Китайские плакаты культурной революции: искусство на грани безумия.
Многие из нас хорошо знакомы со многими советскими плакатами времен СССР,обратимся теперь к не менее богатому и занимательному материалу,
а именно китайским пропагандистским плакатам. Мы можем сегодня с высоты XXI века улыбаться над ними, но всё это история и тогдашние
люди очень верили во всё это. Конечно это не академический бумажный журнал с точными ссылками на архивы , а всего лишь статья на сайте,
немного беззлобной иронии вполне к картинкам допустимо.
Плакат это самостоятельное культурное явление, которое, как и в случае с КНР, представляет собой симбиоз заимствованных художественных
форм и шаблонов советского агитплаката с местными традициями изобразительного искусства, ментальностью и социально-политическими реалиями.
При этом китайский плакат по своему стилю и содержанию довольно сильно отличается в зависимости от исторического периода.
Здесь приведены плакаты периода Культурной революции (1964-1974).
Китайские плакаты именно периода Культурной революции кажутся наиболее экспрессивные, они вобрали в себя неистовый дух того безумного
времени, которое можно образно назвать «социальным ядерным взрывом». Ничего подобного в СССР или других странах социализма не было,
поэтому эти произведения цепляют не только самобытностью, «экзотичностью» художественного языка, но и погружением в неведомый нам
мир «Красного Китая».
Чтобы сразу разбить поверхностные ассоциации со сталинским СССР, мы начнём наш обзор не с шаблонного «милитаристского» плаката.
А с несколько другого. Как вы думаете, что пропагандирует эта дама?
На этом плакате последнего года Культурной революции (1974) пропагандируется государственная задача ограничения рождаемости
(«Одна семья - один ребенок»).
В одной руке пособие по «планированию семьи», в другой - пузырёк с противозачаточными пилюлями.
Эта политика проводилась настолько жестко, что привела к появлению около 200 миллионов «неучтённых» китайцев. Для многих семей
оказалось проще растить официально несуществуюшего второго ребенка, чем попасть под всевозможные санкции, в т.ч. в отношении
первого дитя.
Название «Культурная революция» закрепилось за Великой Китайской Смутой почти случайно, просто в начале тех событий шла очередная
кампания по «культурному воспитанию масс на примере героев». В принципе, это нам хорошо знакомо по советской истории (Стаханов,
Чкалов, Матросов), но в Китае были герои со своей спецификой. В 1963 г. одним из культовых персонажей стал простой паренек,
задавленный грузовиком. Его жизнь была абсолютно ничем не примечательна, кроме того, что он до последней минуты штудировал цитатник Мао.
Однако в руководстве КПК тогда решили, что такие неприметные парни и есть настоящие примеры для масс: скромность и преданность идеям Мао.
Впрочем, были там и персонажи, более похожие на героев в нашем понимании. Такие как некий Huang Jiguang, который воевал «добровольцем»
на Корейской войне и геройски погиб не ней.
Здесь уже сразу чувствуется стилистическое отличие от советских аналогов: больше динамики и экспрессии.
У китайцев герои должны летать, в чём нас не раз убеждал их кинематограф.
На следующем плакате молодые люди с цитатником Мао в руке (хунвейбины или цзаофани) куда-то идут .
Это также совершенно не советская реалия. В годы Культурной революции сотны тысяч молодых людей большими и малыми отрядами
шли пешком через всю страну, чтобы выразить свою преданность Мао, а если потребуется - защитить его от ревизионистов.
Многие из них потом приняли участие в ожесточенных уличных боях с партийными комитетами в Шанхае и ряде других крупных китайских
городах.
Цитатник Мао в руке - это вообще символ всей Культурной революции. Это мы видим на множестве документальных фотографий и,
тем паче, на плакатах. Считалось, что учить цитаты Мао следует не отрываясь от производства, стоя у станка или работая на тракторе:
Можете такое представить в СССР?
Одним из главных тезисов Мао была неизбежность мировой войны с империализмом и советским ревизионизмом. Соответственно, огромное место
в пропаганде отводилось военной подготовке и поднятию боевого духа.
Этот плакат называется «Железный бастион» и призывает присоединиться к Китайской народной армии (НОАК)
По сравнению со скучными позднесоветскими армейскими плакатами (которые обычно висели на плацу в.ч.), китайские агитки 1970-х смотрятся
просто как постеры к американскому кинобоевику в стиле «Коммандо». Чувствуете экспрессию?
Если советский плакат с 1960-х гг. уходил всё больше в трафаретность, шаблонность, откровенную бездарность, то китайский
в 1970-е становился всё более живописным, художественным. Этот плакат призывает повышать бдительность в защите родины-матери.
Только посмотрите, какая здесь проработка образов!
Некоторые образцы, безусловно, поднялись едва ли не до шедеврального уровня.
Например, плакат с конным дозором в снежную бурю просто воскрешает в памяти образы
васнецовских былинных богатырей...
Не правда ли - можно и на стену повесить!
В обратном переводе с английского название этого плаката звучит примерно как
«Полевая подготовка сделает наши красные сердца преданными идеям Председателя Мао навеки»
На этом плакате мы видим сцену обучения женщин стрельбе из артиллерийского орудия
Впрочем, не всегда художники выбирали для плаката китайский вариант соцреализма.
Есть замечательные образцы другой графической манеры.
Однако и здесь нельзя не отметить экспрессивность красок.
Все эти воинственные художества не были лишь «бумажным тигром», милитаристский психоз в конце-концов привёл
к реальному вооруженному столкновению с бывшим союзником и благодетелем, которое, к счастью, не вылилось
в полномасштабную войну. Имеются в виду события на Даманском полуострове 1969 г. и Джаланашколе. По их итогам,
кстати, в 1970-м г. появился такой плакат
Подпись к нему гласит: «Мы не атакуем,если сами не подверглись атаке. Но если мы атакованы,то безусловно,
ответим контратакой!»
По мере затуханию Культурной революции воинственность и неистовство на плакатах стало уступать место настроениям
радужности, лучезарной радости народных масс. Этот плакат 1976 г. показывает народную поддержку Хуа Гофену,
назначенному преемником Председателя Мао, скончавшегося в том же году.
В следущие годы на китайских плакатах появляются уже совсем другие призывы и образы.