Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Краеведение. /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Школа музейной культуры

Редактор: zoi
Опубликовано: 27.01.2011



  В будущее мы входим, 
          оглядываясь на прошлое.
                            П. Валери    



Программа курса «Школа музейной культуры»(144 часа)

Автор: Чернакова Ольга Ивановна,
Директор МБУК «Сузунский музей»


Место проведения:
Сузунский краеведческий музей

Время проведения:
Суббота, 11-00

Сузун
Новосибирская область


1. Пояснительная записка

В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного города средствами музееведения.
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников важное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Рост количества школьных музеев выявил отсутствие программ по подготовке юных музееведов. Эта программа создана, чтобы заполнить существующий пробел.
Программа «Школа музейной культуры» создана на основе президентской «Программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 - 2010 гг.», утвержденной Постановлением правительства РФ от 16.02.2001 г.; Письма Министерства образования РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений»; программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», разработанной Центром детско-юношеского туризма Минобразования РФ; целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Новосибирской области».
Разделы программы составлены на основе воспитательно-образовательной программы «ЮНЫЙ МУЗЕЕВЕД» О.А.Степановой, Е.В. Сельсковой, методистов областного детского экскурсионно-туристического центра г. Кемерово.
Программа рассчитана на 2 года обучения (первый год – 144 ч., второй год – 216 ч.), возраст воспитанников 14 – 17 лет.
В результате изучения курса воспитанники должны знать основные понятия, основы музееведения, историю музеев мира и школьного музея; должны уметь: работать с фондами и документами музея, готовить и проводить экскурсии, вести поисковую и исследовательскую работу.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые имеют проблемный или частично-поисковый характер, что способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, литература, психология и другие.

2. Основная цель программы «Школа музейной культуры»: формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения через изучение музееведения.

3. Задачи:

а. познакомить с основами музееведения;
б. закрепить знания в процессе практической деятельности;
в. развивать аналитические навыки;
г. развивать коммуникативные навыки;
д. создавать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном познании родного края;
е. воспитывать патриотизм и чувство гражданской ответственности;
ж. готовить к жизненному самоопределению.

4. Структура курса

Время обучения - 2 года.
Общее количество часов – 1 год – 144ч., 2 год – 216ч.
Количество обучающихся – 2 возрастные подгруппы: 5-7, 8-10 классы.
Время проведения - 1 раза в неделю по 2 часа с каждой группой.

I год обучения:
• Блок 1 Теоретическая часть - 56ч;
• Блок 2 Практическая часть – 88ч;
• Блок 3 Индивидуальные консультации – 10ч.
II год обучения:
• Блок 1 Теоретическая часть - 79ч;
• Блок 2 Практическая часть – 156ч;
• Блок 3 Индивидуальные консультации – 10ч.


5. Виды занятий: - поисково-исследовательская деятельность;
- сбор поискового материала;
- лекции;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- дискуссии;
- написание докладов, рефератов и другие.
Педагогическая целесообразность курса заключается в допрофессиональном самоопределении школьников. Дальнейшее обучение воспитанники могут продолжить в педагогических колледжах и ВУЗах на факультетах истории, музееведения, социологии и психологии.


Тематический план курса «Школа музейной культуры»
(первый год обучения)

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля

всего теоретических практических
Введение 2 2 -
1. Музееведение 20 8 12
1.1 Музееведение как научная дисциплина
6 2 4 Собеседование
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности музея
2 2 2 Доклад
1.3 Музей и его соци-альные функции 6 2 4 Эвристическая беседа
1.4 Классификация музеев 6 2 4 Тестирование
2. История музеев мира 50 16 34
2.1 Коллекционирование в античную эпоху и в эпоху Средневековья
12 4 8 Доклад
2.2 Возникновение музеев 8 2 6 Собеседование
2.4 Западноевропейские музеи в 18-19 вв.
16 6 10 Доклад
2.5 История российских музеев 14 4 10 Реферат
3. Исследовательская деятельность музеев
28 10 18
3.1 Музей как исследо-вательский центр 8 2 6 Эвристическая беседа
3.2 Организация научно-исследовательской работы в музее
20 8 12 Исследовательская работа
4. Фонды музея 20 8 12
4.1 Изучение музейных предметов 6 2 4 Доклад
4.2 Комплектование фондов музея 6 2 4 Сбор поискового материала
4.3 Учет музейных фондов 4 2 2 Практическая работа
4.4 Хранение музейных фондов 4 2 2 Собеседование
5. Искусство музейной экспозиции 10 6 4
5.1 Виды экспозиций 2 2 - лекция
5.2 Построение экспозиции 4 2 2 Практическая работа
5.3 Ориентирование в музее 4 2 2 Экскурсия в Сузунский краеведческий музей
6. Активист музея 14 6 8
6.1 Музей школы 4 2 2 Поисково-исследовательская работа по истории школы
6.2 Актив школьного музея 4 2 2 Встреча с руководителем школьного музея,
6.3 Юный экскурсовод
6 2 4 Проведение экскурсии в школьном музее
Итого: 144 56 88

Тематический план курса «Школа музейной культуры»
(второй год обучения)


п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы
контроля
всего теоретических практических
Введение 2 2
1. Музееведение 21 6 15
1.1 Предмет исследования музееведения
7 2 5 Собеседование
1.2 Структура музееведения 7 2 5 Тестирование
1.3 Музееведение в системе наук 7 2 5 Доклад
2. История музеев мира 42 12 30
2.1 Музеи мира в XX веке 14 4 10 Реферат
2.2 Музей в тоталитарном обществе
14 4 10 Дискуссия
2.3 Новые тенденции в развитии музейной сферы
14 4 10 Лекция
3. Исследовательская деятельность музеев
32 8 24
3.1 Общеисторические исследования в музее
16 4 12 Практическая работа
3.2 Планирование и ор-ганизация научно-исследовательской деятельности
16 4 12 Исследовательская работа
4. Фонды музея 48 14 34
4.1 Научная организация фондов 11 3 8 Практическая работа
4.2 Музейная коллекция 8 2 6 Доклад
4.3 Методика изучения музейных предметов
11 3 8 Сбор поискового материала
4.4 Учетная документация фондов 9 3 6 Практическая работа
4.5 Упаковка и транс-портировка музейных предметов
9 3 6 Практическая работа
5. Искусство музейной экспозиции 23 6 17
5.1 Методы построения музейной экспозиции
11 3 8 Экскурсия в школьный музей
5.2 Архитектурно-худо-жественное решение
12 3 9 Практическая работа
6. Активист музея 48 12 36
6.1 Музейная аудитория 9 3 6 Встреча с руководителем школьного музея
6.2 Услуги Интернета для музееведа 20 5 15 дискуссия
6.3 Государственные и ведомственные музеи
19 4 15 Экскурсия в государственный музей
Итого: 216 60 156


Содержание программы «Школа музейной культуры»

Первый год обучения

Введение
Цели, задачи, основное содержание курса «Юный музеевед».
1 Музееведение
1.1 Музееведение как научная дисциплина.
История школы, музея. Тематическая структура экспозиции музея. История школы в экспозиции музея. Военная история в экспозиции музея. Вопросы краеведения в экспозиции музея. Школьные музеи Сузунского района.
Практическая часть: экскурсия по школьному музею, подготовка докладов воспитанниками.

1.2 Нормативно-правовые основы деятельности музея
Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ». Положение о музее образовательного учреждения. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Положение о Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Отечество».
Практическая часть: работа над программой «Живи, Сузунская земля!»

1.3 Музей и его социальные функции
Термин «музей». Основные социальные функции музеев: научно-документационная, охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная.
Практическая часть: экскурсия в краеведческий музей, эвристическая беседа.

1.4 Классификация музеев
Профиль музеев, виды музеев, типологическое деление музеев по их основному общественному назначению.
Практическая часть: экскурсия в Сузунский краеведческий музей.
2 История музеев мира
2.1 Коллекционирование в античную эпоху и в эпоху Средневековья. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Коллекции эпохи эллинизма. Частные и общественные собрания Древнего Рима. Храмы и сокровищницы эпохи Средневековья. Коллекционирование в Средневековье.
Практическая часть: просмотр фильмов и слайдов по данной тематике, подготовка докладов воспитанниками.

2.3 Возникновение музеев
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Рождение музеографии.
Практическая часть: просмотр фильмов и слайдов по данной тематике, дискуссия.

2.4 Западноевропейские музеи в XVIII-XIX вв.
Идеология просветителей и концепция музея. Музеи Англии. Музеи Италии. Музеи Франции. Картинные галереи Германии и Австрии. Наполеоновские войны и музейное строительство.
Практическая часть: просмотр фильмов и слайдов по данной тематике, подготовка докладов воспитанниками.

2.5 История российских музеев
Кабинеты и галереи концаXVII-начала XVIII веков. Петербургская кунсткамера. Императорский музей Эрмитаж. Новосибирские музеи.
Практическая часть: просмотр фильмов и слайдов по данной тематике, работа воспитанников по написанию рефератов.

3 Исследовательская деятельность музеев
3.1 Музей как исследовательский центр
Понятие исследование. Место музея в ряду научно-исследовательских учреждений. Направление научно-исследовательской деятельности.
Практическая часть: эвристическая беседа, знакомство с исследовательской деятельностью школьного музея.

3.2 Организация научно-исследовательской работы в музее
Музееведческие исследования. Исследование фондов, исследования в области охраны и хранения музейных фондов, исследования в области музейной коммуникации.
Практическая часть: исследовательская работа.

4 Фонды музея
4.1 Изучение музейных предметов
Музейные предметы. Основные свойства музейных предметов. Уникальные музейные предметы. Понятие «фонды музея». Основные и вспомогательные, обменные фонды музея. Атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация музейных предметов.
Практическая часть: самостоятельное изучение музейных предметов и подготовка докладов воспитанниками.

4.2 Комплектование фондов музея.
Значение и задача комплектования фондов. Комплектование фондов в деятельности музея. Организация работы по комплектованию фондов. Планирование, источники и организационные формы комплектования.
Практическая часть: комплектование фондов школьного музея.

4.3 Учет музейных фондов
Задачи учета музейных фондов. Понятие «учет музейных фондов». Прием предметов в музей и их первичная регистрация.
Практическая часть: учет фондов школьного музея.

4.4 Хранение музейных фондов
Понятие «хранение музейных фондов». Естественное старение, биологические вредители, механическое повреждение. Установление режима хранения. Система хранения фондов. Температурно-влажностный режим. Защита от загрязнителей воздуха, световой режим, биологический режим. Защита музейных фондов от механических повреждений и защита фондов в экстремальных ситуациях.
Практическая часть: организация хранения фондов школьного музея.

5. Искусство музейной экспозиции
5.1 Виды экспозиции
Музейная экспозиция, ее особенности. Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Специфика музейной экспозиции.
Практическая часть: эвристическая беседа, просмотр слайдов.

5.2 Построение экспозиции
Принципы построения экспозиций. Концепция будущей экспозиции: цели, задачи ее создания и использования, определение и объяснение тематики экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов. Разработка тематико-экспозиционного плана.
Практическая часть: построение экспозиции школьного музея.

5.3 Ориентирование в музеи
Система ориентирования в музее. Применение указателей, оглавительные тексты и этикетаж.
Практическая часть: тренировка ориентирования в школьном музее.

6 Активист музея
6.1 Музей школы
Практическая часть: презентация творческих объединений в активе школьного музея.

6.2 Актив школьного музея
Творческие объединения в активе школьного музея: архивариусы, экскурсоводы, поисковые группы, оформители экспозиций. Их функциональные обязанности. Термин «музееведение». Музейное дело – сфера общественной деятельности.
Практическая часть: знакомство с музеем школы, дискуссия.

6.3 Юный экскурсовод
Определение понятия «экскурсия». Структура экскурсии. Виды экскурсий. Этапы разработки экскурсий. Особенности деятельности экскурсовода. Качества экскурсовода.
Практическая часть: проведение экскурсий в школьном музее воспитанниками, тренировка дикции, выразительности речи.



Содержание программы «Юный музеевед»
Второй год обучения

Введение
Цели, задачи, основное содержание предмета «Музееведения» второго года обучения.
1 Музееведение
1.1 Предмет исследования музееведения
Объект и предмет исследования музееведения. Различные подходы к предмету музееведения.
Практическая часть: экскурсия в музей.

1.2 Структура музееведения
Исторические, теоретические и прикладные элементы музееведения. История и историография музееведения. Музейное источниковедение. Прикладное музееведение.
Практическая часть: тестирование, работа с литературой по данной тематике.

1.3 Музееведение в системе наук
Определение места музееведения в системе наук. Характер связи его с другими науками.
Практическая часть: дискуссия, подготовка докладов.

2 История музеев мира
2.1 Музеи мира в 20 веке
Сохранение культурного наследия в странах мира. Формирование государственной музейной сети.
Практическая часть: просмотр фильмов и слайдов по данной тематике, работа воспитанников по написанию рефератов.

2.2 Музей в тоталитарном обществе
Музеи и пропаганда. Распродажи музейных собраний. Кадровая политика. Советская власть и музеи.
Практическая часть: дискуссия, экскурсия в краеведческий музей.

2.3 Новые тенденции в развитии музейной сферы
Культурные центры. Детские музеи. Экомузеи. Музеи современной России. Практическая часть: эвристическая беседа, просмотр фильмов и слайдов по данной тематике
3 Исследовательская деятельность музеев
3.1 Общеисторические исследования в музее
Исследование музейных предметов. Исследования в процессе комплектования. Научная подготовка экспозиций. Составление картотеки.
Практическая часть: исследовательская работа воспитанников по тематике школьного музея.

3.2 Планирование и организация научно-исследовательской деятельности
Направления и тематика исследования, цели и задачи исследования, актуальная проблематика, сроки реализации, учет требований к исследовательским работам, форма выхода результатов исследования.
Практическая часть: исследовательская работа воспитанников по тематике школьного музея.

4 Фонды музея
4.1 Научная организация фондов музея
Цели и задачи, организация и содержание научной организации фондов музея.
Практическая часть: поиск старинных предметов.

4.2 Музейная коллекция
Что относится к музейной коллекции. Музейная ценность коллекции. Музейное собрание. Деление коллекции по назначению предметов, территориальному признаку, времени производства, социальной авторской принадлежности.
Практическая часть: подготовка докладов воспитанников «Коллекция школьного музея».

4.3 Методика изучения музейных предметов
Понятие «Изучение музейных предметов», особенности изучения музейных предметов современного периода.
Практическая часть: изучение предметов музеев школы и города, подготовка докладов воспитанников.

4.4 Учетная документация фондов
Учет движения музейных фондов. Переучет музейных фондов. Музейные каталоги и их системы. Порядок пользования музейной фондовой документацией.
Практическая часть: составление музейных каталогов, работа с фондовой документацией музея школы.

4.5 Упаковка и транспортировка музейных предметов
Система хранения музейных фондов. Особенности хранения музейных предметов. Опасность повреждения предметов при транспортировке. Упаковочная тара. Правила упаковки.
Практическая часть: ревизия хранения предметов в школьном музее.

5 Искусство музейной экспозиции
5.1 Методы построения музейной экспозиции
Возникновение и развитие методов построения экспозиций. Экспозиционные, комплексно-тематические, ансамблевые методы. Музейные предметы, воспроизведение музейных предметов, экспозиционные научно-вспомогательные материалы, тексты и фонокомментарии, указатели экспозиции.
Практическая часть: эвристическая беседа, тестирование.

5.2 Архитектурно-художественное решение
Принципы художественного проектирования, особенности искусства
художественного решения музейных экспозиций. Экспозиционный ансамбль. Организация работы над экспозицией. Научное проектирование экспозиции. Этапы подготовки музейной экспозиции: проектирование и осуществление экспозиции.
Практическая часть: проектирование собственной экспозиции и построение ее в школьном музее.

6 Активист музея
6.1 Музейная аудитория
Характеристика музейной аудитории. Музейная культура посетителей. Общение экскурсовода с аудиторией.
Практическая часть: тренинги на взаимодействие, проведение экскурсий для учащихся школы.

6.2 Услуги Интернета для музееведа
Информационная культура музееведа. Интерактивное общение. Виртуальный музей. Представление музейного продукта в Интернете, создание собственного сайта или Web-странички.
Практическая часть: пользование услугами Интернета.

6.3 Государственные и ведомственные музеи
Типы и профили музеев. Особенности структуры их экспозиции. Тематика экскурсий.
Практическая часть: встреча с руководителем школьного музея.

Основные требования к воспитанникам,
занимающимся по программе «Юный музеевед»

Первый год обучения


№ п/п Наименование разделов и тем Знания Умения и навыки
Введение
1. Музееведение
1.1 Музееведение как научная дисциплина Понятия «музееведение», «музейное дело» Умение характери-зовать музееведение как науку
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности музея Основные нормативно-правовые акты деятельности музея Анализ нормативно-правовых актов
1.3 Музей и его социальные функции Понятие «музей», «функции
музеев: научно-документационная, охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная» Обобщение и систе-матизация информации
1.4 Классификация музеев Понятия «профиль музея», «исторические, художественные, научно-исследовательские, государственные и общественные музеи» Умение определять профиль музея, давать музею характе-ристику
2. История музеев мира
2.1 Коллекционирование в античную эпоху и в эпоху Средневековья Понятия «коллекционирова-ние», «пинакотеки». Особенности коллекционирования в античную эпоху и в эпоху Средневековья Обобщение и систематизация информации
2.2 Возникновение музеев Предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения Умение рассматривать общественные явления в развитии
2.3 Западноевропейские музеи в XVIII-XIX вв. Британский музей, Дрезденская и Мюнхенская галереи, Музей Лувра, музеи Италии Умение самостоя-тельно заниматься поиском информации
2.4 История российских музеев Российские коллекционеры XVII-XVIII вв.: Петр 1, князь Д.М. Голицин, граф Б.П. Шереметьев, Екатерина 2. История Кунстка-меры и Эрмитажа Выполнение реферативной работы
3. Исследовательская деятельность музеев
3.1 Музей как исследовательский центр Понятие «научно-исследовательская деятельность» Умение характери-зовать музей как исследовательский центр
3.2 Организация научно-исследовательской работы в музее Музееведческие исследования. Исследование фондов, исследования в области охраны и хранения музейных фондов, исследования в области музейной коммуникации Исследовательская работа
4 Фонды музея
4.1 Изучение музейных предметов Понятия «музейный предмет», «свойства предметов: экспрес-сивность, репрезентативность, информативность, уникальность», «фонды музея» Характеристика свойств предметов
4.2 Комплектование фондов музея Понятия «комплектование», «формы комплектования: закупки, безвозмездная передача, обмен, заказы и другие» Умение комплек-товать фонды школьного музея
4.3 Учет музейных фондов Понятие «учет музейных фондов», «учетная документация» Навыки учета фондов школьного музея
4.4 Хранение музейных фондов Понятие «хранение музейных фондов». Естественное
старение, биологические вредители, механическое повреждение. Установление режима хранения Умение хранить фонды школьного музея
5. Искусство музейной экспозиции
5.1 Виды экспозиций Понятия «музейная экспозиция», «виды экспозиции: тема-тическая, систематическая, монографическая, ансамблевая» Характеристика музейной экспозиции
5.2 Построение экспозиции Основные типы построения экспозиций Умение строить экспозицию школьного музея
5.3 Ориентирование в музее Понятия «этикетки», «этикетаж» Умение ориентиро-ваться в музее
6. Активист музея
6.1 Музей школы Понятие «школьный музей», история школы, музея Умение оперировать своими полученными знаниями.
6.2 Актив школьного музея Понятия «архивариус», «экскурсовод», «поисковая группа» Умение выстраивать отношения с другими членами актива музея. Выбор собственной деятельности
6.3 Юный экскурсовод
Понятие «экскурсия». Деятельность и качества экскурсовода Организация и проведение экскурсии


Основные требования к воспитанникам,
занимающимся по программе «Юный музеевед»

Второй год обучения


п/п Наименование разделов и тем Знания Умения и навыки
Введение
1 Музееведение
1.1 Предмет исследования музееведения Понятия «объект и предмет музееведения», «институциональный, предметный, и комплексный подходы к пониманию предмета музееведения» Обобщение и систе-матизация информации
1.2 Структура музееведения Понятия «исторические, теоретические и прикладные элементы музееведения», «музейное источниковедение» Умение оперировать полученными знаниями
1.3 Музееведение в системе наук Место музееведения в системе наук. Связь музееведения с другими науками Обобщение и систе-матизация знаний
2 История музеев мира
2.1 Музеи мира в XX веке Сохранение культурного наследия в странах мира. Формирование государственной музейной сети
Научно-исследова-тельская деятельность
2.2 Музей в тоталитарном обществе Музеи и пропаганда. Распродажи музейных собраний. Кадровая политика
Умение анализировать историческую действительность
2.3 Новые тенденции в развитии
музейной сферы Понятия «культурные центры, детские музеи, «экомузеи» Умение давать характеристику новым тенденциям в музейной сфере
3 Исследовательская деятельность музеев
3.1 Общеисторические исследования в музее Исследование музейных предметов. Исследования в процессе комплектования Научно-исследова-тельская работа
3.2 Планирование и организация научно-исследовательской деятельности Направления и тематика исследования, требования к исследовательским работам, форма выхода результатов исследования
Научно-исследова-тельская работа
4 Фонды музея
4.1 Научная организация фондов музея Цели, задачи, содержание научной организации фондов музея
Организация фондов музея
4.2 Музейная коллекция Понятия «музейная ценность коллекции», «музейное собрание». Деление коллекции по назначению предметов, территориальному признаку, времени производства, соци-альной авторской принадлежности Характеристика музейной коллекции
4.3 Методика изучения музейных предметов Понятие «изучение музейных предметов», особенности изучения музейных предметов современного периода Характеристика музейного предмета
4.4 Учетная документация фондов Учет движения музейных фондов. Переучет музейных фондов. Музейные каталоги и их системы Ведение учетной документации школьного музея
4.5 Упаковка и транспортировка музейных предметов Система хранения музейных фондов. Транспортировка предметов. Упаковочная тара. Правила упаковки Умение упаковывать и транспорти-ровать музейные предметы
5 Искусство музейной экспозиции
5.1 Методы построения музейной экспозиции Экспозиционные, комплексно-тематические, ансамблевые методы. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы, тексты и фонокомментарии, указатели экспозиции Характеристика музейной экспозиции
5.2 Архитектурно-художественное решение Понятия «экспозиционный ансамбль», «проектирование экспозиции» Проектирование и строительство собственной экспозиции
6 Активист музея

6.1 Музейная аудитория Понятия «музейная аудитория», «музейная культура» Владение музейной аудиторией
6.2 Услуги Интернета для музееведа Понятия «информационная культура», «интерактивное общение», «виртуальный музей» Умение создавать сайт музейных услуг; умение пользоваться услугами Интернета для развития музея
6.3 Государственные и ведомственные музеи Типы и профили музеев. Особенности структуры их экспозиции. Тематика экскурсий
Умение классифи-цировать музеи, ориентироваться в них, охарактери-зовать экспозицию


Словарь музееведа

Аттрактивность – способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями (формой, размером, цветом) или своей художественной и исторической ценностями.

Ансамблевая экспозиция – сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, партизанская землянка и т.д.

Вспомогательный фонд – материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- фотокопии, макеты, тексты и т.д.

Дублетный фонд – фонд, состоящий из типовых предметов, в нескольких экземплярах.

Информационный потенциал предмета – это вся совокупность сведений о музейном предмете и его среде бытования, выявленных в ходе источниковедческого анализа.

Классификация музейных предметов – это деление всего объема нужных музею предметов на группы по признакам родства и различия.

Коллекционный фонд – ядро основного фонда, включает музейные предметы, имеющиеся в музеи в единственном экземпляре, и по одному лучшему, имеющихся в нескольких экземплярах.

Комплектование фондов – один из основных видов деятельности музея, важнейшее звено в процессе документирования развития общества.

Консервация музейных предметов - сохранение предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процесс их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим закреплением предметов.

Музееведение – общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях.

Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальный информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопление и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных целях.

Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, часто художественный интерес, как единое целое.

Музейная педагогика – это общественно-научная, специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.

Музейный каталог – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, расположенных в определенном порядке, складывающимся в процессе их систематизации.

Музейный предмет – это привлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительное время сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального богатства.

Музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и в размере оригинала.

Обменный фонд – фонд предметов, в которых данный музей не нуждается.

Основной фонд музея – все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории общества и природы.

Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций по средствам музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.

Раритет – редкие предметы, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.

Реставрация музейных предметов – восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происходящих в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений.

Система фондовой документации – это взаимосвязанная совокупность документов, составляемых по установленным формам в процессе учета фондов, их классификации и систематизации, физической охраны, необходимая для выполнения музеем его социальных функций.

Состав фондов музея – организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея и определяющая юридическое положение предметов.

Структура фондов музея – организация фондов, основанная на взаимосвязях предметов и направленная на создание условий, максимально удобных для изучения, пополнения, хранения и использования.

Типовой музейный предмет – музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большого числа предметов, существующих в настоящее время.

Уникальный музейный предмет – это предмет, существующий в настоящее время в единственном или в очень ограниченном числе и обладающий особой исторической или культурной ценностью.

Хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.
Экскурсия – коллективный осмотр музея или немузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экспрессивность – выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.


Литература для педагогов

1. Аксельрод В. И, Концепция городской программы «Юный экскурсовод» // Российский вестник. - 2001. - №1. - С. 14-18;
2. Архандеева Г. А. Детский фестиваль национальных культур Кузбасса. - Кемерово, 2002;
3. Архандеева Г. А. Учебно-исследовательская краеведческая работа в дополнительном образовании: теория и практика. - Кемерово, 1999.
4. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика // Воспитание школьника. – 2000. - № 4, № 5;
5. Ванслова Е.Г. Модель развития музейной педагогики в регионе // Внешкольник. – 2000. - № 7-8;
6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.;
7. Левыкин К. Г., Хербс В. Музееведение. - Москва, 1988;
8. Музееведение: учебное пособие / под ред. К. Т. Левыкина, В. Хербста. – Москва: Высшая школа, 1988;
9. Музей и школа: пособие для учителей / под ред. Т. А. Кудриновой. - Москва: Просвещение, 1985;
10. Музей образовательного учреждения: опыт, проблемы, перспективы: Сб. нормативно-правовых и методических материалов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2006. – 90 с.;
11. Основы музееведения : учеб.пособие / М-во культуры и массовых коммуникация, Федерал.агенство по культуре и киноматографии. – М., 2005. – 503 с.;
12. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. - Москва, 1988.
13. Столетов В. Н. , Кашин М. П. Школьные музеи. – Москва,1977.
14. Туманов В. Е. Школьный музей. - Москва, 2002.
15. Туристско-краеведческое движение «Отечество». - Москва, 2004.

Литература для воспитанников

1. Велтковская Г.В. Краеведческая работа в музеях // Юный краевед. – 2009. - №1. –С. 2-16;
2. Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. - Москва, 1989;
3. Краткий словарь музейных терминов. – Новосибирск, МОРОНО, 2008. – 32 с.;
4. Кудрина Т. А. Музей и школа. - Москва, 1995;
5. Левыкин К. Г., Хербс В. Музееведение. - Москва, 1988;
6. Лукьянцев В. Виртуальный музей // Воспитание школьников. – 2008. - №8. – С. 6-8;
7. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. - Москва, 2008;
8. Столетов В. Н. , Кашин М. П. Школьные музеи. - Москва, 1977;
9. Туманов В. Е. Школьный музей. - Москва, 2002;
10. Туристско-краеведческое движение «Отечество». - Москва, 2004.








Версия для печати ---> Версия для печати



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.