Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Пейзажи русского севера.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 26.04.2011






Секрет натурного пейзажиста.
Газета «Ступени вологодские». №43(108)

Валерий Николаевич Страхов - признанный в России мастер русского национального ландшафтного и архитектурного пейзажа, верный продолжатель традиций московской реалистической пейзажной школы ХIX-XX веков.

Валерий Николаевич Страхов родился 25 февраля 1950 года в Череповце. Он- крестьянин по происхождению. Его дед до войны имел водяную мельницу и крепкое хозяйство. Мужчины в семье занимались плотницким ремеслом, рубили дома и в селах, и в городах. В детстве и юности Валерий жил на станции Хемалда под Череповцом и учился в Ирдоматской сельской школе.

Валерий Страхов прошел серьезную трудовую жизненную школу. До и после армии он работал в Череповце, на металлургическом и сталепрокатном заводах. Первые уроки изобразительного искусства он получил у С.П.Пескова в студии при художественном отделе Череповецкого краеведческого музея. Затем с 1972 по 1976 год учился в Ярославском художественном училище. После училища его направляли работать директором художественной школы в старинном Угличе. Но директор из него не получился. А началась долгая и непростая дорога овладения серьезным живописным мастерством.

Решающее влияние на формирование мировоззрения и творческой судьбы Страхова оказали годы учебы в Москве, в Художественном институте им. В.И.Сурикова (1978-1983). Позднее он говорил, что относит себя к московской школе живописи, для которой характерно особое чувство историзма. Он отмечал: «В Москве все дышит историей, здесь рождается особое отношение к сюжету, к слову. Каноны московской школы живописи утверждались еще Рублевым и Дионисием». Среди наиболее почитаемых русских живописцев старой Москвы он всегда отмечает А.Саврасова, А.Рябушкина, братьев В. и А.Васнецовых, И.Левитана. Среди преподавателей института Страхов особенно выделял своего руководителя по живописной мастерской В.Г.Цыплакова, искусствоведа Н.Н.Третьякова, специалистов в области техники и технологии живописи. В отличие от многих вологодских художников Страхов вовсе не замыкается в стенах своей мастерской и в рамках региональной творческой жизни. Переехав в 1983 году окончательно в Вологду, он постепенно становится заметной фигурой общероссийского движения современного реализма. Среди близких ему по духу и стилю мастеров старшего поколения- выдающиеся российские живописцы В.Ф.Стожаров, В.М.Сидоров, художники его поколения В.Г.Харлов из Кирова, М.Г.Абакумов, Н.Н.Гавриляченко, А.Н.Суховецкий, члены объединения «Москворечье» из Москвы и Подмосковья. Из своих вологодских художников Страхов всегда особенно отмечает творчество Ф.М.Вахрушова из Тотьмы.

*** Все картинки кликабельны.Кликни, чтобы увеличить. ***










Работая почти исключительно в пейзажном жанре, Страхов не является обычным видописателем. Его творчество носит программный характер. В своей живописной системе он развивает традиции русского натурного реалистического пейзажа настроения. Как сам замечает: «Наиболее удачно у меня получается, когда пишу с натуры. А наиболее красиво- когда холодно и ветрено и приходится много терпеть». В своем искусстве и общественной деятельности художник отстаивает идеи и идеалы традиционного национального миросозерцания, борется за сохранение духовных основ современной культурной жизни. В одном из своих интервью он сказал: «Я не считаю ностальгию по прошлому чем-то ущербным и нехорошим. Это особое щемящее чувство, дающее нам ощущение Родины, и в особо тяжелые минуты жизни поддерживает и подпитывает нас».

Страхов, как художник и творческий мыслитель, представляется очень цельной натурой. Он как-то сразу и быстро определил круг тем и образов своих произведений и длительно идет по пути их серьезного живописного воплощения. Он многократно пишет с разных сторон, зимой и осенью ансамбль Вологодского кремля, стены и окрестности Спасо-Прилуцкого монастыря, деревянные дома на улице Благовещенской. В последние годы все чаще устремляется на север, где больше первозданной красоты и покоя: городки и деревни Вологодской и Архангельской областей, остров Валаам на Ладоге. Главным сюжетным ядром его картин становится не изменчивость, а постоянство мира. Он ищет не сиюминутного и репортажно-модного, а вечного, выстроенного веками и согретого поколениями людей. В этой гармонии пространственной тишины пейзажей Страхова главным героем становится душа природы, которая отзывается в сердце зрителя. Особенно удачны для него переходные состояния времен года и дня, когда художник откликается на настроения жизни окружающих людей. Так появляются его добрые и теплые по ощущениям картины «Снова весна», «На родном берегу», «Мелодия весны», «В этом доме еще живут».








Сегодня творчество Валерия Страхова хорошо знакомо вологодским и российским зрителям. Персональные выставки его живописи проходили в Вологде и области, в Москве. Художник не спешит много и часто выставляться, не гонится за большими форматами. В своих картинах и многочисленных этюдах он прежде всего стремится к праздничной и светоносной, духовно озаренной живописи. Правда, подчас удачно найденные в этюде, живые состояния природы в панорамном изображении зачастую тускнеют и отходят на второй план за общей велеречивостью условно-монументального замысла. Но там, где художник меньше размышляет и утверждает свои взгляды на задачи искусства, а более погружается в само творческое пространство художественного переживания мира, появляются истинные жемчужины трепетного живописного письма.

Искусство Страхова достойно представляет в России вологодские художественные традиции. В последние годы его работы непременно экспонируются на всероссийских и межрегиональных выставках, носящих программный духовно- исторический характер: «Судьба русской деревни», «Всему миру свет», «Многоликая Русь», «Образ Родины», «Вся Россия», «Зеленый шум», «Имени Твоему», «Российский Север», «Защитникам Отечества посвящается»,с большим успехом прошла его персональная выставка в Кремле. В 2002 году Валерию Страхову присвоено звание заслуженного художника России, в 2001 году он был избран членом- корреспондентом Академии художеств России. Творчество художника представлено во многих музеях и частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом.

Владимир Воропанов












Пишет он оставшиеся заповедные уголки города и зимой, и летом, в сумерки и на рассвете с каким-то особым, только eмy присущим мастерством и одержимостью. Казалось бы, чего проще скомпоновать на полотне и так уже отобранные временем архитектурные сюжеты? Многие вологодские художники это умеют, чем и традиционно славятся. Но проникнуть глубже в суть обыденных вещей, одухотворить их, раскрыть неповторимый образ дано только очень крупным талантам. Валерий Страхов из их числа.
Он, как и многие таланты, не виртуоз в речениях и не мастер в словесных рассуждениях. Зато как говорят краски его картин!
Вот Сухона-река в серой осенней наволоке, а на крутом берегу по-весеннему вспыхнувшие зеленые купола Троицкой церкви в Тотьме, как свечи. Сюжет пейзажа построен неожиданно, на контрасте, зрителя будто холодным ветром пронзает.


А вот вологодская речка Песье-деньга (Иван Грозный, по простодушной легенде, потерявши здесь кошелек, бросил в сердцах: «Да пес с ней, деньгой-то!»). Мерцает темными красками зеркало воды перед ледоставом, но такое оно живое, что невольно вспомнишь выражение: «У воды человек не чувствует себя одиноким». Даже в холодном октябре.



Портрет Белова



Портрет командира Голубева.





Валерий Страхов выдающийся мастер северного - и сельского, и городского - пейзажа. Мы все ждали такого художника, хотя Русский Север и забалован именами прославленных живописцев. Но они, залетные, от Константина Коровина до Виктора Попкова воспринимали местную землю все-таки немного отстраненно, хотя и искренне ей восхищались. Валерий Страхов пишет ее с родным чувством, в молитвенном вдохновении, манера его живописи сразу узнается и потом уже надолго «схватывается» памятью.


Источники:
*Газета «Ступени вологодские»
*В. Дементьев «Вначале душевное, потом духовное»: Художник Валерий Страхов// Москва. – 2003.
*Электронный адрес художника : lubimp@mail.ru








Версия для печати ---> Версия для печати

zemlyanitskaya

zemlyanitskaya

Страна: Россия
Город: пгт. Сузун
Хобби: Сибирская кухня, русский язык
моя анкета

28.04.2011 21:07

1.
Да! Вот это настоящее! Конечно, вляние передвижников есть. Но всё, как надо: если церковь, она и должна тут быть (как вспомню ТВ-репортажи, где бывшие чекисты-коммунисты со священниками целуются - так все фальшиво смотрится). И дома, и деревья, и общее ощущение - талантливо и правдиво. На таких картинах надо детей учить. И фраза замечательная : «У воды человек не чувствует себя одиноким».

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

30.04.2011 05:28

2.
Ну я даже не знаю чего и добавить.
В принципе я публикую только те подборки,которые мне самому нравятся. Иначе и быть не может,если материал выходит под моей редакцией.

Церкви у Страхова конечно красивы,но мне больше сельские мотивы понравились ,дома как-то на наши снесённые двухэтажки похожи.




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.