Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Зона отчуждения.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 21.07.2013



Как строительство плотин и гидростанций меняет жизнь рек и людей?
Вот, например, горноалтайская река Мульта, вытекающая из Нижнего Мультин-
ского озера. Именно здесь, рядом с Катунским заповедником, планируется
строительство каскадной гидростанции. Уже два проекта отклонены. Вот-вот
будет утвержден третий.
«Наши три села попадут в зону отчуждения», - считают местные жители.
Еще не пошла тяжелая техника, но страсти вокруг строительства бурлят, как
сама река. На медиа-тренинге в этих страстях разобраться, найти правду,
выработать свой собственный взгляд на происходящее пытаются журналисты из
Абакана, Омска,Москвы, Барнаула, Новосибирской области, Республики Алтай.
Представляем вашему вниманию взгляд побывавшей там Елены Земляницкой,
корреспондента нашей районной газеты «Новая жизнь»


Сюда едут с разных континентов

Семнадцать километров мы ехали два с половиной часа. Пару раз пришлось выйти из машины.Водитель сказал буднично: «Если
хотите остаться живыми...» Он лукавил, на этой дороге не было ни одного случая гибели пассажиров, а просьба выйти из машины-
требование техники безопасности. Потом в раскатанной колесами лощине наш ГАЗ-66 встал.
Выручила лебедка и опыт водителя. Наш путь лежал на Мультинские озера.
Комаров в Горном Алтае нет,еще и поэтому новосибирцы стараются именно сюда ехать в отпуск. Впрочем, едут сюда уроженцы разных
континентов. Привлекают горные реки, озера, кедровые опушки и возможность любоваться природой в ее красоте и первозданности.
Вот и мы едем услышать знаменитые Шумы, увидеть Мультинские озера, оставив палатки у села Маральник.
В селе Мульта мы были вчера,в сельском клубе должна была состояться встреча с жителями. На двери клуба висел замок. Люди
стояли под дождем.

…Даже платье на выпускной здесь девчонки шьют сами вместе с мамами. Сами готовят и в школьной столовой отмечают окончание
тех самых «одиннадцати лет от звонка до звонка». Огненное шоу,салют - все как положено. А потом выпускники, родители и учителя
обязательно идут на берег Мульты. Взрослые играют в ручеек,ремешок. Ведь это не обидно, если внезапно обожжет пониже спины;
это даже здорово! Все вместе пробуют шашлык и встречают рассвет.
Как праздники, так и будни в селе неразделимы с рекой. В Мульте ловят хариусов, пескарей,налимов.
- А вы ели налимницу? – спрашивают нас местные жители.
– Ели, ага, - голоса вразнобой:не все, видимо, ели…
– А тайменя сейчас не стало,мелеет наша Мульта, - замечают местные с грустью.
В июне-июле самый высокий уровень воды в Мульте. Зимой река мелеет настолько, что нельзя порой ведро воды зачерпнуть.
Скот гоняют на водопой. Коровы пьют родниковую воду, «наледь»,как ее называют. На каждом подворье – свиньи («Мясо сдаем по
140 рублей», - уточнят в семье лесника). Коров держат одну-две,первая пасется здесь же, в стаде.
- В сезон молоко, творог, сметану, яйца и хлеб из нашей пекарни туристы покупают охотно. А чтобы купить корову, приходится пла-
тить не меньше двадцати тысяч,- поясняют нам тонкости местной экономики.
Вторую-третью корову обычно вместе с телятами отправляют пастись в горы. Теленок на молоке и на вольной траве нагуляет хороший
вес, и корова упитанной уйдет в зиму.

Евдокимовская ямка

Разговоры о сельской горноалтайской жизни вспоминались,пока мы едем на Нижнее Мультинское озеро. Оно и дает начало реке Мульта.
Красивейшая природа при полном бездорожье,бесконечные байки об охотниках и туристах, о рыбалке на тайменя («То озеро, где он водится,
сделали частным. Теперь нам туда бесплатный вход закрыт», - уточняют жители Мульты и Маральника).
Дожди идут каждый день, все пропитано водой. ГАЗ-66 бросает из одной колеи в другую. Опять выходим. Впереди застряли две машины.
Одна с журналистами,вторая – с хоккеистами.А вот эту низинку зовут Евдокимовской ямкой. Это не «из глубины веков», это с той поры, когда
Михаил Евдокимов был Губернатором Алтайского края. Рассказывают, поехал Евдокимов посмотреть на знаменитые Мультинские озера...
- А мы предупреждали, что на его внедорожнике там делать нечего. Но разве ж Губернатор поедет на «шишиге»?
- Что за «шишига»?
- «Газ-66». Так ведь Евдокимов застрял! Пришлось его «крузак» вытаскивать трактором, а сам он стоял смотрел. С тех пор и зовем
низину Евдокимовской ямкой.Наша «шишига» прошла и эту ямку, и переправы вброд, и, лихо скатившись с перевала, продолжила путь.



В настоящее время на территории республики Алтай функционируют три малых ГЭС,
каждая мощностью менее 1 МВт, также существует ряд проектов строительства
гидроэлектростанций.Реализация проекта строительства каскада малых гидро-
электростанций на реке Мульта в Усть-Коксинском районе Алтайского края предпо-
лагает строительство каскада из трех гидростанций с установленной мощностью 34,5 МВт
на участке реки Мульта от Нижне-Мультинского озера до села Мульта. Стоимость проекта
— 3,2 млрд рублей. Сроки строительства каскада – около трех лет.



Нам пояс,как крест

Слушаю нашего проводника.Елена Юрьевна по профессии биолог. Знает все здешние травы.А цветут они ярко, целая поляна марьиного корня проплывает
за бортом. Оказывается, этот «краснокнижный» цветок здесь заготавливали - и стебли, и листья, и сам корень. Многослойная красота ярко-синего
водосбора. Саранки еще не распустились: на мощных стеблях только бутоны качаются. Вот белыми крупными колокольчиками увита лиственница
- это разновидность хмеля. Скорее всего, именно шишки хмеля используют местные хлебопеки,сказавшие, что дрожжами не пользуются.
А мы все едем к Мультинским озерам. Хочется понять, зачем ежегодно туда же устремляются пять-семь тысяч туристов? Вот обогнали двоих.
- Сколько идем? Да уже шесть часов от Маральника, - отвечают с воодушевлением.
Это самое близкое село от озер.Жители именно этих сел – Маральника, Замульты и Мульты –опасаются возможного затопления, последствия строительства
Мультинской ГЭС.
В селе Мульта пришлось встретиться с самыми разными людьми.А когда в мастерской «Народные промыслы» спросила, что же можно назвать символом села,
услышала в ответ задумчивое: «Вера».И повторили более уверенно.Конечно, вера! Основали село люди «стариковской веры», кержаки. Никогда они не вступали в
конфликт с властями. В случае возникновения «трений», уходили в горы, в лес целыми деревнями.Так и дошагали за десятилетия с Нижегородской своей родины до
Горного Алтая. Отстраивались и жили по своим обычаям. Крестились двуперстием, носили вместе с нательным крестом и пояс с молитвой.
- Нам пояс, как и крест. Надел – не снимай, даже в бане. А вот этот моя дочка ткет, - показывает узенький поясок мастерица, сидящая за кроснами.
Читаю слова, вытканные четвероклассницей:
«Господи дух наш освяти и телеса очисти».
Здесь же,в мастерской, рушники, носки,берестяные шкатулки и обереги выставлены для продажи. Оберегом служит и доска над воротами.По ней издалека
можно узнать, что живут в доме потомки кержаков.




В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,
каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые
являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской
Федерации.Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной
деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от
организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.
(Из федерального закона «ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» - принят
Государственной Думой 20 декабря 2001 года,
одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.)


Барыги

Река Керженец, от которой и пошло наименование кержаков,осталась позади. А Мульта вот она,огороды поливает. Мне, приезжей, было невдомек, что эти
множественные ручейки в селе – совсем и не ручейки. Это оросительная система - водопровод, сделанный десятилетия назад. Катится вода, вымывает почву,
бурлит на камнях, разветвляется, а жители уже подстраиваются. У кого-то такой ручей течет в конце огорода.А вот тут без мостков и в ограду не зайти.
Да, везде трудолюбивыми руками сделаны деревянные мостки, тротуары, крылечки.Интересуюсь, бывают ли неурожаи.
- Не без этого. Но опять же: кто нам виноват? Если дождь залил нынче, вон и сеяный овес упал, не скосить теперь.
- А почему такое дождливое лето нынче?
- Старики плохо молились.
Как могут, хранят веру «стариковские» бабушки. Обязательно проследят, чтоб на поминки готовили на живом огне. Никаких газовых или электроплит,
только на камельке сварится поминальная каша.Удивительный народ! Никого не считают виноватыми ни в чем,только к себе предъявляют счет.
Насчет хозяйства, правда, переживают: «Отобрали у нас родовые пастбища». Мастерица, не отрываясь от ткачества, продолжит:
«Четверо ребятишек ходят в школу. За каждого в столовую надо 200 рублей. Где их взять? Вот вечерами и ткем половички, вяжем».
Ее половичок на кроснах – просто загляденье.

…Вот и долгожданное озеро.
Остановились на кедровой опушке. Доехали бы мы благополучно,будь на месте водителя другой,менее ответственный человек - кто знает?
Андрей работает в местном лесхозе. Однако, как и многие здесь, успевает в туристический сезон, с мая по август, подработать. Их семейное предприятие
так и называется «Братья Боровиковы».Потом на пресс-конференции в адрес этих людей услышим от Главы администрации Усть-Коксинского района: «Барыги,
которые заколачивают бабки».

Йожики и экорасты

Дождливым вечером у закрытого клуба обычные школьники и студенты просветили меня насчет «йожиков»:
- Лучше быть коренным. А всех приезжих зовут «ёжики».
- При чем здесь колючие?
- Да нет. Это от слова «йога».
И еще высвечивается одна сторона многоугольника под названием Мульта:
- В прошлом году, перед концом света, много было приезжих.Покупали участки, строили дома. Население враз увеличилось.Последователи разных учений
приехали сюда, чтобы спастись в страшный час. Конца света не дождавшись, двинулись многие в обратный путь. Будет ли построена ГЭС на Мульте, их не
волнует.
Строительство каскадной гидростанции мощностью 34 МВТ на участке от Нижнего Мультинского озера до села Мульта со всеми зданиями, предварительным отводом
реки во временное русло, прокладкой дорог, трубопроводов – самая обсуждаемая проблема в Усть-Коксинском районе уже два года.
Главным аргументом в защиту возведения ГЭС Глава Усть-Коксинского района Сергей Гречушников называет удовлетворение потребностей в электроэнергии жителей
и предприятий Уймонской долины. При этом он считает основной проблемой изношенность ЛЭП, но далее говорить о ремонте линий не желает. Тему альтернативной
энергетики он считает отработанной:«Ветровые станции и солнечные батареи нам не подходят по климату».
«Заботясь о людях, мы проложим дороги. Строительство займет 182 га, из них 113 га - земли Гослесфонда. Стоимость строительства приблизительно 3 млрд. Три года
потребуется на возведение ГЭС.Когда проект будет готов, все цифры уточним», - говорит он на пресс-конференции.
- Как сквозь стройку три года будут продираться туристы? - на вопрос журналиста сотрудница Катунского заповедника отвечает с улыбкой:
- Зато вырастет привлекательность заповедника!
Говоря о статусе Нижнего Мультинского озера как памятника природы, подчеркивает: еще не определено, что же там охраняется, водные запасы или их обитатели;
камни или лекарственные растения; животные или что-то еще. И пострадает ли это «нечто» в ходе строительства - разговоры ни о чем,пока не будет готов проект ГЭС.
Резко против строительства ГЭС выступают активисты сел Мульта, Замульта, Маральник.Они, люди разных профессий, два года пытаются донести до руководства района
протест жителей своих деревень. Например, так говорят о дорогах:
- Когда здесь создавали мараловодческое хозяйство, нам тоже обещали дороги. Разве можно назвать дорогами вот эти направления, по которым можно добираться только
на вездеходах? Активисты убеждены, что последствия строительства - разрушение уклада сельской жизни, традиций. Экологическое бедствие ожидает и Мультинские озера,
входящие в Катунский заповедник, и саму реку Мульту. «Экорастами» назвала активистов журналист Усть-Коксинской районной газеты.
Впрочем, расшифровав на пресс-конференции свой неологизм как «экологически растущие личности».

Что останется после нас?


Активисты требуют в рамках Закона о местном самоуправлении провести публичные слушания проекта строительства, рассчитать его эффективность, привлечь
специалистов к общественным слушаниям по положению об ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).
«Жители сел Мульта, Замульта и Маральник категорически против намечаемого строительства гидроэлектростанции на реке Мульта. На собрании граждан 25
апреля 2012 года жители выразили свое единодушное несогласие с планами по уничтожению реки и превращению Нижнего Мультинского озера в водохранилище.
Имеется протокол собрания граждан и списки присутствующих». И еще одна цитата из обращений активистов: «Все Мультинские озера как единый комплекс
являются памятником природы,то есть относятся к особо охраняемым природным территориям. Являются общенациональным достоянием. Они расположены у
границы Катунского заповедника – объекта всемирного наследия, а два из них – в его границах. Сохранение этих чистейших уникальных горных озер –
ответственность Российского государства перед собственным народом и перед человечеством».

Автор текста и фото Елена Земляницкая.
Сузун 2013.









Версия для печати ---> Версия для печати



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.