Секрет натурного пейзажиста. Газета «Ступени вологодские». №43(108)
Валерий Николаевич Страхов - признанный в России мастер русского национального ландшафтного и архитектурного пейзажа, верный продолжатель традиций московской реалистической пейзажной школы ХIX-XX веков. Валерий Николаевич Страхов родился 25 февраля 1950 года в Череповце. Он- крестьянин по происхождению. Его дед до войны имел водяную мельницу и крепкое хозяйство. Мужчины в семье занимались плотницким ремеслом, рубили дома и в селах, и в городах. В детстве и юности Валерий жил на станции Хемалда под Череповцом и учился в Ирдоматской сельской школе. Валерий Страхов прошел серьезную трудовую жизненную школу. До и после армии он работал в Череповце, на металлургическом и сталепрокатном заводах. Первые уроки изобразительного искусства он получил у С.П.Пескова в студии при художественном отделе Череповецкого краеведческого музея. Затем с 1972 по 1976 год учился в Ярославском художественном училище. После училища его направляли работать директором художественной школы в старинном Угличе. Но директор из него не получился. А началась долгая и непростая дорога овладения серьезным живописным мастерством. Решающее влияние на формирование мировоззрения и творческой судьбы Страхова оказали годы учебы в Москве, в Художественном институте им. В.И.Сурикова (1978-1983). Позднее он говорил, что относит себя к московской школе живописи, для которой характерно особое чувство историзма. Он отмечал: «В Москве все дышит историей, здесь рождается особое отношение к сюжету, к слову. Каноны московской школы живописи утверждались еще Рублевым и Дионисием». Среди наиболее почитаемых русских живописцев старой Москвы он всегда отмечает А.Саврасова, А.Рябушкина, братьев В. и А.Васнецовых, И.Левитана. Среди преподавателей института Страхов особенно выделял своего руководителя по живописной мастерской В.Г.Цыплакова, искусствоведа Н.Н.Третьякова, специалистов в области техники и технологии живописи. В отличие от многих вологодских художников Страхов вовсе не замыкается в стенах своей мастерской и в рамках региональной творческой жизни. Переехав в 1983 году окончательно в Вологду, он постепенно становится заметной фигурой общероссийского движения современного реализма. Среди близких ему по духу и стилю мастеров старшего поколения- выдающиеся российские живописцы В.Ф.Стожаров, В.М.Сидоров, художники его поколения В.Г.Харлов из Кирова, М.Г.Абакумов, Н.Н.Гавриляченко, А.Н.Суховецкий, члены объединения «Москворечье» из Москвы и Подмосковья. Из своих вологодских художников Страхов всегда особенно отмечает творчество Ф.М.Вахрушова из Тотьмы.
Работая почти исключительно в пейзажном жанре, Страхов не является обычным видописателем. Его творчество носит программный характер. В своей живописной системе он развивает традиции русского натурного реалистического пейзажа настроения. Как сам замечает: «Наиболее удачно у меня получается, когда пишу с натуры. А наиболее красиво- когда холодно и ветрено и приходится много терпеть». В своем искусстве и общественной деятельности художник отстаивает идеи и идеалы традиционного национального миросозерцания, борется за сохранение духовных основ современной культурной жизни. В одном из своих интервью он сказал: «Я не считаю ностальгию по прошлому чем-то ущербным и нехорошим. Это особое щемящее чувство, дающее нам ощущение Родины, и в особо тяжелые минуты жизни поддерживает и подпитывает нас». Страхов, как художник и творческий мыслитель, представляется очень цельной натурой. Он как-то сразу и быстро определил круг тем и образов своих произведений и длительно идет по пути их серьезного живописного воплощения. Он многократно пишет с разных сторон, зимой и осенью ансамбль Вологодского кремля, стены и окрестности Спасо-Прилуцкого монастыря, деревянные дома на улице Благовещенской. В последние годы все чаще устремляется на север, где больше первозданной красоты и покоя: городки и деревни Вологодской и Архангельской областей, остров Валаам на Ладоге. Главным сюжетным ядром его картин становится не изменчивость, а постоянство мира. Он ищет не сиюминутного и репортажно-модного, а вечного, выстроенного веками и согретого поколениями людей. В этой гармонии пространственной тишины пейзажей Страхова главным героем становится душа природы, которая отзывается в сердце зрителя. Особенно удачны для него переходные состояния времен года и дня, когда художник откликается на настроения жизни окружающих людей. Так появляются его добрые и теплые по ощущениям картины «Снова весна», «На родном берегу», «Мелодия весны», «В этом доме еще живут».
Сегодня творчество Валерия Страхова хорошо знакомо вологодским и российским зрителям. Персональные выставки его живописи проходили в Вологде и области, в Москве. Художник не спешит много и часто выставляться, не гонится за большими форматами. В своих картинах и многочисленных этюдах он прежде всего стремится к праздничной и светоносной, духовно озаренной живописи. Правда, подчас удачно найденные в этюде, живые состояния природы в панорамном изображении зачастую тускнеют и отходят на второй план за общей велеречивостью условно-монументального замысла. Но там, где художник меньше размышляет и утверждает свои взгляды на задачи искусства, а более погружается в само творческое пространство художественного переживания мира, появляются истинные жемчужины трепетного живописного письма. Искусство Страхова достойно представляет в России вологодские художественные традиции. В последние годы его работы непременно экспонируются на всероссийских и межрегиональных выставках, носящих программный духовно- исторический характер: «Судьба русской деревни», «Всему миру свет», «Многоликая Русь», «Образ Родины», «Вся Россия», «Зеленый шум», «Имени Твоему», «Российский Север», «Защитникам Отечества посвящается»,с большим успехом прошла его персональная выставка в Кремле. В 2002 году Валерию Страхову присвоено звание заслуженного художника России, в 2001 году он был избран членом- корреспондентом Академии художеств России. Творчество художника представлено во многих музеях и частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Владимир Воропанов
Пишет он оставшиеся заповедные уголки города и зимой, и летом, в сумерки и на рассвете с каким-то особым, только eмy присущим мастерством и одержимостью. Казалось бы, чего проще скомпоновать на полотне и так уже отобранные временем архитектурные сюжеты? Многие вологодские художники это умеют, чем и традиционно славятся. Но проникнуть глубже в суть обыденных вещей, одухотворить их, раскрыть неповторимый образ дано только очень крупным талантам. Валерий Страхов из их числа. Он, как и многие таланты, не виртуоз в речениях и не мастер в словесных рассуждениях. Зато как говорят краски его картин! Вот Сухона-река в серой осенней наволоке, а на крутом берегу по-весеннему вспыхнувшие зеленые купола Троицкой церкви в Тотьме, как свечи. Сюжет пейзажа построен неожиданно, на контрасте, зрителя будто холодным ветром пронзает.
А вот вологодская речка Песье-деньга (Иван Грозный, по простодушной легенде, потерявши здесь кошелек, бросил в сердцах: «Да пес с ней, деньгой-то!»). Мерцает темными красками зеркало воды перед ледоставом, но такое оно живое, что невольно вспомнишь выражение: «У воды человек не чувствует себя одиноким». Даже в холодном октябре.
Портрет Белова
Портрет командира Голубева.
Валерий Страхов выдающийся мастер северного - и сельского, и городского - пейзажа. Мы все ждали такого художника, хотя Русский Север и забалован именами прославленных живописцев. Но они, залетные, от Константина Коровина до Виктора Попкова воспринимали местную землю все-таки немного отстраненно, хотя и искренне ей восхищались. Валерий Страхов пишет ее с родным чувством, в молитвенном вдохновении, манера его живописи сразу узнается и потом уже надолго «схватывается» памятью. Источники: *Газета «Ступени вологодские» *В. Дементьев «Вначале душевное, потом духовное»: Художник Валерий Страхов// Москва. – 2003. *Электронный адрес художника : lubimp@mail.ru
|