Автор/Редактор: cepbiu
Опубликовано: 11.05.2014
На странице: www.susun.ru
Хорошая тема. На сегодня северный шлюз и части берегового ряжа -это всё,что осталось с 18-го века.Всё остальное под землёй ,либо новодел. Если будет принято решение возвратить течение речке,появится хороший доступ в шлюз для осмотра и будет удобнее восстановить береговой ряж для этих же целей

История сузунской плотины и шлюзов.

В этом юбилейном 2014 году наверное каждый сузунец знает, что нашему посёлку исполнилось 250 лет. Но даже и незнающий истории
при помощи математики может легко прикинуть в уме,в каком году наш Сузун начал строиться.А строиться он начинал с плотины.


27 марта 1764 г. указом канцелярии Колывано – Воскресенских заводов маркшейдеру Н. Бахореву (Бахареву) предписывалось
«для выплавки и перечистки меди и производства оной в денежное дело завод строить на речке Нижнем Сузуне от деревни Нижнее – Устьсузунской
в 15 верстах, где прежде была деревня Быкова, от Малышевской слободы за 20 верст."

Строительством плотины руководил инженер Головин, а главным смотрителем был тот же маркшейдер Бахарев (впоследствии его именем была названа
одна из улиц в Сузуне). Место для плотины выбиралось, “чтобы на обоих сторонах реки берега были круты и высоки, а грунт на месте водоупорен,
но мягок,чтобы сваи бить и копать можно...”

В мае 1764 года крестьяне начали очищать место под дамбу(флютбет),потом бить сваи и строить плотину.Вместе с плотиной строились печи, помещение
для молотовых, угольные сараи, важня(весовая) и др..

В донесении Н.Бахарева от 24 июня 1764 года говорится о том, что 5 человек делают вешний прорез в плотине, четверо - ларевый прорез и двое
занимаются отделкой валов.
Основными строиматериалами для постройки плотины служили дерево (сосна и лиственница) и глина. Постройка плотины начиналась с сооружения “ряжей”-
таких бревенчатых срубов в несколько рядов,которые после плотно забивались глиной. Есть цветной снимок Прокудина-Горского, на котором можно понять,
что из себя представляли ряжи плотины до засыпки их глиной.


Увеличить, кликни на фото

Плотинные мастера многолетним опытом выработали свои особые способы строительства плотин для заводов с учётом сурового климата Сибири-
во-первых нужно было защитить плотину от размывания весенними паводками,и для этого в самых критических её местах возводили срубы(ряжи)
и засыпали их утрамбованной землей и глиной.
Во-вторых, прорезы надо было так же обезопасить от давления и повреждения льдом,для чего перед ними строились деревянные свинки(быки)
из забивных свай. Систему этих защитных сооружений называли вешняными дворами.На карте треугольниками вы видите по одному вешняному двору перед
каждым прорезом.
В-третьих, необходимо было не допускать обмерзания водоносных ларей и водяных колёс зимой, заботясь о постоянном пропуске по ним воды
и обогреве помещений для водяных колес(“колёсных”).Так же о одевании колёс в кафтаны,такие защитные кожухи на верхнебойных вододействуемых колесах.
Кафтан препятствовал обмерзанию колеса в зимнее время.

В июне 1764-го для проверки прочности плотины и прочих строений на Нижне-Сузунский завод был послан отставной плотинный мастер Роман Латников,
стоивший прежде много таких сооружений.
В августе этого же года на завод прибыл начальник Колывано-Воскресенских заводов Андрей Порошин. В рапорте ему от гитенфервальтера Елагина
говорилось о том, что на работах заняты “33 мастеровых, 13 цеховых, крестьян пеших 789, конных 264 человека”.
© Поистине грандиозное событие для сибирской глубинки!

12 августа в присутствии Порошина стали засыпать плотину.
Она бесспорно была крупным и масштабным на те времена сооружением, которое образовало внушительный пруд у слияния речки Пивоварка с рекой Нижний Сузун.
Основные критические места плотины были вынесены к южному краю,за пределы заводской территории и плотина становилась менее опасной для завода,
что не единыжды подтверждалось на практике во время сильных половодий.Однако бережёного бог бережёт и всякий раз в период ледохода и большой воды
управление заводами тушило медеплавильные печи и работы по плавке останавливало.


Тем не менее плотина многие разы страдала от наводнений.Особенно разрушительные наводнения произошли в 1775 и 1802 годах.
В 1775 году внешние воды прорвали земляную плотину, и работа на заводе встала. Небывалое наводнение разрушило многие производственные помещения
сузунского монетного двора,не затронув медеплавильного,но порушенное было довольно быстро восстановлено и на чеканке сибирских монет не отразилось.
Плотина заводского пруда была несколько изменена и перестроена.

С марта 1797 года до зимы 1798 будуший начальник Колывано-Воскресенских горных заводов Петр Фролов находился в Сузунском заводе при заводской части
и у смотрения плавильных и надворных работ, также у приема привозных с рудников руд, угля и прочих заводских припасов
. В это время он составил одну
из первых, дошедших до нас карт и рисунок-схему нижнесузунских заводов.



Увеличить, кликни на фото

Наша сузунская плотина была разрезана на три части,начиналась она самым большим южным “вешняным прорезом”- водоспуском для сброса
из пруда излишней воды.Одной стороной он упирался в крутой южный берег Сузунки и был укреплён шпунтованными брёвнами.
Далее за островом был более узкий северный вешняный прорез(сегодняшний водопад) с расположенными на нём двумя мельницами(лесопилкой и мучной).

Эти вешняные прорезы мы сегодня неправильно называем шлюзами.Ну раз так повелось! Сузун хоть и не портовый город,но шлюзы есть! :))


Энциклопедия.
Шлюз - это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного уровня в другой.
С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.

Вешняк. (вешня,весна,весенний,паводковый) Ворота, заслон в плотине для спуска вешних вод.
Ещё значения:
Окольная весенняя дорога, пролагаемая на время половодья.
Мельница, действующая только во время весеннего разлива вод.
Пушной товар весеннего боя.
Скотина весеннего приплода.

Понурый мост - пологий настил из досок за плотиной для спуска воды через вешнячный прорез.


Свинка защитное сооружение в виде деревянного сруба с перегородками, плотно набитого землей и галечником.
Свинки устанавливались перед вешнячным и ларевым прорезами в плотине.

Ларь - в фабриках монетного двора канал, резервуар для воды, из которого она подавалась через ларевое окно в колодцы, а из них
по спускам на вододействуемые колеса. Для нормальной работы механизмов уровень воды, поддерживаемый в ларе, составлял 5-7 аршин (3,5-5 м);


Вододействуемое колесо
Водяное колесо. По зоне подачи воды на колесо различали: верхнебойные (наливное), среднебойные и подливные колеса.
Верхнебойное колесо приводилось во вращение за счет верхней подачи воды по спуску в равномерно расположенные по окружности колеса и закрепленные
в косяках ящики. Ящик, открытый в радиальном направлении, состоял из пера и днища. На среднебойное колесо вода подавалась в ящики из спуска,
размещенного несколько выше оси вращения колеса. Вращение подливного колеса вокруг оси осуществлялось за счет разности уровней воды до него и после.
Наиболее производительными были верхнебойные водяные колеса. В середине XIX в. водяные колеса стали заменяться более производительными гидротурбинами,
что, в частности, имело место на Екатеринбургском монетном дворе.

Шихта(нем. Schicht рабочая смена) - смесь в определенной пропорции материалов, подлежащих переработке металлургическим способом.
Шихта рассчитана на получение конечных продуктов с заданными физическими и химическими свойствами. В состав металлургической шихты могут входить руды,
рудные концентраты и агломераты, оборотные шлаки, пыль из уловительных устройств, металлы в виде лома, флюсы, а иногда и топливо.


Флюсы - материалы, преимущественно минерального происхождения, применяемые в металлургических процессах для образования и регулирования
состава шлака и его свойств. Вводятся в шихту.

Штык(польск. sztych) - в XVIII-XIX вв. слиток очищенного от вредных примесей (рафинированного) металла - золота, серебра, меди.

Штыковой горн - нагревательная печь для разогрева штыков перед ковкой или прокаткой.

Штыковой стан- название прокатного стана для горячей прокатки монетного металла. Заготовкой для штыкового стана выступал металл
в штыках. Использование штыковых станов позволило в конце 90-х г. XVIII в. отказаться от менее производительной операции ковки штыков
на боевых молотах.

Гиттенфервальтер
нем. Hüttenverwalter - управитель завода в начале XVIII в. на Урале, как правило, должность горного чиновника управляющего заводом.

Черная медь - не очищенная от вредных примесей медь в слитках. Подвергалась перечистке в гармахерских горнах или шплейзофенах,
с целью получения красной меди.

Шплейзофен
(нем. Spleissen расплавлять, Ofen печь) - одна из разновидностей промышленных плавильных печей отражательного типа.
В XVIII в. достаточно широко применялись при рафинировании цветных металлов, в частности, меди.
Источники содержат упоминания как о “самодувных” шплейзофенах, так и с подачей воздушного дутья, видимо, в зону горения древесного угля,
посредством мехов, приводимых в действие вододействуемым колесом.

За вешняными прорезами был,можно сказать, самый главный - “ларевый прорез”. Почему главный? Потому, как для него и строилась вся плотина!
По ларевому прорезу в плотине и далее по ларю вода поступала в заводские цеха на водоналивные колеса,которые двигали механизмы.
Пройдя прорез вода попадала в ларь - своего рода трубопровод на деревянных стояках-сваях. Этот трубопровод представлял собой каркас из брусьев,
обшитый снизу и с боков плотно пригнанными досками.Чтобы его не расперало водой и не ломало в стороны, сверху его укрепляли поперечными брусьями,
а на некоторых участках и вовсе закрывали досками вглухую.
Боковые ответвления от ларя назывались коленами и костылями, уже из них через желоба(спуски)вода падала на водяные колеса.Перед каждым спуском
стояли запоры (заслонки), которыми можно было регулировать подачу воды на колеса или вовсе её перекрыть.
Водоналивные колёса в те времена имели средний размер по диаметру 3-4 метра и ширину чуть более метра, они делали в зависимости от силы течения 7 -15
оборотов в ми­нуту,передавая энергию через систему валов и рычагов на станки и молоты.
Отработав на колёсах, вода шла через отводной канал снова в реку.Его так же хорошо видно на карте Фролова.
Этот отводной канал,ларевые колена и противопожарные канавы были в начале прошлого века полностью засыпаны шлаком и землёй.
Остатки ларя вскрыли в том году при раскопках и оставили открытым для осмотра туристами в будущем музейно-туристском комплексе.


Увеличить, кликни на фото

Через несколько лет после постройки сузунских заводов и плотины в 1771 году нашими местами проезжал географ и путешественник,немец на службе
Российской Петербургской Академии наук, Петер Паллас. Вот что он пишет об увиденном в Сузуне:

Пруд версты в длине не имеет и составляет многие заливы и острова, но речка, которая с северо-востока на юго-запад с безмерными извилинами
к Оби течет, так изобильна водою, что на содержание разных машин в заводе и монетном дворе слишком достает воды.
Плотина имеет длину в 110 и ширину 12 сажен.

(От авт. 110 сажен = 234.6960 метра. 12 сажен = 25.6032 метров)

Заводская плотина была не только главным гидротехническим сооружением нижнесузунских заводов,
но и выполняла роль важного планировочного элемента, соединявшего жилые застройки, расположенные по южному берегу пруда с заводом. Через плотину по вешняным
или сливным мостам проходила дорога, связывающая завод с домами,церковью,базарной и ярмарочной площадями и вливалась в застройку Сузуна как главная
центральная улица. По ней же из мест разработок рудных месторождений и других заводов(Павловского,Локтевского и Барнаульского) доставлялись руды,флюсы,штыки
чёрной меди,горновой камень,древестный уголь и др..
По существу, эта дорога была конечным элементом длинного пути,связывала заводы и была в первую очередь следствием производственных нужд.
Улично-дорожная сеть строилась по заведённой в те времена практически на всех уральских заводах прямоугольной схеме, но оптимизировалась радиально,
т.к. центром был завод и к нему, как к центру, шла направленность трудовых потоков.


Увеличить, кликни на фото

1. Пильная мельница(пилорама) 2. Мучная мельница 3.Как я понял,это канавы с водой на случай пожара.* 4.Створы южного шлюза 5. Створы северного шлюза
6. Ларевый прорез,далее за плотиной лари с коленами. М. Офицерские и солдатские дома,где сегодня стоит наш краеведческий музей.
Красным пунктиром обозначены примерные сегодняшние границы конюшеного острова,на котором сегодня располагается быткомбинат.

* На карте первая противопожарная канава 3 в левой стороне картинки,ведущая к партикулярным(частным) домам. Её можно увидеть на нижеследующем фото начала
ХХ века.На протяжении этих канав были устроены углубления со срубами-колодцами для накопления воды,поскольку вода в канавах не присутствовала постоянно,
а прыгала в зависимости от водосброса и количества воды в пруду. Закрыв вешняки,можно было набрать воды в канавы и наполнить её колодцы.


Увеличить, кликни на фото

Вид сузунской плотины и шлюзов. Начало 20 века.
Здесь мы видим ларевый прорез с ларём и начало южного шлюза.Северный шлюз в кадре не захвачен. Видно,что за плотиной уже не следят.
Её береговые укрепления приходят в ветхость.Тут же играют малолетние ребятишки.

После революции 1917 года в освобожденной от колчаковщины Сибири и Завод-Сузуне начинают создаваться отряды по продразверстке и организации мельниц,
кожевенного,гончарного и другого производства, первые сельскохозяйственные коммуны. Одновременно начинают возникать небольшие производственные участки
в промышленности. Так в 1920 году в с.Малышево организуется отдел лесных заготовок Алтайгублескома. В 1930 году официально начинает свою деятельность
Сузунский леспромхоз. В этом же году начинается сплав леса по Сузунке.Пользоваться шлюзом,не ремотировавшемся с царских времён, для сплава было невозможно,
поэтому сразу же было принято решение заменить старое истлевшее дерево шлюза на новое. А практически отстроить его заново и приспособить для прогона тяжёлого
леса.Делать это можно было только зимой и успеть до весенних паводков.На фото ниже мы видим рабочих леспромхоза через пару месяцев после организации
предприятия на строительстве шлюза.


Увеличить, кликни на фото

Рабочие на постройке южного шлюза. Посёлок ещё назывался Завод-Сузуном.Фото подписано 1931-м годом,апрель - до ледохода остаются считанные дни.Шлюз ещё
предстоит обшить плахами.
Этот шлюз к весне закончили,но простоял он недолго.
Наша районная газета “Социалистическая стройка” в 1937 году пишет:
Весна.На речке Сузун небывалый подьём воды. Она стала размывать берега у шлюза,угрожать мостам и паровой мельнице.
К сожалению,южный шлюз не удалось отстоять,изыскиваются средства на строительство нового.

Этот новый шлюз,по непроверенным источникам(рассказы старожилов) отстроился в 1939-м году.


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото

Наверное одно из немногих фото,на которых можно увидеть механизм для открывания створов.


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото

Вид снизу течения на южный шлюз и мост.
Не очень отчётливо,но просматривается устройство для открывания шлюзов.


Увеличить, кликни на фото

Вид с моста вниз на южный шлюз.


Увеличить, кликни на фото

Лес пошёл! Первое бревно уходит через шлюз.


Увеличить, кликни на фото

Вид снизу на шлюзы. Хорошо видно разветвление на северный и южный шлюзы.На острове,где сегодня стоит памятник солдатам-сузунцам,
ещё расположены частные дома.На другой стороне реки за северным шлюзом видна ГЭС и паровая мельница, к которой позже в 70-х
пристроят радиозавод “Транзистор”.
Мне не даёт покоя эта чёрная круча на том берегу слева. Не тут ли находилась до войны бутара - установка для промывки шлака
шлакового участка Змеиногорского ПУ,которая вела добычу чугунита и непроплава в шлаке сузунского завода.


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото

Бучило - выход воды с южного шлюза.
На том берегу хорошо виден ещё незаросший берег и спуск к реке,что возле сегодняшнего “Эффектона”


Увеличить, кликни на фото

В одном из шлюзов,видно позади мужчин закрытые ворота и струящуюся по сапогам воду.
Возможно,что это третий шлюз - шлюз сузунской ГЭС.


Увеличить, кликни на фото

Примерная карта шлюзов до 1964 года.


Увеличить, кликни на фото

Фото сделано с исчезнувшего,размытого островка на Сузунке,на который любили переплывать,а в иное время просто переходить все купающиеся.
Виден старый деревянный мост северного шлюза(где сегодня водопад) и жилые здания на острове между шлюзами. Конторы жилкомхоза и лесосплава.
Сегодня может возникнуть вопрос - как ближние дома там вообще стояли? Место то,где сегодня стоит памятник монете не такое и большое...
Просто, когда строили новый мост и “водопад”, то улицу Ленина спрямили,отсыпав её от плотины вглубь пруда.
Вот фото со старыми укреплениями плотины,по которым можно судить,насколько отсыпана улица вглубину пруда после катастрофы 1964 года.


Увеличить, кликни на фото

В 1961 году через Сузун прошла ветка Западно-Сибирской железной дороги, соединившая две узловые станции Карасук и Среднесибирскую.
В этом же году были обьединены Нечунаевский леспромхоз(1-ый в районе),лесхоз и химлесхоз. Первым директором обьединённого хозяйства был
назначен Михаил Семёнович Стрелин. Железная дорога через Сузун то прошла, но не были ещё построены подьездные погрузочно-разгрузочные пути
и нижний склад леспромхоза. Поэтому летом 1963 года сваленный лес ещё сплавлялся по реке.
Естественно лес не шёл по реке днём и ночью. Река перекрывалась створами шлюза, которые держали воду и люди ждали пока накопится достаточное
для сплава количество воды и брёвен. В одно прекрасное время створы открывали и лавина воды с огромным шумом устремлялась вниз, таща за собой
брёвна до Нижнего Сузуна,где они вязались в плоты.

-Смотреть на это было страшно. Всё летело и голоса людей были еле слышны! - рассказывает Виктор Зотычев.
На настиле стояли сплавщики и подправляли брёвна баграми.
Сплавщики вообще стояли в это время на протяжении всей реки до самого Нижнего Сузуна и выправляли заторы. В Нижнем Сузуне река расходилась на два
русла и была застолблена. Здесь лес ждала уже другая бригада, которая вязала его в плоты и готовила к отправке в Новосибирск.

Весна 1964 года была очень дружная и снега стаяли за пару дней. Сузунка была полнёхонькая и вышла из берегов. За время работы шлюзов створы
подносились и их постоянно клинило. К тому же под створами с годами образовались пустоты. Короче весной 1964-го створы заклинило серьёзно и поднять
их не удалось. - вспоминает Анатолий Петрович Захаренко, работавший в те годы в лесной охране. - А со стихией и законами физики не поспоришь - створы
сорвало и южный шлюз размыло и стащило вниз. Уплыла по течению так же пара домов, не считая мелких построек типа бань и сараев. Был разрушен так же
и мост через реку.Посёлок разделился на правый и левый.


Увеличить, кликни на фото

Чтобы сходить к кому-нибудь в гости или по другим делам на правый берег - говорит В.Зотычев, - нам с супругой приходилось делать круг,
переходя реку по железнодорожному мосту возле немецкого посёлка. Это уже позже , когда река успокоилась, был натянут узкий подвесной мост.

Владимир Гаммель вспоминает рассказ своего тестя о первых днях после срыва моста:
- Мужики правого берега, завидя выгодность стихийной ситуации - “загуляли”.
-Ну не могу я на работу,река не даёт. Оккупировали сельмаг и от “нечегоделать” пили горькую, крутя дули милиционерам на левом берегу, которые не могли
до них добраться.


Увеличить, кликни на фото

Как было сказано, только через некоторое время был проброшен подвесной мостик, а уже потом приступили к строительству и генеральному переделыванию
плотины,острова и моста с водопадом. Лес по реке после этого больше не сплавляли, а возили некоторое время лесовозами до Оби. А уж когда отстроился
нижний склад, про сплав древесины по реке вообще забыли и стали отгружать в железнодорожные вагоны и платформы.Так что все заторы из брёвен,
встречающиеся по течению нашей Сузунки до самого Нижнего, это привет нам из 1964 года. С тех пор после половодья река больше от брёвен не чистилась.


Детские воспоминания Валентина Федотова о весне 64-го года.Как смыло мост и шлюз на плотине через Сузунку?
Тогда мне было 10лет.Ниже по течению,за шлюзом,был длинный ларь,настил из толстых плах,прибитых к круглому лесу,из которого были сделаны колодцы
-клети,в которых была проточная вода.Местами плах не было,и в дырах и щелях между досками можно было наблюдать за стаями рыб,в основном,чебаков и ельцов.
Ларь тянулся до конца обрыва на левом берегу реки.Берег этот был укреплён высокими столбами с обшивкой плахами.Весной 64го вешняя вода образовала большую
воронку в конце обрыва,закручивая воду против часовой стрелки.Эта воронка и начала разрушать левый берег снизу по течению.Клети здесь не были засыпаны
грунтом,не были готовы к весенней воде.Вначале я смотрел с левого берега,подходя довольно близко к обрыву.Здесь,на мысу,стояли руководители района(сам я
об этом догадался или сказал кто-не помню).Были ли попытки сделать что-то с помощью техники? Навряд ли...
У руководства были грустные лица ,они стояли кучкой,ничего не предпринимая.Стихия размывала берег всё больше,помню большие куски берега,падающие в поток,
наклоняющиеся береговые укрепления.Мы жили на правом берегу,на ул Фурманова.Затем за разрушениями я наблюдал уже с правого берега,где тогда была кузница
за мельницей.
Момента сноса моста не помню,наверное,в запретное время для детей это произошло.Но помню,что его унесло не далеко и он долго лежал метрах в двустах ниже
по течению,на отмели.
Легенда о том,что взрывники не справились с затворами старого шлюза,скорее всего возникла после 68го года,когда решили заменить гранитные блоки,из которых
сделан шлюз,на железобетон.Тогда имеющаяся техника не справилась с камнями и слава Богу,гранитные блоки оставили.

После сноса моста и шлюза было несколько проектов восстановления плотины. Например В.А.Кошелев,тогда 1й секретарь РК КПСС,предлагал сделать слив уступами,
длинными ступенями.Но остановились на решении пред.исполкома Уварова А.П.,который решил сэкономить казённые деньги- засыпать южный шлюз целиком!
И хотя специалисты,в частности В.Пешков,предупреждали о последствиях - заиливании и заростании пруда,решение было принято.Первые несколько лет всё было
хорошо:развелось много белой рыбы,особенно язя,зимой вдоль коряжника по ул.Набережная ловили щук.А дальше началось то,что мы сейчас пожинаем.
Был закуплен земснаряд - сузунская “Аврора”,но пользоваться им толком не могли и в конце концов он закончил своё существование на приколе у плотины.


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото

Снесённые вниз конструкции шлюза.


Увеличить, кликни на фото

Фото 70-х. Южного шлюза уже больше нет. Всё ровно и красиво.


Увеличить, кликни на фото


Увеличить, кликни на фото

Фрагмент современной рукописной карты посёлка.
1.Северный шлюз 2.Южный шлюз 3.Район ожидаемого подтопления. С.Б.- служба быта.

По утверждению работников сузунского архива сведений о том,кто и когда производил засыпку южного шлюза и перестройку нашей плотины
не обнаружено.Архивы местной газеты также не упоминают о разрушительном наводнении в посёлке и сносе южного шлюза.Предполагаю,что
виной тому год, в который это произошло! 1964! Т.е. посёлок праздновал своё 200-летие и местному,подотчётному коммунистической партии
руководству,не хотелось в предверии юбилея светиться в области со своими промахами и ошибками,а это было несомненно попустительство
работников районного РК КПСС и руководства леспромхоза.Шлюз к весне не укрепили, а попросту к весенним паводкам он был не готов.
Поэтому дело о прорыве плотины и сносе моста в прессе специально замолчали,а в обкоме партии спустили на тормозах. Отпраздновали юбилей,
а уже потом через три года приступили к грандиозной реконструкции плотины и одеванию северного шлюза в бетон.

С.Калякин

Источники:

В теле статьи использованы комментарии пользователей нашего сайта, а так же
выдержки по плотине из хронологии Сузуна,собранной С.Калякиным.
(Полный вариант хронологии Вы можете посмотреть у нас на сайте)

Фотографии:

Фото Прокудина-Горского Ряжи плотины. 1909.
План и рисунок сузунских заводов,выполненные П.Фроловым.(Копии.Сузунский краеведческий музей.)
Ларь.Водоналивное колесо. Интерпретация по книге В.Геннина “Описание Уральских и Сибирских заводов.1735”
Фото сузунской плотины начала ХХ века.(Копии из Сузунского краеведческого музея.)
Фото Шлюз.Завод-Сузун. 1931 год. Отдел архива администрации сузунского района.
Фото северного шлюза и мельницы. Отдел архива администрации сузунского района.Скан из газеты “Новая жизнь”
Фото людей у брёвен плотины. Отдел архива администрации сузунского района.Скан из газеты “Новая жизнь”
Фото женщин и мальчика с велосипедом. А.Коротеев.
Вид на южный шлюз.Мальчики у реки. Отдел архива администрации сузунского района.Сканы из газеты “Новая жизнь”
Далее до схемы идут фото В.Засмолина
Фото с мостом.Надпись “люди”. В.Михеев
Цветное фото раскопок.Истлевшие брёвна плотины. С.Калякин
Подвесной мост 1964 года. Автор фото не установлен.
Подвесной мост 1964 года.Фото Петрова.
Женщина на мосту. Фото В.Можаева
Мужчина и девочка у брёвен на речке. Автор...
Эскиз проектного решения... исп.Комп.центр совместно с архивом и музеем.
Женщина и мальчик у плотины.1975 г. Фото Л.Волобуевой


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

URL документа: http://www.susun.ru/suzunskij_kraeved_museum/istorija_suzunskojj_plotiny_i_shljuzov
Рейтинги:
Rambler's Top100 Rambler's Top100 .::РЫБАЦКИЙ  Top 100 ::. Top100 Rusfishing.ru
eXTReMe Tracker