Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную. Людей всегда манила возможность прикоснуться к неведомому миру и постичь хотя бы самую малость о собственной участи. Как правило, чаще к гаданиям прибегал женский пол, стремясь узнать о замужестве и предстоящих событиях. Среди святочных существует особый разряд гаданий, которые именовали не иначе как «страшные». О них сегодня и пойдет речь. Вначале несколько слов о Святках. Эти зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества заскучавшая нечистая сила свободно разгуливает среди людей, и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера». Именно в эту нехорошую пору, когда потусторонний мир совсем рядом с нами, и совершаются «страшные» гадания. Только в этих видах гаданий человек входит в непосредственный контакт с темными силами, которые непременно покажут всю правду. «Страшные» гадания совершали исключительно в ночные часы, после полуночи, и обязательно в нежилом помещении: в бане, заброшенной избе, сарае, овине, новостройке, на перекрестке дорог, под воротами, а то и вовсе на кладбище. Ведь именно в таких, не всегда освященных местах, где нет икон и креста, обитают злые духи, которые при обращении к ним не заставляют себя долго ждать. К тому же, перед гаданием снимали с себя нательные кресты и пояса, а иногда даже читали специальные заговоры, в которых «просили» Бога отступиться от человека, и звали черта. Самым «страшным» гаданием считалось гадание с зеркалами. Известно, что само зеркало в народе воспринималось как оккультный предмет, ведущий в потусторонний мир. Из этого зеркального коридора, освещенного по краям свечами, и должен был явиться суженый. Говорили, что внезапное потускнение зеркала предвещает его появление. Долгожданный суженый может войти к гадающей, заговорить с ней, даже достать какой-либо предмет. Девушке важно быть предельно внимательной и вовремя сказать «Чур сего места!», чтобы призрак исчез, не причинив вреда. Упоминания о ГАДАНИИ встречаются в самых ранних письменных источниках о славянах: византийский историк Прокопий Кесарийский (6 в.) свидетельствовал, что склавины и анты во время жертвоприношений богам совершали ГАДАНИЕ (и при этом не верят в судьбу). О бросании жребия перед началом важных событий говорится в Хронике Титмара Мерзебургского (11 в.) и в сочинении Константина Багрянородного (10 в.). Разнообразные способы ГАДАНИЯ представлены в западнославянских актах процессов о колдовстве 16-17 вв., а также в памятниках славянской книжности - так называемых гадательных книгах, специально служащих для предсказания будущего (14 -17 вв.). В них упоминалось о бросании костей, бобов, о литье воска или олова, ГАДАНИИ по внутренностям животных, по тени, по встрече, по псалтыри и др. Наряду с ГАДАНИЕМ здесь упоминались и приметы, используемые человеком для угадывания будущего. Гадают по сновидениям и по природным явлениям (по звездам, фазам луны, по грому, ветру, по прилету птиц и т. п.). Поскольку для распознавания будущего было необходимо посредничество духов, нечистой силы, умерших, ГАДАНИЕ осмыслялось в христианской традиции как дело «нечистое», грешное и опасное. В чешских средневековых источниках сохранились церковные запреты вызывать умерших для предсказания судьбы. Приговоры, призывающие нечистую силу явиться и открыть будущее, широко известны в северорусских гаданиях: «Черти, лешие, бесы, дьяволы, приходите ворожить!» или «Лешие лесные, болотные, полевые, все черти-бесенята, идите все сюда, скажите, в чем моя судьба?» В поисках контакта с духами гадающие снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома не перекрестясь, шли молча, иногда босиком или в одной рубашке, шли к месту ГАДАНИЯ тайком, чтобы никто не видел, гадали зажмурившись, прикрыв лицо платком. В то же время предпринимали защитные меры против нечистой силы: очерчивали вокруг себя круг кочергой, лучиной, ножом, надевали на голову глиняный горшок. При коллективных ГАДАНИЯХ держали друг друга за мизинцы. Для ГАДАНИЯ избирались «нечистые» места, где - как считалось - обитает нечистая сила: заброшенные дома, нежилые помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), кладбища; места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром (печь, порог, угол дома, забор, ворота, перекрестки, межи, места возле воды, проруби, колодца н т. п.).
П. Коверзенев. Святочные гадания. Подслушивание. Время, считавшееся благоприятным для Гадания, тоже характеризовалось как переломное, как пограничный период, когда открыта граница между «тем» и этим светом: основная масса ГАДАНИЙ приурочена к святкам, когда приходят с «того света» души умерших и активизируется нечистая сила. В некоторых местах известны также предрождественские ГАДАНИЯ, проводимые в дни зимних святых: Екатерины (25. XI), Андрея (30. XI), Варвары (4. XII), Николая (6. XII), Люции (13. XII). В меньшей степени Гадания характерны для весенне - летнего периода: гадать могли в Юрьев день, на Пасху. Троицу, на Ивана Купалу. Наилучшим временем для ГАДАНИЯ считались вечер, полночь и раннее утро до восхода солнца или до первых петухов. Известны также ГАДАНИЯ во время свадьбы и обряда крестин, похорон и поминок, при дожинках и переезде в новый дом. Гадали и при выполнении повседневных хозяйственных работ: при выпечке хлеба, выметании мусора, растапливании печи и т.п. Целью большинства ГАДАНИЙ было стремление получить ответы на вопросы о жизни, здоровье, смерти членов семьи, о погоде, урожае, приплоде скота, разведении птиц, медоносности пчел, о богатстве и бедности, о судьбе отсутствующих родственников; о причинах и исходе болезни, о том, приживется ли купленный скот, о том, где и когда строить новый дом и т. п. Однако наиболее массовой и многообразной может быть признана группа ГАДАНИЙ о браке, совершаемых молодежью (преимущественно девушками). При ГАДАНИИ о женитьбе и замужестве стремились узнать имя будущего супруга, внешний вид, возраст, характер, профессию и материальное положение, кто в семье будет иметь первенство, сколько будет детей, какого пола и какой судьбы, кто из супругов дольше проживет и т. п. В основе многообразных способов ГАДАНИЯ лежат универсальные верования в то, что при соблюдении определенных условий (выбор времени и места, использование особых «гадательных» предметов и т. п.) человек может с помощью духов получить «знаки» своей судьбы. которые он должен суметь правильно истолковать. Такими «знаками» могут быть: сновидения, случайно доносящиеся звуки, произнесенные кем-то слова, отражение на гладкой поверхности, очертания тени, формы растопленного воска, олова, вылитого в воду белка, поведение животных или насекомых, состояние зеленых или увядших растений, четное или нечетное количество предметов и др. Типичный обряд ГАДАНИЯ состоит из трех частей: подготовительных действий, получения «знака» судьбы и толкования его. Например, для того, чтобы приснился вещий сон, девушки клали под подушку или под кровать часть обрядовой пищи или размещали предметы, обладающие магическими свойствами (прутья от веника, ключ и замок, гребень, зеркало, пояс, мужские штаны), ставили чашку с водой, осыпали кровать или подушку зерном, произносили специальный заговор, приглашая суженого явиться. Вещий сон могло вызвать также умывание водой, принесенной из девяти колодцев, вплетание в косы или подкладывание в постель растений, подметание перед сном пола в направлении от порога к углу, обегание дома в обнаженном виде.
К. Маковский Святочные гадания.
И.Н.Крамской Гадание
Ю. Сергеев Гадание на суженого.Святки. Основная часть ГАДАНИЯ связана с толкованием звуков, словесных образов, предметов и их признаков. Так, большой популярностью у славян пользовались ГАДАНИЯ по звукам. Гадающие «ходили слушать» на перекрестки, к проруби, к колодцу, выходили на порог дома: лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка - свадьбу, топот коня и скрип телеги - дальнюю дорогу. Гадали не только по случайным звукам, но и провоцировали их сами: стучапи по забору, воротам, стенам хлева, - если в ответ животные подавали голос или слышался собачий лай, то это было добрым знаком. К ГАДАНИЯМ, основанным на слуховом восприятии, относятся и обычай подслушивать чужие слова, которые гадающий истолковывал по отношению к себе. Девушки гадали таким образом, стоя в воротах своего дома или бегали под окна соседних домов, прислушиваясь к чужому разговору. Такие слова, как «иди», «возьми», «спеши», «скорее» означали мужество; а «сядь», «останься», «не ходи» - девичество. Часто сами спрашивали имя первого встречного, чтобы узнать имя жениха.
Н.К.Пимоненко Гадание.
К.Васильев Гадание
Ю.Сергеев У гадалки Большая группа ГАДАНИЙ связана с бросанием предметов в воду, колодец, на дерево, на крышу или перебрасывания их через голову. При этом значение придавалось расположению предметов, их движению по воде, тому удалось ли с первого раза забросить их наверх и т.п. Например башмак, упавший носом к порогу, предвещал замужество. У западных и восточных славян широко известны ГАДАНИЯ, при которых сложенные вместе вещи участников обряда (пояса, ленты, платки, кольца) многократно подбрасывали вверх на полотне, в сите, в подоле, в деревянном корыте и следили за тем, чья вещь выпадет первой, что предвещало скорое замужество. На Русском Севере подобные действия, связанные с подбрасыванием снега, кольца, называемые «полоть снег», «полоть колечко» (от глагола «палать», т.е. подбрасывать, трясти), сочетались с ГАДАНИЕМ по вещим звукам: выйдя на перекресток, девушка набирала снег в передник и, закрыв глаза, приговаривала: «Полю, полю белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет». Символика предметов играла первостепенную роль при коллективных ГАДАНИЯХ. В сосуде, горшке или под блюдом размещались хлеб, зерно (символизирующие удачу и богатство), уголь, зола (символ болезни и печали), земля, песок, щепка (символ смерти), кольцо, венок, чепец, ветка (символ замужества). Гадающий с завязанными глазами наугад выбирал один из предметов или это делал за всех ведущий. Другим вариантом подобных ГАДАНИЙ было вынимание из одного сосуда личных вещей, принадлежащих гадающим (колец, бус, лент, платков, поясов), под пение специальных песен, предсказывающих в метафорической форме будущее владельцу вещи. Многие ГАДАНИЯ были основаны на толковании поведения домашних животных или насекомых. Например, девушки бегали ночью к овцам, пытаясь нащупать одну из них наугад: если оказывалась белая, то жених будет блондином, если черная - чернявым. В другом варианте гадающие вносили в дом животных (курицу, петуха, собаку, кошку) и предлагали им каждый свой кусок хлеба, горстку зерна: чей кусок будет съеден первым, того первым ждет вступление в брак. Следили также, в какую сторону пойдет принесенное животное: к двери - предвестие свадьбы, в угол дома - девичество. О нраве будущего мужа, приплоде скота, о погоде гадали по поведению пауков, тараканов, муравьев, божьей коровки.
Ю.Сергеев Ночное гадание
Гадание на кофейной гуще
Ю.Сергеев Ночное гадание Но все же святки – время чудес, и кроме бесов на земле обитают еще и добрые духи. Старинная святочная быличка гласит, что ангелы звали маминым голосом сестер-девушек, которые ушли на игрища. Когда те пошли домой, изба, где проводились игрища, провалилась под землю. Дома они узнали, что мама их не звала, и поняли, что спасли их заботливые ангелы-хранители. Надо сказать, отваживались на «страшные» гадания только единицы. Церковь до сих пор считает эти гадания большим грехом, возбраняя любые попытки заглянуть в будущее. Это неудивительно, ведь «страшные» гадания мощнее всех остальных по силе эмоционального воздействия. Впечатлительные натуры после таких щекочащих нервы попыток заглянуть в будущее нередко заболевали. Да и стоит ли вообще торопить время? «Бойся не бойся, а от участи своей не уйдешь», – говорит русская поговорка.
Афанасий Фет. Гадание. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет – и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. Страшно припомнить душой оробелою: Там, за спиной, нет огня... Тяжкое что-то над шеею белою Плавает, давит меня! Ну как уставят гробами дубовыми Весь этот ряд между свеч! Ну как лохматый с глазами свинцовыми Выглянет вдруг из-за плеч! Ленты да радуги, ярче и жарче дня... Дух захватило в груди... Суженый! золото, серебро!.. Чур меня, Чур меня – сгинь, пропади! |
---|
Лит.: Смирнов В. Народные гадания Костромского края (очерк и тексты) // Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927; Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI- -XIX вв.: Очерки по истории народных верований. М." 1957; Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1848, вып. 7: Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности //Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981. Виноградова Л.Н. Гадания по звукам // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М, 1999. С. 311-319;
|