоров на плакате пока еще присутствует
рядом с Ворошиловым). Однако раньше расстреляли самого Клуциса...

Выставка в Музее ГУЛАГа проходила в Москве почти полгода до июля 2012 года.









Версия для печати ---> Версия для печати

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

04.02.2013 04:49

1.
Кто занимался зарубежной музыкой в 70-80-х с интересом посмотрит на список запрещённых в СССР в 1985 году музыкальных групп и исполнителей.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


El-Chupanibrei

El-Chupanibrei

Страна: Россия
Город: Новосибирск
Хобби: Глумёж и всяческое низвождение.
моя анкета

04.02.2013 16:03

2.
А чем им Пинк Флойд с Чингисханом не угодили?

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

15.02.2016 05:10

3.
Натолкнулся недавно на сайт о холокосте, где помимо основной темы страницы ещё анализируются документальные
фотографии сделанные во время второй мировой войны.

Я очень удивился, увидев известные с детства и студенчества снимки, преподносившиеся нам в школе и потом на кафедре марксизма-ленинизма и истории КПСС, как фиксация моментов преступлений гитлеровцев. И только совсем недавно, с развитием интернета и оцифровкой документального наследия последней войны, появилась возможность специалистам найти оригиналы фотоснимков и сравнить их с тем,что нам преподносилось. Открывается совсем другая картина!
Почему происходила такая явная фальсификация?
Можно конечно с одной стороны понять цель цензуры - органа контроля советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации.
Это подьем массовой ненависти к врагу-захватчику и изобличение его зверств во имя подьема святой ненависти и отмщения за содеяное.
Кто это делал?
Ну я предполагаю, что сами фотографы,за редкими исключениями этого не делали. В те времена качество оптики и портативных камер не всегда позволяло сделать достаточное для печати качество картинки. По этой причине при любом издательстве,газете, журнале или крупном фотоателье существовали отделы ретуши. Там работали настоящие мастера своего дела, которые очень пристойно рисовали и изучали ретушь и правила монтажа. Вот эти специалисты по секретным заказам генштаба, а иногда и самих редакторов и делали подобные монтажи.
Все происходило с подпиской о неразглашении, большей частью из трофейных фото.Если использовались фрагменты фото
советских фотографов, то с последних также бралась подписка о «неподнимании бучи».
Цензурная работа была объявлена секретной, а отдел военной цензуры был включен в состав Генерального штаба
По линии НКГБ военной цензурой и перлюстрацией занимался отдел „В“.
Приказом заместителя народного комиссара обороны № 034 были введены «Правила по сохранению военной тайны
в печати Красной Армии».
Публичное упоминание о существовании цензуры в СССР запрещалось.

Посмотрите некоторые монтажи и оригиналы подобных фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Ну и последнее,наиболее известное всем.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.


vlana

Страна: Латвия
Город: Рига
моя анкета

15.02.2016 15:09

4.
Спасибо,Сережа! Интересно было прочесть и просмотреть. Ну,в наше время этого тоже хватает,к сожалению. Интернет «кишит» подобным,теперь это не цензура,а ,типа,пропаганда,отчего ничуть не менее мерзко А я еще помню,когда письма из-за границы прочитывались и ставился такой штампик,конверт запечатывался и «шел» или не"шел" к адресату. Это относилось и к странам соцлагеря Не все оттуда прочитывались,выборочно видимо,а вот из Югославии все :lol: Самое смешное,что прочитывались и письма школьников,тогда была популярна такая переписка - интернета-то не было Цензура - это отвратительно.

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

30.11.2016 02:03

5.
***** В Большой Советской Энциклопедии издания 1955 года была статья «Пражская весна» о ежегодном фестивале академической музыки в Праге.
Однако в следующем издании БСЭ, вышедшем после печально известного вторжения советских войск в Чехословакию 1968 года,
статьи с таким названием уже не было.

***** В пятом томе Большой советской энциклопедии вышла хвалебная статья о Берии с его портретом. Вскоре Берия был арестован и расстрелян,
и редакция БСЭ разослала всем подписчикам специальное письмо. В нём рекомендовалось ножницами или бритвой вырезать страницы о Берии,
а вместо них вклеить дополнительные страницы
, посвящённые расширенной в несколько раз статье «Берингов пролив».

***** В 1949 году отмечался 150-летний юбилей Пушкина. Доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов.
В одном казахском городке у репродуктора собралось большое число калмыков, депортированных сюда с исторической родины.
Где-то в середине доклада они потеряли к нему всякий интерес и покинули площадь. Дело было в том, что при чтении пушкинского «Памятника»
Симонов остановил чтение прямо в тот момент, когда должен был произнести: «И друг степей калмык».
Почему остановил? Да потому, что калмыки с Великой Отечественной Войны были выселены и находились в опале. Цензура исключала
всяческие упоминания о них даже в таких безобидных случаях.




ninag

ninag

моя анкета

30.11.2016 13:13

6.


ЦЕНЗУРА ПО - УКРАИНСКИ

8 ноября начал действовать Закон о квотах на УКРАИНСКУЮ музыку на радиостанциях

Закон принуждает радиовещателей ставить украинские песни с 7 до 14 и с 15 до 22 часов.....
За нарушение - штрафы и лишение лицензии

Ранее радиовещатели называли этот Закон идиотизмом , но обходили его ради поддержания своего рейтинга.
С 8 ноября это стало невозможным.....

В результаты песни «Машины времени» А.Макаревича , на которых выросло не одно поколение украинских граждан ,
уже не смогут крутить в эфире с прежней частотой.

Ирония состоит в том , что вместо песен Макаревича , поддержавшего Киевский переворот ,в эфире будут звучать
песни западно-украинских Галичанских пропагандистов .

В ответ на это студенты консерваторий стали выходить на вокзалы и петь там русские песни....
Харьков спел СТАРЫЙ КЛЁН , Запорожье - ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ...., Одесса - СМУГЛЯНКУ

Их поддержали в Москве : на Киевском вокзале спели украинскую песню РОЗПРЯГАЙТЕ ХЛОПЦИ КОНЕЙ....
Я узнала баяниста - руководителя группы ЯРИЛОВ ЗНОЙ Щербакова (из Воронежа , кажется )

На украинских форумах это поддержали с восторгом .....появились ЗАЯВКИ на русские песни (флеш-мобы).....
Сегодня видела предложение исполнить С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА





Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.