История о красной цензуре заинтересовала меня после вот этой публикации: В 1931 году музей Революции выпустил почтовую карточку с редкой репродукцией народного художника РСФСР Николая Касаткина «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка». При этом из соображений нравственности обнаженную грудь молодой женщины целомудренно прикрыли сарафаном, к которому и припал носом щенок. Николай Алексеевич Касаткин (1859 - 1930) считается одним из ведущих мастеров русского реалистического искусства конца XIX - начала ХХ века. Впервые в истории традиционной живописи он создал своеобразную галерею образов городской бедноты, рабочих и революционеров-пролетариев, и при советской власти был одним из первых удостоен звания народного художника республики. Названия его работ говорят сами за себя: «Шахтерка», «Углекопы. Смена», «Семья рабочего», «В коридоре окружного суда», «Арестантки на свидании». Его работа «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» (на фото) настолько малоизвестна, что упоминание о ней найдешь далеко не в каждой биографической справке художника. В широкие массы репродукция пришла благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров. Причем название картины помимо русского было указано еще на пяти языках народов СССР. Так советское государство посредством работ мастеров реалистического искусства пыталось напомнить молодому поколению о былых ужасах царизма и крепостничества. Действительно, что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах? На открытках с репродукцией, вышедших в шестидесятых годах, все так и воспроизведено. Но в тридцатые годы натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным, и обнаженная женская грудь была целомудренно прикрыта сарафаном, в который и жмется носом щенок. Отечественная история полна сцен издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского «Крестьяне в царствование Екатерины II», изданном в 1903 году, приводится историческое свидетельство о помещике, который приказал «жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью». Подобный сюжет мы находим и в очерке Владимира Короленко «В облачный день». Там помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, которая потом от него сбежала с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных и полюбил собак. Построил для своих любимых десяти сук псарню вроде господского дома, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, как его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, «примял» их, а барину заявил: «Ребенок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите...» И тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой. После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественную жизнь страны: новая история требовала новых героев, новых типажей - художник вдохновенно пишет портреты комсомольцев и героев («Герой обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая»). В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная персональная выставках работ мастера. Через год в музее Революции при объяснении одной из своих картин Касаткин нагнулся и упал, чтобы больше не подняться. Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях страны, но самая скандальная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции. Олег Гонозов Источник: http://www.proza.ru
Из истории красной цензуры:Жёсткая цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти. Были захвачены типографии и прекращено печатание «буржуазных» газет. В. И. Ленин говорил: «Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмём власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом». Уже 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати», по которому закрывались газеты: 1. призывающие к неповиновению правительству; 2. сеющие смуту путём клеветнического извращения фактов; 3. призывающие к действиям преступного характера. 28 января 1918 года Совнарком принял декрет «О революционном трибунале печати» Цель советской цензуры заключалась в том, «чтобы создать новую коллективную память народа, начисто выбросить воспоминания о том, что происходило в действительности, исключить из истории всё, что не соответствует или прямо опровергает исторические претензии КПСС. В 1921 году все функции цензуры были переданы ВЧК. Ленин требовал более жёстких цензурных ограничений, а также санкционировал высылку из России большой группы литераторов, философов и других учёных и деятелей культуры, которых большевики считали врагами советской власти. В 1920-е годы разрозненные органы цензуры были централизованы. Главным из них в итоге многочисленных преобразований и реорганизаций стал «Главлит» — Главное управление по делам литературы и издательств. Созданная в эти годы система цензуры оказалась настолько эффективной, что просуществовала без принципиальных изменений до самого распада Советского Союза.
|
И ещё одна публикация,в которой Татьяна Пелипейко обозреватель «Эха Москвы» расказывает о посещении в московском Музее истории ГУЛАГа выставки «Исчезающий комиссар», которая была посвящена фальсификации фотографий в сталинскую эпоху.И эту публикацию я обьединяю в этой статье.
В этой статье я расскажу о том, в чем я убедилась, посетив в московском Музее истории ГУЛАГа выставку «Исчезающий комиссар», которая посвящена фальсификации фотографий в сталинскую эпоху. Хотя исчезали – и в кадре, и в жизни, – разумеется, не только комиссары. Первое это то, что фальсификация фотографий в советской пропаганде имела не только долгую историю, но и отличную технологическую школу. Однако, иногда речь шла просто об умелой ретуши – лица вождей должны были выглядеть образцово. Вот одна и та же фотография Сталина – до и после обработки. Ретушеры запросто могли и поменять персонажам одежду. Очевидно, собственное лицо на этом фото понравилось Лаврентию Берия – но для публикации он предпочел быть не в мундире, а в штатском. Изменению срочно подвергли и давние, исторические фотографии. Вот собрание ссыльных большевиков – лето 1915 года, Туруханский край. Сталин в заднем ряду, в черной шляпе. А чуть правее – Лев Каменев (он с усами). Впоследствии враг ... и вот чуть погодя на фото его уже нет. Правда, это еще примитивный прием: вместо фигуры – невнятное темное пятно. Хрестоматийно известный кадр – Ленин и Крупская с детьми в деревне Кашино. Но на самом деле в кадре были и взрослые жители деревни – впоследствии почти поголовно раскулаченные и высланные. На всякий случай кадр обрезали, ну и фон затемнили. Групповое фото 1919 года, VIII съезд РКП(б). Известны публикации фрагмента снимка, где изображены трое – Сталин, Ленин и Калинин. Но затем Калинин тоже исчезает – зачем тут третий, когда всем должно быть ясно, кто единственный настоящий преемник вождя. Но все-таки здесь речь идет еще о простой обрезке. Были приемы и посложнее. Вот в кадре революционные солдаты – но под каким-то черным флагом... наверное чёрносотенцы? А на заднем плане ещё и рекламная вывеска. Алле оп! – и вот уже мы имеем на фото правильные революционные лозунги! (Хотя на увеличении видно, что шрифт вышел уж очень коряв). На этом фото из восьми персонажей оставлено четверо.В стране появлялись всё новые и новые шпионы,предатели и враги народа,причём очень часто они проникали именно в руководство страны.И при их обнаружении о врагах не должно остаться ни капли памяти.На фотографиях групп руководящих лиц советской России исчезало больше половины лиц! Здесь на исходнике мы видим Фрунзе (второй слева), Ворошилова (пятый), Сталина (шестой) и Орджоникидзе (восьмой). Они не стоят рядом. Не беда – вырезаем их тонким скальпелем и перемещаем поближе. Правда,не обошлось без брака – на боку у Фрунзе невесть откуда падающая тень. Как видно на этой фотографии, сделанной в Баку в 1920 году, бывали задачи и потруднее. Здесь в левой части видны Киров и Орджоникидзе. Выстричь их двоих – не вопрос. А вот чтобы переместить к ним в компанию из правой части снимка Анастаса Микояна пришлось поломать голову – ведь в силу общего ракурса он выходил раза в полтора выше ростом. Но и это преодолели. О романе Лили Брик и Владимира Маяковского было известно почти всем. Но это ещё и была любовь на троих! Лиля была замужем за Осипом Бриком, а Маяковский перебрался к ним жить на всю страну обьявив о своей любви.И хотя Л.Брик,поменяв много мужей,ровно дожила до старости, её ветренная,любвеобильная фигура шла вразрез с образом советской женщины и она попала в список нежалаемых персон в СМИ. В. Маяковский и Л. Брик. Фотография 1918 года и она же после ретуши в 1960-х. Но особенно старательно вымарывали из фотоистории Льва Троцкого. Не смущаясь даже тем фактом, что снимки многократно публиковались. Вот эта известная фотография, где Ленин и Троцкий рядом, даже стала основой для картины Диего Риверы. Но на позднейших публикациях кадры обрезаны так, чтобы Троцкого видно не было (правда, остался неизвестно чей локоть – так это его). Но были фальсификаторы и помастеровитее. Вот Ленин выступает на митинге (Москва, 5 мая 1920 года), а на ступеньках у трибуны – Троцкий (а за ним, пусть не очень видный – еще и Каменев). Фотография очень известна, но в изданиях после 1927 года на ступеньках уже нет никого. Кстати, в 1933 году мастеру соцреализма Исааку Бродскому доверили увековечить эту сцену в живописном виде. Нарушение композиции хорошо обученный художник все-таки, вероятно, почувствовал шкурой – и на месте исчезнувших политиков появились… журналисты. Еще пример старательной работы. Прогулка вдоль канала Москва – Волга, крайний справа – нарком внутренних дел Николай Ежов. Но он снят и расстрелян – и вот уже в кадре вместо Ежова гранитный парапет и плещется вода канала. На волне десталинизации и культа личности некоторые авторы бросились переделывать свои работы по собственной инициативе. За картину «Ленин провозглашает советскую власть на II съезде Советов» художник Владимир Серов – кстати, ученик упомянутого выше Исаака Бродского – получил в 1948 году Сталинскую премию. Надо думать, помогло этому и изображение самого Сталина рядом с трибуной. В 1962 году автор переписывает картину – да так радикально, что вместе со Сталиным исчезают Свердлов и Дзержинский: вся троица заменена революционными солдатами. Успевший вовремя «перековаться» Серов благополучно упокоился на Новодевичьем кладбище. Но нее всем фальсификаторам истории так везло. Густав Клуцис – отличный между тем художник-авангардист – не успел довести до ума свой плакат о Красной армии. Из эскиза вырезаны репрессированные Тухачевский и Гамарник (расстрелянный позже них маршал Егоров на плакате пока еще присутствует рядом с Ворошиловым). Однако раньше расстреляли самого Клуциса... Выставка в Музее ГУЛАГа проходила в Москве почти полгода до июля 2012 года.
|