Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Краеведение. /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Да святится имя Твоё.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 02.04.2018





Чем спасётся душа?


Искитимская епархия Русской Православной Церкви
поддерживает намерение жителей Бобровки построить
новое здание храма.


Да святится имя Твоё.

Православный храм в Бобровке был построен в 1901 году при участии волостного
священника Василия Дуплева, имел один престол в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Василий Трифонович Дуплев родился 10 марта 1868 года в семье бийских мещан. Обу-
чался в Бийском городском училище. 22 сентября 1883 года указом Томской Духовной
консистории определён вольнонаёмным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви села
Ново-Тырышкино. В 1886 году Василий Дуплев получает назначение к Александро-
Невской церкви города Бийска. 22 сентября 1890 года псаломщик Василий Дуплев
был рукоположен в диакона, а через пять лет, в 1895 году, — в священника.
С 1898 по 1901 годы отец Василий служит в приходах Омской епархии.
В 1901 году возвращается в Томскую епархию и назначается к Вознесенской церкви
села Сузун.

30 апреля 1903 года за устройство в селе Сузун столовой Красного Креста по
бесплатному кормлению голодающих священник Василий Дуплев удостоен Знака
Общества Красного Креста.

В 1931 году состоял священником церкви села Вяткино Усть-Пристанского района
Запсибкрая (ныне территория Алтайского края).
20 апреля 1931 года священник был арестован, а 13 июня того же года осужден
Особой Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу.
Расстрелян в 1931 году в Барнауле.


Благовест на Пасху.

Храм представлял собой большое бревенчатое здание, возведённое на фундаменте
из белого камня. Внутри был огромный зал, на востоке — алтарь, где служили поп
и дьякон. Перед алтарем на возвышении пел церковный хор. Известны некоторые
участники этого хора, жители села Григорий Филиппович Мартынов, Тарас Васильевич
Петкевич с детьми Владимиром и Александрой.
Высокие стены были увешаны множеством больших и маленьких икон. При входе, справа,
сидел старик. Всем входящим он продавал свечи и подавал в руки просфоры
(маленькие сдобные булочки с церковными буквами).

Церковь стояла на возвышенности, чуть в стороне от центра села, недалеко
от кладбища. По свидетельству Геннадия Егоровича Крылова, её колокольня
возведена в 1916 году Евдокимом Антоновичем Колбановым. Колокола поднимали
на верёвках, звон их отличался благозвучием и громкостью настолько, что Благовест
Успенской церкви был слышен в соседнем селе Мышланке.

В церковь ходили в воскресные и праздничные дни, а также во время постов, в последнюю
страстную неделю перед Пасхой. На Пасху поп святил яйца. На полу расстилали ткань,
на неё укладывали крашеные яйца, священник ходил с кадилом вокруг и читал молитвы.


Громкие дела.

За годы советской власти многие документы о церкви были уничтожены, и поэтому
имя первого священника не сохранилось. Установлено, что с 1906 по 1912 при Успенской
церкви служил священник Сергей Толмачёв. Он сам себе построил удлинённый дом в конце
кладбища. В 1907 году его перестроили пониже и сделали школой. По воспоминаниям Зинаиды
Васильевны Казанцевой, в классах было много икон, ежедневно урок начинался с молитвы
«Отче наш». Сам священник вел закон Божий. На уроках учили молитвы, ходили в церковь.
Потом сделали пристройку, теперь дети обучались не только в первом-втором, но и
в третьем и четвёртом классах. Ребятишки ленились молиться и убегали в сторожку, где
жил трапезник Аким Слезин.

По свидетельству Александра Родионовича Марьина, в декабре 1917 года дело воспитания
и образования из духовного ведомства было передано в ведение народного комиссариата
по просвещению. С января 1918 года священнослужителям всех вероисповеданий преподавание
запретили.

По воспоминаниям Григория Ефремовича Колточихина, из школы убрали все иконы, однако
служба в церкви осталась, её отправлял священник Анатолий Бельский 1873 года рождения.
Его дочь Лидия учила детей в 1919 году в первом классе (по рассказам Ивана Степановича Бычкова).

Куда делись иконы?

В 1931 году была построена начальная школа № 16, необходимость в церковно-приходской
школе отпала. Её перевезли в центр села. В просторном помещении в разные годы размещался
и сельсовет, и изба–читальня, и медпункт, и школьные мастерские.

Жительница села Мария Георгиевна Старикова рассказывала своей дочери Надежде о том, что
следующим священником стал Даниил Акимович Руденский с матушкой Евдокией Демидовной.
Двухэтажный поповский дом стоял на берегу реки Шележиха, дом он построил сам.

В 1930 году в Бобровке началось раскулачивание. Даниила Руденского забрали по
линии НКВД в 1938 году.
Фронтовик М. Г. Плотников поделился воспоминаниями об этом событии:

Дед Уколов как-то напился пьяным и сказал, что «на ноябрьские» они с попом залезут
на колокольню и порешат всех, кто пришёл на митинг, из пулемета.

Кто доложил об этом и кому – никто не знает, но в ту же ночь взяли и пьяного
деда, и ни о чём не ведавшего священника. Больше их никто не видел».

В школьном музее «Уголок России» когда-то имелся портрет священника Николая Пантелеевича
Дуракова, но, к сожалению, он был уничтожен.

Во время Великой Отечественной войны иконы из самой церкви «растащили старухи»
(так говорят очевидцы) а помещение превратили в зернохранилище. Теми иконами, что остались,
стали забивать окна. Вера Ивановна Лапшова попросила отдать ей иконы, на что ей ответили
«Вези доски и забирай!».
Она привезла доски и забрала иконы, а потом раздала старухам Марфе Костылевой, Агнии
Бычковой, Прасковье Гурьяновой.
Колокола с церкви заставили снять Павла Ефимовича Речкина, их тянул трактором Степан
Афанасьевич Бобровский.

Сторожа зернохранилища постепенно сожгли деревянные части здания, забор и крыльцо.


Кому строить храм?

Краевед Прасковья Васильевна Петкеева сохранила не только воспоминания очевидцев, но
и фотографию этой полуразрушенной церкви. Даже в таком виде она была видна из леса,
возвышаясь над местностью. Окончательно церковь на увале убрали в 1969 году. Руководил
раскаткой секретарь парторганизации Александр Сергеевич Колпаков. Брёвна увезли на Про-
летарскую улицу, на окраину села, хотели построить спортплощадку.
Однако, как часто бывает, планировать одно, а делать другое - со временем бревна погнили
и были сожжены.


1954 год. Cвадьба Раисы и Виктора Шмидт
На заднем плане видна старая разрушенная Успенская церковь.

Окончательно разорили здание в 1976 году. Сейчас на этом месте огромная яма, видна часть
каменного фундамента.

В конце 90-х годов усилиями пожилых людей, в первую очередь Марии Афонасьевны Венедиктовой,
в помещении бывшей конторы Сузунского райпо и книжного магазина был создан новый храм.
Маковку с крестом изготовил Сергей Николаевич Гармашов. Убранство церкви красиво, но здание
старое, врастает в землю.
Мы хотели бы построить пусть небольшой, но новый храм, в котором можно было бы покрестить
внуков, отпеть покойного, поставить свечи за упокой и за здравие, поплакать наедине с ликами
святых о своих проблемах, покаяться в своих грехах.

Искитимская епархия Русской Православной Церкви решила поддержать это намерение и помочь
в строительстве. У священнослужителей есть опыт народного возведения храмов не за бешеные
деньги, а за вполне приемлемую цену: порядка миллиона-полутора рублей. Создан счёт по-
жертвований на строительство храма в селе Бобровка.
Заполнить платёжное поручение можно так:
МПО «Православный приход храма в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших
г. Черепаново Новос. обл. Искитим. епарх. Рус. Правос. Церкви (Москов.патр.).

Банковские реквизиты: рс 40703810461120500004; Новосибирский филиал №2 ПАО
«БИН-БАНК»; БИК-045004884; кс 30101810550040000884.
В поле «назначение платежа» необходимо указать:
«Пожертвование на уставную деятельность (строительство храма с. Бобровка)».

Можно просто сдать на храм возможную для человека сумму не в банк, а доверенным
лицам – Г.Г.Речкиной, О.Н.Бутымовой, О.С.Козенёвой или в церковь Н.А.Орёл.
Но при этом обязательно расписаться в специальной ведомости Искитимской патриархии.

Спасибо всем, кто откликнется на это благое дело.

Татьяна ПЕЧЁНКИНА,
Бобровка








Версия для печати ---> Версия для печати

vlana

Страна: Латвия
Город: Рига
моя анкета

03.04.2018 17:25

1.
Статья интересная. Сколько таких сел-деревень, да и городов было...А на счет строительства новой - если есть уже приход и действительно у людей есть такая духовная потребность,то,конечно - да. Но,к сожалению,я знаю и другие примеры. Восстанавливается церковь руками добровольцев,иногда местные власти помогают,епархия и патриархия. Вот храм восстановили и священник замечательный,а на службу приходят,как говорится,полтора человека. А храм живет молитвою...У нас в Риге катастрофически не хватает храмов,а поедешь в глубинку - храм чудом сохранился,много церквей 19 века,а прихожан немного и священники разрываются на несколько приходов. У меня один знакомый священник,отец Валерий,и в Риге служит раз в неделю и еще пять сельских храмов окормляет. Это сельские храмы,в которых в основном православные латыши и служба на латышском. А отец Валерий латыш(служит и на церковно-славянском и на латышском ) такое вот у него послушание. Вот и бороздит на своей старенькой машинке и никогда не откажется приехать просто по просьбе - такой светлый человек. А жителям Бобровки помощи Божией!



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142018 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.