Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Лубок. Какие картинки были в домах наших предков-сузунцев.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 02.01.2014









18-19 веке простой житель Сузуна был совершенно необразован в плане культуры и грамотности. А если говорить о изобразительном искусстве,
то его он мог увидеть разве-что в церкви на иконах.Библии с картинками были большой редкостью и стоили хороших денег. Да и простопечатными
Евангелиями обладали не все,всё по той же причине неграмотности. Уровень «читательской способности» населения был весьма невысок - по данным переписи 1897 г.
в Сузуне из 3820 душ умели читать и писать лишь 6,9% мужчин и 0,4% женщин.
Одним из путей восполнения этой ниши был лубок,который привозили иногородние купцы и торговцы на никольскую ярмарку. Да сам сузунец,побывавший
волей случая в Барнауле,Томске или других городах, привозил эти картинки с собой - себе и семье на потеху или на нравоучение. Ими украшали стены
своих домов,как на этой картине художника Андрея Попова,держали в сундуках и потом бережно показывали гостям.Ну,а при необходимости и продать можно
было,выручив пару копеек для поддержания семейных штанов, а то и просто пропить.


Какие же лубки могли видеть сузунцы?
Сначала обозначим что лубочные картинки были печатными и рисоваными.Рисованый лубок существовал практически в одном экземпляре и купить его
могли или коллекционеры или церковные служители для иллюстрации богословных тем. Другим и более массовым был печатный лубок.
Подделка под народность и пошлость отличали многие лубочные произведения, однако именно по лубочной книжке приобщался к чтению простой народ,
прежде всего крестьянство.
Лубки были в те времена большой энциклопедией, в которой содержались сведения о дальних странах и важных событиях, о причудах природы и
обычном крестьянском житье. Были лубки-календари, лубки-лечебники, лубки-азбуки, сказки, песенники и т.д.
Считается,что начало и развитие искусству рисованного лубка положили староверы.
Лубок на бумаге появился следом за лубочными (народными) картинками, гравированными на дереве. Отсюда и название такое - из липового луба, коры.
Лубочные картинки имели главным образом религиозное, нравоучительное содержание. Характерными жанрами лубочной литературы стали переделки сказок
и былин, исторических сказаний, авантюрных повестей, житий святых; песенники, сборники анекдотов, оракулы, сонники.

Лубок — это не просто графический жанр, вокруг себя он создал целую культуру, в которую вошли и балаган — ярмарочные театрализованные
действа (с шутовством и арлекинадой), и балагурство торговцев — разносчиков, и народный театр, и стиль рекламного плаката. В этом случае теже
лубочные картинки могут восприниматься не только в качестве обособленного изображения, а как графическая зарисовка — «кадр» фольклорного
карнавального веселья, фрагмент балаганного праздника, остановленного в своей динамике. Лубочная картинка — это «изображение в изображении»,
знак знака, повышенная мера условности, переносящая зрителя в особую игровую действительность.

Процесс продажи лубочных книг торговец — коробейник превращал в настоящий ярмарочный спектакль с присущим ему балагурством:


«Великое божие наказание!
Как брат с сестрой обвенчались,
как сын у отца оторвал оба яйца,
листок, свисток, кресток, книжка.
Манишка, и от бабы самоварная шишка,
да полфунта жареной колбасы.
И все за двадцать копеек!».

В лице коробейника балаганная праздничность уже непосредственно врывалась в череду повседневных будней, прерывая их монотонность духом
карнавализации. Продавец лубка в данном случае оказывался в роли балаганного «деда», обладающего правом на антиповедение и нарушение моральных
законов, т.е. тем правом свободы, которым не располагали рядовые крестьяне в обычные дни.



Райская птица Алконост. Вторая половина 19 века. Неизвестный художник
«Птица зовомая Алконост святаго и блаженнаго рая».
«Есть же о птице сей сказание сицево».
«Сия птица райской Алконост близь рая пребывает, некогда и на Ефрате реке бывает,егда же внекий глас испущает,тогда и самой себе не ощущает,
а кто... им радость возвещает. И многая благая"..»
К традиционному изображению самого Алконоста добавлены некоторые элементы рассказа о человеке, умирающем от пения птицы.


Запрещённый и крамольный в своё время лубок.
Изображение трех нечистых духов, исходящих «яко жабы во всю вселенную», из уст «зверя» - Антихриста в облике Петра I,
Сатаны - «змия» и лжепророка в облике патриарха Никона. Конец XIX в.



Лубок на тему войны с Наполеоном и бегства французов-шарамыжников.
С ноября 1812 года в книжных лавках Петербурга да и других городов все чаще стали появляться небольшие, ярко раскрашенные (а то и просто черные,
без раскраски) листы. Содержание их было таково, что у прилавков и витрин магазинов, где они были выставлены, всегда стояла толпа. Покупали, правда,
их немногие : стоили они дорого — от рубля до пяти рублей. Не каждому такая покупка была по карману. Но зато всякий русский человек мог отвести душу
полюбоваться «злодеем-хранцузом», раздирающим с голодухи ворону, или выразить свое одобрение боевыми действиями старостихи Василисы, самолично полонившей
целый взвод французских мародеров.

исованный лубок — одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится
на сравнительно поздний период истории народного творчества — середину XVIII и XIX век, когда многие другие виды изобразительного
народного искусства — роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок — уже прошли определенный путь развития.

До недавнего времени о рисованном лубке в литературе не было почти никаких упоминаний. Поэтому знакомство с ним не может не представлять интереса
для знатоков и любителей народного наивно-примитивного творчества.


Иллюстрация к притче о краже репы. 1905 Художник С. Каликина
Картинка иллюстрирует притчу из «Великого зерцала» (гл. 244), встречающуюся также в сборниках «Мирозрительное зерцало» (гл. 138).
В притче рассказывается о том, как к старцу пришел крестьянин с намерением украсть у него репу, а огород старца сторожил бес,
«связанный молитвою». Черт предупреждал крестьянина, чтобы тот репу не рвал, но крестьянин не послушался. Старец, позванный бесом,
стал уличать крестьянина в краже, но человек постарался свалить всю вину на беса, заявив, что «бес научи мя сие сотворити».
Бес тут же доказал свою невиновность, и человеку пришлось признаться в злом умысле.


Изображение Рая. Первая половина XIX в. Неизвестный художник.

Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник
Текст под рамкой из трех частей.Левая колонка в 6 строк: «Седе Адам прямо рая... еси».
Средняя часть в 7 строк: «Господь сотвори человека взем перст от земли и вдуну в лице его дыхание жизни и бысть человек
в душу живу, и нарече имя ему Адам, и рече Бог не добро бысть человеку едино... ты буди во всех скотах и зверях,
яко сотвори зло сие». Правая колонка в 5 строк: «Адам же по изгнании из рая... горко»


«Тяжко есть иго на сынех Адамлих». Середина XIX в. Неизвестный художник
Притча разрабатывает ту же тему, что и «Семь смертных грехов» — тему борьбы пороков и добродетелей, борьбы добра и зла.
На картинке изображен человек, согнувшийся под тяжестью сферы, которую он несет на своих плечах. Внутри сферы показано
сражение ангелов и чертей, пороков и добродетелей.


Таблица исчисления праздников, дней, часов, фаз луны и т.д. Середина 19 века
На таблице помимо «неисходимой пасхалии по ключевым словам»,«ключа пасхального» и др.исчислений изображен «чертог прилежного учения»,
к которому ведут ступени с названиями — любовь, надежда, труд, желание и т.д.


Под картинкой стихи в 8 строк:
«Взирай с прилежанием, тленный человече, како век твой преходит и смерть недалече.
Готовися на всяк... многий ревности сердечно умилися».
Иллюстрация к стихам Яворского «Взирай с прилежанием, тленный человече» Середина 19 века. Неизвестный художник
Стефан Яворский (1658—1722) — видный церковный деятель, полемист, автор проповедей и панегириков.
Картинка является иллюстрацией к стихотворению,главная мысль которого в необходимости помнить о кратковременности жизни
и стараться жить,избегая суеты.Здесь изображен человек у стола, на котором лежат песочные часы (быстротечность времени),
книга и чернильница с гусиным пером (мудрость жизни). На столе — мешок с деньгами,корона и цветок. Они, вероятно, символизируют
ту суетность и мирские радости, которых человеку следует избегать.


Пять патриархов русской церкви. Вторая половина 19 века. Неизвестный художник
Первые пять русских патриархов — Иов,Гермоген,Филарет,Иоасаф,Иосиф — представлены стоящими в арках, в полном облачении,
с евангелиями в руках. Чернила, акварель. 50,3x76,5


Стих порицающий пьянство. Конец XIX — начало XX в. Художник П.Петухов
Чернила, темпера. 40x30
«Стих о пьянице. Глас 6».
Текст в 23 строки на крюковых нотах:
«Рече Господь к пьянице, о злый человече пияный смрадный и окаля... во веки, аминь».
Нотация знаменная, с пометами. В правом нижнем углу подпись мастера: «Писал П.Петухов».
В тексте стиха религиозная тематика переплетается с суждениями о добре и зле, о нравственном поведении и активно осуждается пьянство.
«Стих о пьянице» представляет собой редкий и нетрадиционный образец духовного стиха, не вошедший в известные фольклорные сборники.


Изображение Куликовской битвы. Вторая половина 1890-х гг. Художник И. Г. Блинов.


«Ополчение и поход великаго князя Димитрия Иоанновича самодержца всероссиискаго противу злочестиваго и безбожнаго царя татарскаго
Мамая, его же Божиею помощию до конца победи».
Литература: Куликовская битва, ил. на вклейке между с. 128—129; Памятники куликовского цикла, ил. 44 Куликовская битва 1380 г. — одно из немногих
событий истории России, запечатленных в памятниках народного изобразительного искусства. На картинке, отличающейся самым большим размером среди
рисованных лубков, размещены текстовая и изобразительная части. В основу текста положено «Сказание о Мамаевом побоище», заимствованное из Синопсиса
(Синопсис — сборник рассказов по русской истории, изданный впервые в конце XVII в. и позднее неоднократно перепечатывавшийся).
Начало XIX в. Художник М.В.Григорьев


Иллюстрация к апокрифу «О рождении Каина». 1880-е гг. Неизвестный художник
Сюжет картинки — апокрифический миф, в котором рассказывается, что младенец Каин появился на свет, имея «на персях и челе» двенадцать змеиных голов.
Одним из главных действующих лиц рассказа является дьявол, избавляющий Еву от страданий, причиняемых ей укусами змей во время кормления ребенка.
Дьявол обрубает змеиные головы, но берет за это «рукоположение» от Адама. Только крещение Христа в Иордане приводит к сокрушению змиевых голов
и уничтожению камня с отпечатками рук Адама, брошенных дьяволом в Иордан.


О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Начало 20 века. Художник С. Каликина.
«Пишет учитель кесарийский в книзе своей лествице». Ниже текст в 8 строк:
«Яко во области архиепископа Колонскаго бысть сие страшное видение. Некий человек именем Иоан, имея у себя дщерь едину Марию ю же зело любляше...
ная за украшение прелестное. В персех гвоздие и нозе прикованы за обымание, змий сосет за погубление детей, смолу пию за блудную похоть, и сие
изрекши невидима бе».
Картинка иллюстрирует притчу из Синодика о наказании в аду девицы Марии, которую отец знал при жизни «постницею и в добродетелех», но та «во блуде
непрестанно мребываше и ради срама до смерти младенцев убивала, овогда в воду метала, овогда в ров».
На исповеди она утаила «блудный грех». Дочь в видении предстала перед Иоанном, терзаемая змеями, с огненным сосудом в руках, с раскаленной сковородкой
на голове, сидящая на колеснице, запряженной двумя драконами.


О добрых друзьях двенадцати. Конец 18 начало 19 века. Неизвестный художник
«О добрых друзьях дванадесятех». Ниже текст в 3 строки:
«О человече, имей сих дванадесять другов, вельми много с ими... не во сто, но паче тысящь».
На изображении дерева в 12 кругах помещены изречения о добродетелях — друзьях человека. Любовь, труд, правда, чистота — должны быть его
лучшими друзьями. «12 добрых друзей» — один из самых распространенных наборов назидательных изречений в рисованном лубке.
Сюжет с 12 друзьями существовал в печатном лубке.


Андрей Денисов. Начало 19 века. Неизвестный художник


Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Неизвестный художник
«Птица Сирин святаго и блаженнаго рая» и текст в 2 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле ж лед тоя
ходит, дондеже пад умирает, глас ея слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей
сказание таково». Ниже текст в 4 строки: «В странах индийских (яже принадлежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и
глашати песни таковы, яковы же слух... козлегати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает».


Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676 гг. На картинках изображены события подавления выступления
монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона. Оба листа иллюстрируют книгу С. Денисова «История об отцех и страдальцех соловецких»


Смерть праведника и грешника. Конец 18 — начало 19 в. Неизвестный художник.
Обратите внимание,что на правой картинке ангелы только роняют слезу о душе грешницы и склонили головы. В это время чёрные ангелы длинным крючком
вытаскивают из неё душу наружу.


Наказание Людвику Ланграфу за грех стяжания. Конец 19 век. Неизвестный художник
«Книга мирозрительное зерцало, глава 257. Стяжание неправедно, стяжани дерзнув некий ланграф, терпяше велие мучение адское».
«Людвик ланграф великий мучитель, людей... токмо аз и сынове мои. Той же прият знамение, а ланграфа ввергоша в бездну, и возврати диавол клирика».
Картинки иллюстрируют притчу из «Мирозрительного зерцала» (гл. 257), где рассказывается о наказании, постигшем богатого человека за то, что он наложил
на своих подданных тяжелые подати и «много зла творяше». Художники изображают, как дьявол, посадив себе на шею клирика-чернокнижника, к которому обратился
сын умершего ланграфа с просьбой сообщить, где находится душа отца, привозит его в ад и просит черта показать им мучения Людвика. Черт опускает в бездну
медную трубу, вызывает душу ланграфа и, открыв крышку «огненного притвора», показывает охваченного языками пламени мучающегося Людвика.



Сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви.
Вторая половина XIX в. Неизвестный художник


Иллюстрация к «Сказанию о наказании Каину за убийство брата».. Середина XIX в. Неизвестный художник.
«Рече Господь к Каину: Каине, где брат твой Аввель? Господи, не страждь есмь брату своему. Еще рече Господь... и велик и премудр Господь».
Под рамкой листа текст в 2 строки: «Кто тя, брате, сему злу научи, еже клеветати на брата своего? О сем бо, брате, и во Апостоле пишет: не любяи брата,
не любит Бога, осуждай брата своего, закон бо судиши, и сам зле постраждеши, покрый братия согрешения, а Бог твоя покрыет».

Пройдя в середине XIX в. пик своей популярности, лубочная картинка постепенно вытесняется тиражной полиграфической продукцией.
Уходят скабрезность и цинизм, изображения чудесных и необычных явлений. В последние десятилетия XIX в. покупатель из народа начинает ценить
художественную красоту и эстетизм, тонкость исполнительской техники, предпочитая данные качества «игровой» причудливости лубка.
С 1910-х гг. классический народный лубок становится объектом интереса лишь для этнографов и профессиональных художников.
Выпуск в России непритязательной лубочной продукции был прекращен в 1918 году.

Использовано:
Русский рисованный лубок конца 18 начала 20 века из собрания Государственного Исторического музея.
Труд кандидата искусствоведения Е.И. ИТКИНОЙ на сайте Библиотекарь.Ру







Версия для печати ---> Версия для печати

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

16.03.2014 05:10

1.
Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.
Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками.

Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Сначала их называли «фряжскими» , затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками» .
Слово «лубок» появилось только в XIX веке и произошло оно от слова «луб» . Так назывался слой древесины, из которого плели корзины и короба. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая весёлые картинки. А, возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями.


Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.
Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке - Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.

Собака лает, ветер носит.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей - куча на полу.
Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,- туча.
Пускай Художник, паразит,
Другой пейзаж изобразит.




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.