Сузун. Сузунский район. | |||
Форум | | Фотоальбомы | |
|
Разделы:
- Да святится имя Твоё.
- Из истории сузунского госпиталя. - Казенная библиотека Нижне-Сузунской конторы. - Купеческая знать Завод-Сузуна. - Экскурсии и смотрины. - Курганы.Что это такое и что в них находится? - Первая школа горнозаводского поселка. - Чудеса инженерной мысли — у нас под ногами! - История сузунской плотины и шлюзов. - Фенглер,сузунское сельпо и люди послевоенного Сузуна на старых фото. - Шангины - семейство первопроходцев. - Чай, не лаптем щи хлебаем ! - Во имя Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма.
|
Ремёсла сузунского крестьянства и рабочих. Рогожа.
Редактор: cepbiu
В давние-давние времена люди делали своими руками многие вещи,которые им были нужны в повседневной жизни. В средние века мальчики, которые постигали ремесла под руководством своего учителя-мастера, назывались подмастерьями. В Европе обычай называть подмастерьем рабочего, не подтвердившего официально свой мастерский статус, сохранился до сих пор. Торговцы и купцы ездили из губернии в губернию,из страны в страну , покупали товары у ремесленников в одном месте и перепродавали в другом. Ремёсла в своё время процветали и в Сузуне, и не только для нужд крестьянских подворий, а в первую очередь для использования на медеплавильном и монетном дворе. На территории Колывано-Воскресенского округа земледелие и скотоводство были главными занятиями крестьян, но как и в других земледельческих районах Сибири, эти основные хозяйственные занятия дополнялись промыслами и ремеслами, каждое из которых имело существенное значение в крестьянском хозяйстве, способствовало более полному использованию возможностей природной среды и давало дополнительные средства к существованию. Для употребления в производственных нуждах Сузунского деньгоделательного завода требовалось немалое количество кулей (мешков). Дешёвых китайских мешков тогда ещё не привозили, поэтому крестьянам ( не забываем, что Сибирь заселялась приписным крестьянством) отводилось определённое время для заготовки и вязки мешков.Эти мешки заводская администрация затем покупала, что сокращало потребность и давало небольшие, но деньги для поддержания крестьяских штанов. Купцы и торговцы так же, имея царёвы грамоты, закупало мочало и кулье для нужд Сузун-Завода в других околотках, волостях и губерниях, поскольку липа вокруг Сузун-завода встречалась крайне редко. Всего при заводе вырабатывалось в год до полутора миллионов штук кулья. Экономические условия рогожного производства везде одинаковы и потому, говоря о них , можно разуметь здесь и любое другое селение, занимающеемя тем же делом. Русская пословица гласит: Велика рогожа, да носить ее негоже. Ещё одна крестьянская пословица, имеющая отношение к этому материалу - Рабочие рогожих изб получали мочало от купцов, которые его покупали в далёких окрестности из владельческих и казенных дач или сами арендовали дачи для съемки мочала. Шесть человек хороших рабочих могут сработать в неделю одну сотню рогож; двое таких же хороших рабочих сошьют их них сотню кулей в сутки. Тканье рогож в рогожьих избах при Сузун-Заводе производится большей частью 6-ю человеками: трое из них работают и трое отдыхают; при этом занятия их распределяются так, что на сон каждому из 6-ти рабочих, особенно в жаркую пору работы, выпадает не более 3 часов в сутки. Вся кульёвка горит огнями всю ночь, потому что, когда одна смена ложится спать (в 1-ом часу ночи), другая встает. Освещаются избы березовой лучиной. В 8 часов утра все вместе завтракают; во 2-ом обедают, в 10-ом ужинают. Во время завтрака, обеда и ужина вовсе не отдыхают, едят между делом второпях. Работу с мужчинами разделяют женщины и дети, последние начиная обычно с 6-летнего возраста. Этих несчастных ребятишек поднимают на работу от сна силой, потому что сами они еще не в состоянии сообразить всей необходимости и всех неотразимых последствий от каждого пропущенного часа; только самый нежный и сердобольный отец поднимает своих ребят каким-нибудь часом позднее, т.е. часа в 2 ночи. Выручая ничтожную плату (обычно на каждого рабочего в неделю не более 50 копеек серебром) за свой невыносимый нескончаемый труд, с помощью своих жен, взрослых и малолетних детей, рабочий считает свое положение еще сносным, когда имеет возможность получить скудный заработок. На Западе, где заработная плата обыкновенно выше нашей не только вдвое, но часто впятеро, всего больше жалоб раздается в пользу городского рабочего населения. У нас никто не спорит, хотя слишком громко, большею частью и не говорит о невыносимом положении фабричного рабочего... В местности, где росли липы, крестьяне изготовляли лубье и мочала. Из лыка вили веревки, из мочала плели попоны и рогожи. Для казенных надобностей и на продажу, а также для собственных потребностей крестьяне гнали смолу и деготь. Поставка дегтя, смолы, ивовых решеток, корытец, рогож до 1770 г. входила в число отработочных повинностей приписных крестьян алтайских медеплавильных заводов. Заводские власти стремились насаждать производство в деревнях необходимых изделий и даже высылали на места специальные инструкции. Так, в 1774 г. на приписных крестьян было расположено поставить 10 тыс. пуд. березовой золы. Крестьянам предписывалось в своих домах с каждого двора собрать от 3-х до 5-ти пуд. золы, причем непременно березовой. В 1775 г. 47 крестьян Кузнецкого ведомства Колывано-Воскресенских заводов вместо заводских работ должны были поставить до 2000 рогож, по 43 рогожи на душу. Дело это было хлопотным. Крестьяне, прося отодвинуть сроки поставки, объясняли, что для изготовления рогож надо сначала в первых числах июня надрать липового лубья. Поскольку липовый лес расположен далеко, на это у каждого уходило по 2 недели. Затем нужно было 4 недели мочить дубье в воде. Только после этого можно было приступить к выделке рогож. Из готовых мочал один человек ткал только 2 рогожи в день. На изготовление душевого задания в 43 рогожи уходило 22 дня . В лыко обутый, лыком подпоясанный простоплетеный мужичок лесных губерний устраивает свою ткацкую фабрику очень нехитро: уставляет два дерева концами в стену, а другими в стойку. Это стан. Вдоль идут рогожные закраины, а от них мочальная основа, то есть продольные ленты, основанные на нехитром стану и пропущенные в берды. Бердами, которые приспущены сверху, но ходят на блоке, приколачивается к основе уток, то есть поперечное тканье, а в этом деле - нарезанные ленты мочала в ширину рогожи. Уточные ленты пропускаются в основу деревянной иглой, прибиваются палочкой или трепальцем - лопаткой и защелкиваются бердом. Бердо (род гребня с деревянными зубьями, сквозь которые продеваются нити основы) - рогожное такое устройство, что одна мочалина идет между зубьями, а другая продевается сквозь самый зуб. Деревянная игла заменяет на этот раз челнок обыкновенных носильных бумажных, шерстяных и шелковых тканей - челнок или колодочку с носками на оба конца и с гнездом в середине, куда вставляется не иглой, а руками через каждый ряд основы, и прибивается бердом, в котором каждая мочалина основы пропускается сквозь спицы. Такое продеванье замедляет дело, отчего во многих местах перестали делать рогожи, находя промысел невыгодным. Когда уточное мочало пропущено в основу, концы утока срезывают и закручивают, заплетая с концами основы на соломенных жгутах, как и быть надо продажной рогоже.
Версия для печати ---> Версия для печати Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы. Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register |