Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Краеведение. /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Сузун в 1892 году.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 19.04.2011

Характеристика дана врачом И.Казариновым в 1892 году, работавшим в Завод-Сузуне.
( Использован материал « Алтайского сборника» №1 Издание общества любителей исследования Алтая. Томск 1894 год)


Увеличить, кликни на фото


Сузунский завод находится в 120 верстах на северо-запад от Барнаула. Местность песчанная, а в окружности болотистая, значительно лесистая. Самое селение лежит в неглубокой котловине. Площадь, им занимаемая, не более двух квадратных вёрст.
По середине селения протекает речка Сузун, которая в верхней части, ради заводских операций, при помощи плотины образует огромный пруд. Фабрика вырабатывает от 16 до 20 тысяч пудов меди. ( или 327,6096 тонн , это примерно 5,5 современных жел.дор. платформ, загруженных по максимуму. – прим. Серый)

Строений жилых около 800. Жителей 3717 , из них мужского пола 1738, а женского 1979. Строения в Сузуне обыкновенные сельские, крытые дранью или тесом, - крытых соломой нет. Вместо стёкол в окнах – пузыри, окна в рамах – редкость. Строений порядочных довольно, а хороших немного. Больших дворов и огородов нет, садов, кроме двух посредственных, нет вовсе. Дворовые посторойки скучены против всяких правил и законоположений. Дворы на зиму закрываются. У большинства домохозяев свои бани и по преимуществу, так называемые черные. В декабре бывает в течении двух недель ярмарка, довольно значительная по оборотам их сельских. В селении есть церковь, госпиталь, гостинный двор. По течению реки – по счастию ниже селения – существует несколько кожевенных, салопотленных, мыловаренных , свечных небольших заведений самого примитивного устройства.

Население коренное сибирское. Переселенцы, кроме единичных случаев, здесь не остаются – за неимением пахотных земель. Землепашеством занимаются очень немногие на землях соседних деревень.

Главные заработки дает медеплавильный завод, затем ярмарка, кожевенное, гончарное, мыловаренное, салотопенное, тележное, столярное и некоторые другие производства и отчасти извоз.

Коренное население сравнительно чистоплотно, любит бани. Накожные болезни не особенно часты. Сильные эпидемии редки, хотя процент смертности очень печальный ( 40 человек на 1000) , но тут главную роль играют условия бытовые и этот процент даётся по преимуществу смертностью детей ( до 5-летнего возраста от 48 до 52 % на 100 детей)

Грамотность развита слабо, зато пьянство чрезмерное. Настоящих голодовок за время моей службы ( около 34 лет) здесь не было ни разу, и если бы не пьянство, то население могло бы быть вполне зажиточным. Доживающие до глубокой старости ( до 100 и более) не составляют большой редкости.


Увеличить, кликни на фото

Вот такие пироги были в Сузуне в конце 19 столетия. Хотелось бы напомнить, что когда писались записки, прошло только 30 лет после отмены крепостного права Императором Александром II.
К концу XIX века в наиболее населенных губерниях стал ощущаться недостаток земли и Председатель Совета Министров П.А. Столыпин разрешил широкое переселение крестьянских масс в Сибирь. Желающим переселиться выдавалось пособие в 200 рублей на семью, и она перевозилась со всем имуществом за казенный счет до места поселения, где получала по 15 гектаров земли на душу и еще 45 гектаров на семью.

И хотя врач пишет , что переселенцы в основном в Сузуне не оставались из-за недостатка земельных наделов, часть их всё-таки оседала в посёлке.А настроения долгожданной крестьянской свободы уже 30 лет наполняли умы народа. Врач так же пишет о беспробудном пьянстве населения посёлка. Это так же прослеживается в книге И.Соколова «Сузунская миллионщина» , где он не безпричинно пишет, что
мечты у большинства работного люда на заводе были предельно простыми и серыми, как сама их жизнь - отстоять смену на заводе, дойти до кабака и упиться в тло. И так изо дня в день!

Неужели рабочии и крестьяне всю российскую историю были пьяницами и единственной любовью их было полведра вина?

Вот что по этому поводу пишет вичугский фабрикант Александр Морокин примерно в тоже время, что и врач Казаринов.


КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ И КАБАКИ.

Первая известная публикация: «Литовские епархиальные ведомости» за 1880 г.

Отмена крепостного права, дарование барским крестьянам человеческих прав наравне с другими сословиями, несомненно, дало свои добрые плоды.Но наравне с этим дана была и другая свобода, губительная как для хозяйства крестьян, так и для души крестьянской. Свободу эту назовём кабацкою.
С отменой крепостного права крестьянин почуствовал себя свободным и развязанным. И стал делать всё что хочет, хорошо ли это или плохо. При праве народ имел над собой строгий, нередко жесткий надзор в лице помещика, управляющего, бурмистра, старосты и т.п. Между ними бывали и добрые и недобрые, но они все-таки должны были надзирать за крестьянами. С уничтожением этого надзора народу выпало управляться самому собой, избирать из своей среды судей, волостных и сельских старшин. Все это хорошо. Но, чтобы такой порядок вещей установился , нужно было, чтобы народ огляделся, приспособился к своему новому положению, чтоб он понял свободу с ее настоящей стороны, т.е. качественного улучшения крестьянского быта как в хозяйственном, так и в нравственном отношениях. Но вот ему, новокрещеному к свободе младенцу, в одно время с благодательною милостью дали свободу на постройку кабаков: по великой, сияющей лучами света картине свободы грубый маляр своею мочальною кистью провел полосу – и картина обезобразилась полосой грязи…
По хорошему, следовало бы во время освобождения от крепостной зависимости не только не открывать новых кабаков, но убавить по крайней мере наполовину уже существовавшие пока крестьянское самоуправление не установилось бы на прочных основах. Тогда, без сомнения, ведро вина не играло бы той первенствующей роли в крестьянских порядках, какую играет ныне. И до сегодняшних дней вино и водка играют роль еще большую, так как крестьяне в возрасте из поколения в поколение привыкли, а их дети далее привыкают к вину все более и более.


Увеличить, кликни на фото

Счастливы сторицею те местности, где кабаки отстоят далеко один от другого: чем реже попадаются кабаки, тем лучше живется народу: в той местности больше спокойствия, порядка и довольства, поля тщательнее обработаны, пустырей не видать (я говорю про великорусские губернии, которые известны; избы, дворы хорошо покрыты соломой или тесом (где как принято), около изб все прибрано, все на своем месте; в огородах разведены гряды, засаженные овощами, скота на дворе, сколько может прокормить земля; лошадь сыта, сбруя на ней исправная, телега крепкая, колеса шипованные, корму: сена, яровицы, соломы - сколько может земля уродить при тщательной обработке и хорошем, по возможности, удобрении. На улице не видать и не слыхать ни драк, ни ругани… Это наружная сторона селений, отдаленных от кабаков.
Заглянем во внутреннюю семейную жизнь. Войдем в крестьянскую избу. По обыкновению, семья многолюдная, в противоположность селениям с кабаками, где пьяные отец и сыновья, а часто и женщины, больше между собой ссорятся и дерутся, следовательно, и чаще делятся, поэтому семьи мельчают, рабочие силы дробятся, а от этого являются недостатки. Ясно, что малосемейный крестьянин добудет сравнительно меньше, чем крестьянин при большей семье. Отделившаяся семья, естественно, имеет лишние расходы, каковы отопление, освещение, ремонт избы. Между тем, у живущих в одной семье эти расходы общие, следовательно, менее отягчающие бюджет крестьянина: они почти одинаковы как для малой, так и для большой семьи. Большая семья найдет более средств содержать достаточно скота; у большой семьи идет спорее как полевая, так и всякая другая работа. Словом, во всем заметны достаток, довольство, начиная с многочисленного скота до пищи, если не всегда мясной, то уже постоянно молочной и здоровой; и в постные дни пища у трезвой и работящей семьи тоже сытая. Дети растут здоровые.

В прежние времена, когда дальнее расстояние от мест продажи вина полагало известную преграду пьянству, народ был нравственнее и богобоязненнее; он чаще посещал храмы Божие. В теперешние же времена где мужику думать о церкви? У него только и на уме, особенно в праздничный день, с кого бы «сшибить» полведра. Известно, что особенно сироты, живущие на мирской земле, подвергаются нападкам пьяниц-безобразников; что таким сиротам делать? Плачут,и дают…
В старые времена народ и духом как-то был бодрее, веселее и время умел проводить благообразнее: праздники проходили мирно, весело, без драки, ссор и ругани; молодежь потешалась играми, вела хороводы, а старые собирались у какой-нибудь избы и обсуждали мирские дела, или грамотей какой читал им что-нибудь из «божественного». Утром, еще до восхода солнца, вся деревня бодро принималась за дело, и редко кто думал о том, как бы опохмелиться. На мирских сходках больше слушали стариков, и что те насудят, так тому и быть, хотя и тогда не обходилось без «галдения»: русский человек любит погалдеть…

Перейдем к другой картине, на которую нельзя смотреть, не надрывая сердца – к селению, где имеется кабак, или которое находится в близком от кабака расстоянии. Я подразумеваю здесь те селения, где нет базара. Что же касается базарных сел, то жители оных к кабаку более приноровились, так как эти последние существуют тут столетия; от базара жители селений пользуются большим доходом, так что в крайнем случае домашнее их благосостояние некоторым образом уравновешивается: если пьет муж, то добывает жена, занимаясь печением калачей или чем иным, у другого в собственном доме находится кабак или лавочка. Словом, базар обыкновенно кормит село. Но в таком селе, конечно, и пьяниц большая часть, а хлебопашество находится в весьма незавидном положении, так как «базар» дает жителям более легкий доход, чем земледелие. Естественно, что и нравственное состояние базарного села всегда несравненно ниже тех селений, где нет базара.

Но войдем в простую (небазарную) деревню с кабаком или вблизи оного: плохо покрытые избы с плохими дворами, а часто и вовсе без двора; на улице, особенно в праздничный день, около кабака непременно есть валяющийся до бесчувствия пьяный. Затем брань, шум, ссора, часто драки и всяческие безобразия. Отцы пьянствуют, жены пьянствуют, дети пьянствуют. Разумеется, при таких порядках рождается и непослушание детей родителям, а то сплошь да рядом сын колотит отца, колотит мать, чего прежде и слыхом не слыхать было. Огороды не огорожены, гряды с овощами в плохом состоянии, скота мало, да и тот тощий; во всем хозяйстве видны беспечность, беспорядок. Около деревни много пустырей: поля не все засеяны, да без удобрения и посеянный хлеб плохой. Словом сказать, уже по наружному виду села можно узнать бесшабашность его жителей. Таких деревень ныне большинство, и при существующих порядках они будут еще более умножаться.

Между прочим, в настоящее время ввелся обычай мирского пьянства, причем пропиваются миром, т.е. всею деревней, так называемые «штрафные деньги» и другие деревенские доходы. Один пьяный (Иван, напр.) обругал другого (Карпа); деревня присуждает штраф, потому де Карп мужик хороший; а Карп, оттого что он «хороший мужик», приколотил в свою очередь третьего (Сидора): тоже штраф, и т.д. в этом роде.


Увеличить, кликни на фото

Особенно много бывает выпивки во время сенокоса, когда вся деревня работает вместе. Если нет штрафов налицо, то прибегают к продаже (за вино) разных уголков (клиньев) нескошенной травы то около речки, то где-нибудь в лесу; а сена между тем от продажи «уголков» становится все меньше и меньше. Осенью же мужик, видя, что сена накосил мало и что кормить скот будет нечем, продает корову. Таким образом, кабак постепенно вытягивает крестьянское достояние: меньше скота, меньше удобрения, естественно, что меньше уродится и хлеба. Деревня беднеет; поля истощаются от посева без достаточного удобрения. И если что и добывается от посторонних промыслов, то большею частью и пропивается самым беспутным образом. Возьмем для примера Костромскую губернию, где, положим, около 150 тысяч крестьянских наделов. Если из них половина, то есть 75 тысяч, вследствие пьянства и нерадения снимет хлеба менее 20 пудов с тягла, то составится недобор в полтора миллиона пудов; это с одной губернии. Какое же количество недоберут таким порядком во всей России? Вот вопиющее зло, на которое нужно обратить усиленное внимание, ибо если так дело пойдет дальше, то крестьянам грозит всеобщая нищета. В промышленных губерниях, где есть фабрики и другие промыслы, жители еще кое-как прокормятся, но и этим местностям предстоит со временем незавидная доля…

А какое вредное влияние имеет огульное пьянство на нравственность, сколько худых качеств пребывает в народе? Часто и хороший в сущности человек пропадает от пагубной привычки к вину: денег нет и взять их негде, а желание выпить пересиливает добрые инстинкты. Мало-помалу малодушный человек втягивается в воровство: сначала у своего пьяного товарища вытащит деньги из кармана, а потом пойдет и далее, начнет воровать из крестьянских амбаров и чуланов; другой бросится в конокрадство; наконец дело доходит и до грабежа открытой силой. А там, известно, - по приговору окружного суда преступник попадает в тюрьму или в арестантские роты, где он будет уже иметь случай прослушать самые хитроумные лекции о воровстве, а через год или два, когда минет срок его заточения, он выходит из тюрьмы уже вполне готовым мастером, окончившим полный курс воровских наук…

Нет сомнения, что дела в окружные суды поставляются большей частью кабаками; без них, можно сказать, не было бы и половины преступлений. Мне случалось бывать присяжным заседателем в Кинешемском окружном суде: из 18 дел, разбиравшихся в одну из сессий, более половины были совершены в пьяном виде. И это явление не единичное, а общее по всей России.
Все это результаты той пагубной «свободы», которая дана народу рядом с истинным благодеянием. Без этой «свободы напиваться» сколько бы отцов оставалось при своих семьях, сколько бы не было пролито слез, сколько бы людей не ходило по миру!

Кроме этого, пьянство имеет пагубное влияние на народное здравие. Вопрос о народном здравии есть, как известно, вопрос первостепенной важности. Наши санитарные ведомства везде предписывают чистые, светлые, просторные помещения, улучшение пищи, учреждение больниц, приютов, ночлежных домов. Все это, без сомнения, полезно. Но это лишь одна сторона; главный же очаг болезней опять-таки кабак с его растлевающим влиянием. Не говоря о прямых случаях смерти от чрезмерного употребления водки, сколько случается болезней и, так сказать, «косвенных смертей» от пьянства: болезнь желудка, белая горячка, простуды, отморожения членов, падение с высоты, утопления купающихся, увечья и, наконец, убийства; и все это совершается большею частью в пьяном виде, и всех случаев не перечтешь. Сколько людей умирает раннею смертью, не достигши зрелого возраста? Любопытна была бы статистика смертности от излишнего употребления вина…


Увеличить, кликни на фото

Ни голод, ни мор, ни война не могут сравниться с бедствиями пьянства. Те беды, так сказать, скоропреходящие, а бедствие пьянства продолжается десятки лет; в эти годы постепенно истощаются материальные, и еще хуже – нравственные силы народа; истощается земля, уменьшается скотоводство, отчего понижается и все сельское благосостояние. Таким образом, гибнут мало-помалу и физические, и нравственные силы народа.

Наконец, один из грозных бичей наших – ежегодные пожары, тоже следует приписать большею частью огульному пьянству. Пьяный крестьянин неосторожно идет с огнем по двору, не принимая во внимание, что у него и под ногами солома, и над головой солома. Пьяный, куря табак, небрежно бросает окурки куда попало. В ссоре и драке пьяный скорей решится поджечь из мести. У пьяницы большею частью неисправна печь и т.д. Все эти причины много производят пожаров, и, не ошибаясь, можно сказать, что половина, если не более, пожаров происходит от кабаков: где кабаков менее, так и пожаров значительно менее.

Улучшение нашего крестьянского быта, нашей деревни – один из насущных современных вопросов; он несомненно должен быть поставлен на первом плане: на хлебопашце зиждется крепость и сила России. О предоставлении народа его собственным силам нечего пока и мечтать. Молодой народ еще не успел осмотреться, не сумел привыкнуть к новому складу жизни. А до тех пор ему необходимо честное, добросовестное руководительство на скользком пути дарованной ему свободы… Общий голос давно вопит об уменьшении мест продажи вина, и сам народ сознает, что таким огульным пьянством губятся лучшие его силы. «Вовсе ослаб народ», - есть обычное выражение даже самих пьяниц, искренно желающих уничтожения кабаков. Спросите любого: «Зачем ты пьешь?» - и вам ответит, что, мол, окаянного (то есть кабак) поставили: «И не пил бы; а то деньги как есть, и не пройдешь, чтобы не зайти».

Бедная деревня! Мало кому о тебе заботы! Жители городов, особенно столицы, и все власть имущие не видят ее; не видят они настоящего деревенского безобразия, не видят голодных, нагих детей, битых отцов и матерей, не видят нищеты, покосившихся, догнивающих изб, некрытых дворов, занесенных буграми снега, в которых в ненасытное время еле дышит полуживой скот… Бедная, заброшенная, развращаемая деревня! Даже самая крестьянская поэзия твоя уже отозвалась запахом вина: большая часть нынешних песен сложена о пьянстве, и под звуки гармони пьяная толпа по всей России распевает эти пьяные песни… И горе тому, кому от них соблазн приходит!




Оценка посетителей сайта:  3.00  (проголосовало: 1)


Версия для печати ---> Версия для печати

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

19.04.2009 07:12

1.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

- Ах, ты, сукин сын, сузунский ты мужик!
Ты куда это вдоль улицы бежишь?
- А бегу я для похмелки в кабачок,
Без похмелки жить не может мужичок!

В кабаке столбом веселье и содом.
Разгулялся, расплясался пьяный дом!
У кого бренчат за пазухой гроши,
Эй, пляши, пляши, пляши, пляши, пляши!

В развеселом, в разгуляе кабаке
Мужичок несется в пьяном трепаке.
То подскочит, то согнется в три дуги,
Истоптал свои смазные сапоги!

Ах, он, сукин сын, сузунский ты мужик!
Он на весь кабак орет-кричит!
И руками и плечами шевелит,
А гармонь пилит, пилит, пилит, пилит!

- Ах, ты, сукин сын, сузунский ты мужик!
Ты куда это опять бежишь, бежишь!?
- Заломивши лихо шапку набекрень
Тороплюся я к куме своей в курень!

У кумы в курене печка топится.
Мужичок к куме спешит-торопится!
А кума моя калачики печет
Мужичкам, кто заглянет, то всем дает!

Испечет она калачик горячо
Да уважит мужичка, еще, еще!
Ах, еще, еще, еще, еще, еще!
Ах, еще, еще, еще, еще, еще!

Эх, калачики, мои вы калачи!
Хороша кума у печки, у печи!
Наклонилася кума моя душа,
До чего ж ты люба-мила хороша!

Калачи кума пекла, пекла, пекла!
Мужику попробовать дала, дала, дала!
Ах, дала, дала, дала, дала, дала!
Ах, еще дала, дала, дала, дала!

- Ах, ты, сукин сын, сузунский ты мужик!
Что ж ты голый на земле, подлец, лежишь?
- Полушубок в кабаке я заложил,
Да зато с кумой был весел, не тужил!

Сапоги я, братцы, пропил, прогулял,
Да зато беды-заботушки не знал!
Я, мужик, хоть без сапог, а не дурак
Не забуду путь-дороженьку в кабак!

- Ах, ты, сукин сын, сузунский ты мужик!
Ты куда это опять бежишь, бежишь!?
- А бегу я снова братцы в кабачок,
Без похмелки жить не может мужичок!
----------
Редактировал: cepbiu at 19.04.2009 0056


fomi4

fomi4

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: огород
моя анкета

25.05.2009 05:01

2.
Да...раньше пили не так много.
А с выходом небезизвестного указа от 2 августа 1914 было положено начало борьбы с пьянством.
Правда большевицкая революция перечеркнула все добрые начинания...


Swetlichka

Модератор
Swetlichka

Страна: Германия
Город: Франкфурт
Хобби: воспитание сына
моя анкета

02.12.2010 04:23

3.
Сергей,ты ещё и стихи сочиняешь?
Молодец!


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

02.12.2010 05:19

4.
Оля спасибо!
Но это не мои стихи. Была бы ты чуть помоложе,может бы по радио «Камаринскую» захватила.
Это народная песня!




Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.