...Сейчас всех интересует поверхность. Стоим гогочем: –Во блин,древние дурачки навышивали, настрогали или наковали чего-то там (к примеру). Вот у нас прогресс и у нас в квартире газ! Но народные промыслы, поэтому и держатся до сих пор, что сохранили связь с древней культурой. Как только эта ниточка порвётся, то всё это обессмыслится и превратится в поток обычных коммерческих поделок. Федоскино – старинное русское село на берегу речки Учи - 30 км от Москвы. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Федоскинская лаковая миниатюра на шкатулках – как народный промысел, конечно, совсем не древний, и по каким-то меркам даже молодой – всего то около 200 лет. Федоскино вообще знают мало, в отличие от Палеха. Но их и сравнивать в принципе нельзя, это как сопоставить цветок вишни и цветок яблони. Вроде как бы одно и тоже, но какие же разные! Шкатулки вообще вещь на ценителя. Особенно исходя из «кусачей» цены. Сразу одолевают мысли: а зачем она нужна за такие деньги? Но я вовсе не задаюсь целью увеличить объём продаж в Федоскино, хотя лично мне - о-очень бы хотелось купить федоскинскую шкатулку. Просто при возможности рекомендую – возьмите в руки, полюбуйтесь, почувствуйте приятную тяжесть, осторожно откройте лаковую крышечку, посмотрите, какая она внутри алая, вглядитесь в миниатюру. Это же настоящее рукотворное чудо, искусство. Это будит что-то внутри, заставляет удивляться. Знаменитый старинный народный Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи основан в 1795 году. Сегодня фабрика изготавливает продукцию, выполненную в традиционном русском стиле. Федоскинская лаковая миниатюра - это не просто сувенир, а произведение искусства, каждое из изделий уникально и может стать семейной реликвией, украсить любую частную коллекцию или художественный салон. На изделия, в т.ч. шкатулки Федоскино, дается столетняя гарантия. Они не подвержены коррозии в результате действия воды и грибков. Подлинность каждого изделия подтверждена сертификатом и личной подписью художника. Шкатулки Федоскино в качестве подарков были переданы Папе Римскому, Президенту США, Премьер Министру Великобритании. Федоскино - школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру. Шкатулка Федоскино - изделие из папье-маше, расписаное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака. История промысла. Главную роль в создании знаменитой на весь мир федоскинской миниатюры сыграли купеческая свадьба и лаковые козырьки для фуражек. Потомственный московский купец Пётр Коробов был человек разносторонний и в 1795 году вместо своего «голландского» мыла решил начать производить лаковые козырьки для киверов и фуражек русской армии. Под это дело он в небольшом селе Данилково Мытищинского уезда основал маленькую фабрику. Козырьки делались из папье-маше, т.е. из размельченной. размоченной и спресованной бумаги (про пластмассу ещё тогда не знали естественно). Потом перекинулся на табакерки для нюхательного табака, которые вошли тогда в моду. Об успешном человеке в то время говорили: «И сыт, и пьян и нос в табаке». Ну а чтобы любителям и любительницам этого зелья было особливо приятно не только табак нюхать, но и в руках затейливую вещицу повертеть, решил Коробов для красоты на табакерки картинки наклеивать. Коробов был купец продвинутый и выписал из немецкого города Брауншвейга опытных немецких кадров со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера, дабы научили они наших мастерству. Ну и научили.. Да так, что мастера наши стали выпускать и шкатулки, и портсигары, и коробочки для рукоделия и ещё массу всего заманчивого и полезного в быту и хозяйстве. Но – художников ещё не было. Нет. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились только в 1814г., в аккурат после наполеоновской авантюры. Из Москвы их пригласил зять Коробова купец Лукутин. Ну да о нём дальше. Между делом у Коробова подрастала дочка Катерина, и на юную красавицу положил глаз другой купец - Пётр Лукутин. Справили свадьбу. Так вот и породнился купец Коробов с купцом Лукутиным. А жених оказался шустрый. Не даром был купцом не второй, как Коробов, а первой гильдии. Потому потенциал фабрики тестя оценил быстро, сразу перенёс мануфактуру на противоположный берег речки Учи, в село Федоскино, и построил для неё новое бревенчатое здание, а также выписал мастеров-живописцев. Тесть и нарадоваться на эятя не мог, а местная печать уже сообщала, что: «Бумажные табакерки московского купца Лукутина ни в чем не уступают брауншвейгским, а ценою гораздо сходнее оных. Трудно поверить, что дюжина их с изрядной живописью продается по 4 рубля». А потом федоскинской фабрике, пожаловали право ставить клеймо – герб Российской империи – двуглавого орла, - но! - только после того, как салонный стиль росписи поменялся на народные сюжеты. Cмекаете..? Федоскино стало поставщиком Императорского двора. А означало это почёт и уважение. Но и качество соответственно требовало. Ну а дальше начали подключаться к фамильному производству сыновья и внуки. Но всяк по-своему. Сын Лукутина Александр что называется «горел» на производстве. Самолично делал эскизы для будущих изделий и отбирал для образцов картины и гравюры. Внук Лукутина Николай, будучи известным меценатом, филантропом и коллекционером, посвящал свое время массе других дел, а Федоскинский промысел содержал не из коммерческих соображений, а в память об отце и деде. В результате такого “управления” в 1904г. фабрика закрылась, а мастера пошли наниматься в Жостово(кто не знает – промысел по производству расписных подносов). Правда потом многие повозвращались и создали артель, которая и помогла сохранить традиции. Красный ветер перемен привёл к тому, что в начале сороковых годов артель стала фабрикой, которая «производила искусство» на конвейерной основе. А в трудное военное время коллекцию образцов 18-19 столетий пришлось тщательно упаковать и закопать в погребе. Кстати. Очень интересный факт: В те военные годы Сталин подписал указ, по которому мужчин-художников во время войны не брали на фронт, а оставляли на фабрике; а по другому указу – вернули всех мастеров из Федоскино, работающих на других местах обратно в Федоскино. В 70-е годы государство еще раз взволновалось о судьбе промысла, и в Федоскино было построено 7-этажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы. Сейчас? Как обычно у государства много дел, ну а федоскинский промысел ясно - не нефтегазовый. Поэтому на двери фабрики появилось такое объявление: «С 20 ноября 2004 года по 15 марта 2005 года художники, работающие на Федоскинской Фабрике Миниатюрной Живописи распускаются по домам». Вот такие метаморфозы.
Ильина Ирина - Дед МазайПроизведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений. В галереях лирические пейзажи соседствуют с картинами жанровых сцен, портреты с религиозной и исторической миниатюрой, сказочные сюжеты и городские пейзажи, а фантастические пейзажи, а фантастическая реальность сменяется миниатюрой в неорусском духе или модерна. Нынешние федоскинкие художники - наши современники, и их творчество, в определённой мере, является отражением современной жизни. Можно сказать, что творчество современного Федоскино концентрирует в себе весь опыт и многообразие художественных традиций мирового искусства, обогащая их и доказывая жизнеспособность своего исторического наследия.
Ильина Ирина - Котенок
Головченков О. -"Снежная Королева"
Дубовикова Г. - «Красавица»
Борисов А. - «Конёк-Горбунок»
Михалев Ю. - «Рыбак»
Папёнов М. - «Москва Успенский Собор»
Михалев Ю. - «Принцесса на горошине»
Вагнер М. - «Сказка»
Ильина И. - «Котенок»
Алдошкин Ю. - «Новодeвичий монастырь»
Мочалова М. - «Сказка»
Белова М. - «Яблонька»
Рогатов В. - "Снегурочка
Дмитриева Т. - «Подсолнух»
Володина Т. - «Дюймовочка» > Володина Т. - «Весна»
Белова М. - «Осенний Вальс»
Зотов Н. - «Ангельский цветок»
Пичугина М. - «Алегория»
Качалкина О. - «Лягушка Удачи» Михаил Васильевич Шелухин родился в селе Рогачево Дмитровского района Московской области в 1971 году. В 1986году художник поступил в Федоскинское училище миниатюрной живописи. Учился в мастерских рисунка и живописи преподавателей Городилина Б.В. и Кураева Ю.П. Окончив училище в 1992 году пришел работать на Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи, где и работает сейчас.
Царевна лягушка
Встреча
У плетня
За околицей
Сказка о царе Салтане
Сказка о рыбаке и рыбке
Ковёр самолёт
Шамаханская принцесса
Любовь это ты
Шарфы из арф
Соборная площадь Московского кремля
Золушка
|