Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Краеведение. /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Ремёсла сузунского крестьянства и рабочих. Рогожа.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 17.01.2011

Ремёсла.

В давние-давние времена люди делали своими руками многие вещи,которые им были нужны в повседневной жизни.
Они часто украшали эти изделия, чтобы те выглядели ярко и привлекательно. У одних особенно хорошо получалось ковать железо, у других - мастерить из дерева, ну а у третьих - ткать. Люди носили изготовленные ими вещи на базары и ярмарки, чтобы продать их или обменять на то, что они не умели делать сами. Постепенно каждый стал работать в своей области . Так родились ремёсла.

В средние века мальчики, которые постигали ремесла под руководством своего учителя-мастера, назывались подмастерьями. В Европе обычай называть подмастерьем рабочего, не подтвердившего официально свой мастерский статус, сохранился до сих пор.

Торговцы и купцы ездили из губернии в губернию,из страны в страну , покупали товары у ремесленников в одном месте и перепродавали в другом.
Даже сегодня некоторые вещи, сделанные в старину ремесленниками, считаются редкостью, антикваром и ценятся очень высоко.

Ремёсла в своё время процветали и в Сузуне, и не только для нужд крестьянских подворий, а в первую очередь для использования на медеплавильном и монетном дворе.


Хозяйственная деятельность русского крестьянства Сибири не ограничивалась земледелием и скотоводством. Насущные потребности крестьянской семьи диктовали возникновение и развитие довольно широкого круга неземледельческих занятий, промыслов.

На территории Колывано-Воскресенского округа земледелие и скотоводство были главными занятиями крестьян, но как и в других земледельческих районах Сибири, эти основные хозяйственные занятия дополнялись промыслами и ремеслами, каждое из которых имело существенное значение в крестьянском хозяйстве, способствовало более полному использованию возможностей природной среды и давало дополнительные средства к существованию.


Рогожа.


Рогожа (рогоза, рогожина) — грубая хозяйственная ткань.
Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала).

Для употребления в производственных нуждах Сузунского деньгоделательного завода требовалось немалое количество кулей (мешков). Дешёвых китайских мешков тогда ещё не привозили, поэтому крестьянам ( не забываем, что Сибирь заселялась приписным крестьянством) отводилось определённое время для заготовки и вязки мешков.Эти мешки заводская администрация затем покупала, что сокращало потребность и давало небольшие, но деньги для поддержания крестьяских штанов. Купцы и торговцы так же, имея царёвы грамоты, закупало мочало и кулье для нужд Сузун-Завода в других околотках, волостях и губерниях, поскольку липа вокруг Сузун-завода встречалась крайне редко. Всего при заводе вырабатывалось в год до полутора миллионов штук кулья. Экономические условия рогожного производства везде одинаковы и потому, говоря о них , можно разуметь здесь и любое другое селение, занимающеемя тем же делом.

Русская пословица гласит: Велика рогожа, да носить ее негоже.
Из рогожи чёрный люд изготовлял кулье(рогожные мешки), обувь, верёвки, коврики и половые подстилки, куртки, и др. Одежда из рогожи была очень грубой, стеснявшей движения, а так же не особенно тёплой. Отсюда и берёт корни вышестоящая пословица.

Ещё одна крестьянская пословица, имеющая отношение к этому материалу -
Сосна кормит, липа одевает.
Как её понять?
Только в сытых богатых местах Россеи русские крестьяне оделись в кожаные сапоги: во всех лесных местах щеголяют они в лаптях, которые сделаны из липы. Из сосны, из ее молодых, не отвердевших еще слоев древесины делают муку и прибавляют к хлебной муке по нужде малохлебья и из боязни всегда вероятных голодовок.


В черных, или лиственных, лесах, в смеси берез, осин, рябин, попадается липа иногда в таком множестве, что липовые деревья вырастают семействами, целыми сплошными лесами.Там где липы произростало не много, на рогожу и лубьё драли приречные тальники и молодые вётлы.
Снимается мочало обычно с июня; тканье рогож начинается с октября и продолжается до апреля; с апреля до октября занимаются кое-как хлебопашеством, но больший промежуток этого времени падает все-таки, как сказано, на съемку мочала.Перерубая старые липы (что делают обыкновенно, когда дерево в соку), получают кряжи известной длины (в 41/2 сажени). Прорезая на них кору и луб до древесины, получают то, что называют в продаже лубьем и из чего делаются короба - ящики для товаров. Это лубье, содранное с дерева, закатывается в трубки; трубки спускают в мочило или загороженное в лесных ручейках место и нагнетают слоем каменьев. В воде лубье лежит до заморозков, когда его вынимают, раскладывают корою вниз и с помощью кочедыка - короткого шила, отделяют явственно видимый слой мочалы. В образовавшуюся таким образом щель вводят палку и, придерживая одной ногой кору, другой двигают палку по мере того как руками отдирают волокна, или мочалу, названную так в отличие от немоченых лык, потому что мокла в воде. Три-четыре хороших работника могут в день вынуть 50 трубок и снять с них мочалу. Мочало для стока воды развешивают до зимы. В долгие и темные зимние вечера начинают ткать кули, половики, рогожи и лучший и более прочный вид последних - циновки.


Увеличить, кликни на фото

1.Натуральное мочало. 2. Крашеное мочало 3.Рогожий половичок

Рабочие рогожих изб получали мочало от купцов, которые его покупали в далёких окрестности из владельческих и казенных дач или сами арендовали дачи для съемки мочала.

Шесть человек хороших рабочих могут сработать в неделю одну сотню рогож; двое таких же хороших рабочих сошьют их них сотню кулей в сутки. Тканье рогож в рогожьих избах при Сузун-Заводе производится большей частью 6-ю человеками: трое из них работают и трое отдыхают; при этом занятия их распределяются так, что на сон каждому из 6-ти рабочих, особенно в жаркую пору работы, выпадает не более 3 часов в сутки. Вся кульёвка горит огнями всю ночь, потому что, когда одна смена ложится спать (в 1-ом часу ночи), другая встает. Освещаются избы березовой лучиной. В 8 часов утра все вместе завтракают; во 2-ом обедают, в 10-ом ужинают. Во время завтрака, обеда и ужина вовсе не отдыхают, едят между делом второпях. Работу с мужчинами разделяют женщины и дети, последние начиная обычно с 6-летнего возраста. Этих несчастных ребятишек поднимают на работу от сна силой, потому что сами они еще не в состоянии сообразить всей необходимости и всех неотразимых последствий от каждого пропущенного часа; только самый нежный и сердобольный отец поднимает своих ребят каким-нибудь часом позднее, т.е. часа в 2 ночи.
Посмотреть на это дело вязки рогож ребенку четверть часа - значит все понять и узнать, как делается эта материя, из которой шьют кулье.

Выручая ничтожную плату (обычно на каждого рабочего в неделю не более 50 копеек серебром) за свой невыносимый нескончаемый труд, с помощью своих жен, взрослых и малолетних детей, рабочий считает свое положение еще сносным, когда имеет возможность получить скудный заработок. На Западе, где заработная плата обыкновенно выше нашей не только вдвое, но часто впятеро, всего больше жалоб раздается в пользу городского рабочего населения. У нас никто не спорит, хотя слишком громко, большею частью и не говорит о невыносимом положении фабричного рабочего...


Увеличить, кликни на фото

В местности, где росли липы, крестьяне изготовляли лубье и мочала. Из лыка вили веревки, из мочала плели попоны и рогожи. Для казенных надобностей и на продажу, а также для собственных потребностей крестьяне гнали смолу и деготь. Поставка дегтя, смолы, ивовых решеток, корытец, рогож до 1770 г. входила в число отработочных повинностей приписных крестьян алтайских медеплавильных заводов.

Заводские власти стремились насаждать производство в деревнях необходимых изделий и даже высылали на места специальные инструкции. Так, в 1774 г. на приписных крестьян было расположено поставить 10 тыс. пуд. березовой золы. Крестьянам предписывалось в своих домах с каждого двора собрать от 3-х до 5-ти пуд. золы, причем непременно березовой.

В 1775 г. 47 крестьян Кузнецкого ведомства Колывано-Воскресенских заводов вместо заводских работ должны были поставить до 2000 рогож, по 43 рогожи на душу. Дело это было хлопотным. Крестьяне, прося отодвинуть сроки поставки, объясняли, что для изготовления рогож надо сначала в первых числах июня надрать липового лубья. Поскольку липовый лес расположен далеко, на это у каждого уходило по 2 недели. Затем нужно было 4 недели мочить дубье в воде. Только после этого можно было приступить к выделке рогож. Из готовых мочал один человек ткал только 2 рогожи в день. На изготовление душевого задания в 43 рогожи уходило 22 дня .


Увеличить, кликни на фото

В лыко обутый, лыком подпоясанный простоплетеный мужичок лесных губерний устраивает свою ткацкую фабрику очень нехитро: уставляет два дерева концами в стену, а другими в стойку. Это стан. Вдоль идут рогожные закраины, а от них мочальная основа, то есть продольные ленты, основанные на нехитром стану и пропущенные в берды. Бердами, которые приспущены сверху, но ходят на блоке, приколачивается к основе уток, то есть поперечное тканье, а в этом деле - нарезанные ленты мочала в ширину рогожи. Уточные ленты пропускаются в основу деревянной иглой, прибиваются палочкой или трепальцем - лопаткой и защелкиваются бердом. Бердо (род гребня с деревянными зубьями, сквозь которые продеваются нити основы) - рогожное такое устройство, что одна мочалина идет между зубьями, а другая продевается сквозь самый зуб. Деревянная игла заменяет на этот раз челнок обыкновенных носильных бумажных, шерстяных и шелковых тканей - челнок или колодочку с носками на оба конца и с гнездом в середине, куда вставляется не иглой, а руками через каждый ряд основы, и прибивается бердом, в котором каждая мочалина основы пропускается сквозь спицы. Такое продеванье замедляет дело, отчего во многих местах перестали делать рогожи, находя промысел невыгодным. Когда уточное мочало пропущено в основу, концы утока срезывают и закручивают, заплетая с концами основы на соломенных жгутах, как и быть надо продажной рогоже.
Впрочем, очень часто ткут рогожу и дети (двое), третий, взрослый, сортирует мочало: более прочное и лучшее идет на основу, худшее поступает на уток. Вот и материя, которая во многих случаях так важна и пригодна: бурлаки на Волге распорют куль, приладят мочалу да и пустят рогожу на парус. Купцы-хлебники кладут кулевые рогожи в сенях и комнатах вместо ковра обтирать ноги хлебным продавцам и скупщикам, а сами, под защитой их, натянутых на кибитки, в снег и ветер переезжают с базара на ярмарку, с ярмарки на пристань, в полном удовольствии и безопасности.В Петербурге, укутываются в нее от дождя и снега те ломовые извозчики, которые перевозят тот же хлеб в городские мучные лабазы. В том же куле хранится хлеб, а подчас и мука.


Использованы книги С. Максимова «Куль хлеба и его похождения.»
и Ю.С.Булыгина «Приписная деревня Алтая в XVIII веке»





Версия для печати ---> Версия для печати



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.