Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Краеведение. /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Во имя Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 26.10.2013









Далёкая пора, наша старина. Мхом поросла!
Что было - видели деды. Что будет - увидят внуки.
Вчера - не догонишь, от завтра - не уйдёшь!
Было добро, да уж очень давно...

Скоро мы отпразднуем 250-летие нашего,богатого историей, посёлка. Сузун возник в 1764 году,
согласно Указа государыни Екатерины Алексеевны о постройке медеплавильного
и монетного дворов в системе Колывано-Воскресенских заводов и был заложен
на речке Нижнем Сузуне от Малышевской слободы за 20 верст.Началась по тем
временам грандиозная стройка,на которой было задействовано много умелых и
именитых мастеров развивающегося Сибирского Царства и России и сотни приписных
крестьян Колывано-Воскресенских заводов.Одновременно со строительством завода
велось сооружение жилых домов, улиц, площадей. Здесь до нас дошли сведения
задействованных на этом людей, таких плотничных мастеров как Мартин,Рябинов,
Латников,старост Петра Крупенникова и Фёдора Панфилова, прежде участвовавшие
в строительстве многих плотин и заводов.

Через год,в июне 1765 г. на ещё недостроенном монетном дворе от нечаянного случая вспыхнул пожар.
Огонь уничтожил практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора.

Итак,пришлось всё строить заново,новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер III-го класса В.Фролов.
Он же делает и проект церкви.

Насчёт того,когда церковь была построена,на сегодня есть три версии. В первой трактуется,что храм был уже в 1765 году,вместе с новоотстроенными заводами,
закончен. Вторая версия основывается на справочной книге томской епархии за 1898-99 г.г.,в которой указано: Сузунский приход - церковь деревянная,во имя
Вознесения Господня,построена в 1846 году вместо бывшей ранее 1769 года, за ветхостью уничтоженной.

Третья версия основана на Ведомости о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год.(Ф. Д-89, оп. 1, д. 1, лист 74—75.)
Согласно ведомости церковь построена 1771-го года Генваря 29-го дня коштом казенным,престолов один во имя Вознесения Господня.Зданием деревянная с таковою же
колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же.Утварью достаточна,зданий при сей церкви никаких нет.

Какая из этих версий точная?

Самые ранние данные сообщают нам,что храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста.
Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами.
Церковь была по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла освящена и названа в честь Вознесения Господня.
По неархивным данным,встреченными мною в сети, нововыстроенные плотина,заводы и церковь в 1766 году были освящены архиереем Тобольским и Тарским(?)
с церковными лицами митрополии. Только после долгих розысканий,подтверждения тому я не нашёл и вообще мне предствляется маловероятным,что архиерей с людьми
приехал из Тобола за 1500 километров для освящения маленького деревянного храма в Сузуне.


Это первый проект шатровой сузунской вознесенской церкви.

За время своего существования Сузунская церковь конечно неоднократно перестраивалась. Срок службы дерева недолог. Перестройка храма происходила по многим
причинам - как-то в связи с ветхостью здания, а так же с увеличением числа прихожан.
Если в 1765 году на нижнесузунских заводах кроме офицеров и служащих работают 138 мастеровых, то через год количество рабочих увеличивается больше,чем вдвое.
А ещё через пять лет в Сузуне насчитывалось 1120 душ мужчин и 952 женщины. Кроме них ещё 213 староверов(раскольников).
Теперь вернёмся к годам основания. Предположим 1771-ый - годом основания церкви. Типа заводы - дело временное,ни сегодня-завтра закроются и церковь изначально
в 1764-65 годах не строили.Тогда должна была существовать какая-то временная церковь.Где проходили службы и молебны? В Малышево? Представить, что в 1766 году
300 прихожан,за неимением своей церкви, едут скопом в Малышевскую слободу на богослужения ещё можно. Но в то,что в 1770-м тоже проделывают
уже более двух тысяч человек верится с трудом. Тем более к малышевскому приходу относились и жители деревень Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова,
Зорина, Малышевка и Тараданова.Т.е. приход был бы невероятно переполнен и всем бы мест не хватило.Второго престола в Малышевской слободе не было.

Так или иначе,но в период с 1765 по 1771 г.г. храм начал свои службы.
Следует упомянуть,что верующими в те времена были все жители,за редким исключением ввиду слабоумия,да и те были крещёными.
Деревянный храм при таком всенародном посещении быстро приходил в ветхость и суровый сибирский климат сохранности тоже не способствовал.
Первых сведений об учинении ремонтов,отпуске средств на замену ветхих крыш и венцов мне не попалось. И только за 1810 год встречается
Рапорт о разбитых молнией иконах и церковной утвари в сузунской церкви. (Ф 26 оп.1 дело 1086 )
Диакон Петр Попов сообщает в томскую епархию,что сузунский храм 3 июня 1810 года от молнии загорелся. Также упал нагар со свечей,выгорели две плахи
и пострадала утварь для служб.

Вероятно что,и без того ветхая церковь, после удара молнии была наскоро и неосновательно отремонтирована,поскольку в 1816 году в епархии
обсуждается вопрос о строительстве Малышевской церкви и Сузунской каменной (Фонд 26 опись 1 дело 1058) Причина - всё таже ветхость и теснота при
службах. Но вопрос строительства,ввиду нехватки средств у государства и епархий из-за опустошительной войны с Наполеоном,отодвинулся на неопределённое
время. Вместо нового храма с завидным постоянством и малыми средствами латался старый.

Клировые ведомости 1829.

Из 536 населенных пунктов, относившихся в 1829 г. к приходам Барнаульского духовного правления Сузунский завод по данным клировых ведомостей был третьим
по численности населенным пунктом с 3409 жителями.Поселок Павловского завода имел только 1990.
Паству сузунского заводского прихода в 1829 г. на 77,2%(2632 чел.) составляли мастеровые,0,8% уклонившихся в раскол (49 человек),
2,1% купцов и мещан,остальные прихожане - заводские приписные и казённые крестьяне,военные. Доля женщин превышает долю мужчин более чем на 1%.

Позже мне встречается ещё один рапорт за 16 марта 1844 г. от того же Петра Попова и с теми же проблемами - ветхость строения:

В сузунской вознесенской церкви деревянная крыша пришла в ветхость,так что опасно ходить.
Необходимо поправить и подвести под оную церковь каменный фундамент.

В августе того же года Попов в напоминание посылает повторный рапорт о том же.
Прошение о помощи получает и управляющий сузунскими заводом и монетным двором Василий Тистров.

Второй проект.

Через два года эта проблема всё-таки разрешилась. В 1846 году Барнаульское духовное правление расширилось по количеству подотчетных
ему церквей (с 16 до 25) и прирасло новыми приходами - Риддерским, Зыряновским и др.
Было построено 9 новых церквей! В таком большом и масштабном божеугодном деле были выделены средства и в Сузунский Вознесенский приход
на строительство здания новой церкви на фундаменте.
Новый храм выстроили по-прежнему деревянным,вероятно стены из кирпича или камня по каким-то веским причинам отпали,но к радости
служителей и прихожан - новый!
В этот же год,ещё во время строительства церкви,радость сузунцев сильно омрачило другое бедствие. В большом пожаре сгорел монетный двор Завод-Сузуна.
Сотни мастеровых,занимавшихся деньгоделанием,были перераспределены к плавильным печам и на работы,связанные с производством меди.И их
исповеди стали более печальными...

Сузунские старожилы говорили,что в послевоенные годы торчащие остатки церковного фундамента можно было ещё увидеть.Сегодня это место найдёт
только-что знающий - на практически ровную поверхность земли выходят остатки извесняка.Кому невдомёк - просто пройдёт мимо.

Всем без сомнений понятно,что каменные здания стоят веками и требуют меньше вложений на ремонт. Поэтому вопрос о постройке каменной церкви
в Сузуне всё же был уже давно выстраданным. Так, через сорок лет, в 1886 году в Томске опять начинается обсуждаться строительство каменной церкви
в селе Сузунском. Инженером Бехтером был разработан новый третий проект красивой вознесенской церкви, не очень сильно отличавшейся от первоначального
своего вида 1765 года. 28 августа 1886 года этот проект был одобрен томской губернской строительной комиссией и заверен исполняющим должность
губернатора Н.Петуховым и губернским архитектором А.Клобуковым.

Но и этому проекту что-то помешало осуществиться. Поскольку все просмотренные мною ревизии и списки населённых мест Томской губернии вплоть до 1914 года
фиксируют в своих данных деревянную однопрестольную церковь. Так сошлись звёзды,что каменный храм Сузуну не светил!
Первая советская перепись 1926 года церковь в Сузуне уже вообще не упоминает. Очень сомнительно,что за три года с 1914-го и до революции её могли построить,
ну а уж после революции однозначно нет.

На этом фрагменте снимка «Провожают на войну» мы видим по всей вероятности второй проект храма,построенный в 1846 году.
Потому-как и от первого деревянного и от третьего каменного, постройка отличается более низкой,чем храм колокольней. А на чертежах она везде выше.


Данные из журнала «Живоносный источник» № 1 за 2010 год с некоторыми моими дополнениями.


Приход храма состоял из жителей посёлка. По указанию Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества
прихожан в так называемых метрических книгах и исповедных росписях. Известно, что в 1911 г. сузунский приход (благочиние 43 округа)
состоял из 3797 человек, в 1914 г. — 3918 человек, а в 1920-е годы в связи с революцией и закрытием завода количество прихожан сократилось
до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов, храм отличался довольно богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось.
Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского
в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым.

После издания советским правительством в 1918 году Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви началось разграбление,
закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже,
их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто ещё более жестоко, чем в европейской России.

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещён колокольный звон. Колокола снимали с церквей
и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в сузунскую пожарную часть и попал один из колоколов Вознесенской церкви,который по-видимому
использовали для оповещения о пожарах (ныне он хранится в районном краеведческом музее)

Последнее богослужение было отслужено в апреле 1937 года.
Постановлением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты.
Церковное здание было передано в ведение райкома профсоюза работников лесной промышленности.

После войны церковь разобрали и на месте храма из церковных бревен построили дом(клуб) лесозаготовителей и летнюю танцплощадку.
Клуб в последствии в 1954 г.сгорел. Однако был снова отстроен и назван кинотеатром «Родина». К концу 80-х и «Родина» пришла в полную негодность,
чуть позже клуб разобрали и историческое место в центре посёлка оказалось пустым.

Четвёртый проект.

Сузунский приход был восстановлен в 1990 г.
В 1997 году на историческом месте было начато строительство нового храма.
В октябре 2002 года завершились работы по отделке и покраске наружных стен, благоустройству территории.
16 мая 2012 года Преосвященнейший Лука, Епископ Искитимский и Черепановский, в сослужении протоиерея Александра Реморова, помощника
Управляющего Новосибирской Епархии и клириков Искитимской Епархии, совершил чин освящения храма в честь Вознесения Господня.
Первое богослужение в новом храме служилось в Великий Четверг на Страстной седмице 2002 года.
В 2006 году на колокольню был поднят освященный колокол, а также водружён крест.



Крещение. 11 августа 2013.


Вид с колокольни.


Установленные служители Вознесенской церкви до ее закрытия в 1937 году

Священники: Василий Михневский (ок. 1802 г.) Стефан Рыбнин (с 1803 г.), Алексей Капустин, Иаков Патрушев, Иоанн Седачёв,
Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь—март 1894 г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (1897— 1901 гг., затем переведён
в Никольскую церковь с. Маслянинского), Василий Дуплев (1901— 1919 гг.), Василий Коронатов (1920—1923 гг.), Сергий Лаврентьев (1923—1929 гг.),
протоиерей Николай Яновский (1929—1930 гг.), Максим Горчаков (1930—1931 гг.).
В 1935 г. в Сузунскую церковь был назначен протоиерей Василий Вятчинин, возможно он был последним настоятелем.
Имена других священников 1920—1930-х годов установить не удалось, поскольку многие документы были утрачены.

Сегодняшние настоятели.

Настоятелем прихода с 2002 по 2005 годы являлся священник Владимир Стеблев. В 2005 году настоятелем прихода назначен протоиерей Игорь Меняйлов.
После него иерей Николай Крукович. С 2012 года настоятелем храма является иерей Андрей Басов. Вероятно ещё в этом 2013 году его переведут в г.Барнаул.
Вопрос назначения нового настоятеля сузунской вознесенской церкви остаётся ещё открытым.


Автор Сергей Калякин.
Использованы:
Клировые ведомости 1829 г.
Справочная книга Томской епархии за 1898-99 г.г.
Ведомость о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год.
Список населённых мест Томской губернии 1911 г.
Справочная книга по Томской епархии за 1914 год.
«Живоносный источник» № 1 за 2010 г.
Отдельное спасибо Раисе Борисовне Шкурпет(г.Бердск) за предоставленные архивные копии.






Оценка посетителей сайта:  10.00  (проголосовало: 1)


Версия для печати ---> Версия для печати

Страницы комментариев: 0 | 1 | 2
Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

26.10.2013 11:36

1.
@cepbiu
Сегодня этого места уже не найти...


Остатки фундамента видны до сих пор! По ним местоположение церкви можно определить точно.Из разговора с Андреем Басовым я узнал о планах церкви поставить на этом месте часовню.
Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

----------
Редактировал: cepbiu at 27.10.2013 13:59:18


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

26.10.2013 22:46

2.
Что-то я этот снимок пропустил.Пардон!
Ну, наверное незнающий это место за фундамент точно не примет.
Это камень или кирпич? Я почему-то предвзято ожидал красный кирпич увидеть.
А как ты говоришь можно определить местоположения? Направление стен тоже?



cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

26.10.2013 22:47

3.
Валентин,а Андрей ещё службы проводит или уже в Барнауле?
Я с ним в августе разговаривал и он мне сказал,что его переводят.


cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

26.10.2013 22:54

4.
Предлагаю пообсуждать вот эти два фото.

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Вид церкви до революции 1909

Только зарегистрированные пользователи могут видеть фото.

Пионеры 30-х у сузунского храма. Крестов уже нет.

Вот если всмотреться в церковь,то очень уж хочется сказать,что она каменная!
Но колокольня по-любому ниже самого храма.

Я рассматривал фото с пионерами и у меня на этот случай даже предположение возникло.
Там есть одна малозаметная,но очень интересная деталь,которая на это наталкивает.


Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

27.10.2013 00:23

5.
Второе фото,судя по некоторым деталям,сделано со стороны Центральной улицы.Первый раз его вижу,откуда взял? Здание разобрали в 39г,здесь оно ещё в неплохом состоянии.Деталь-карниз на стене,нет?
По направлению стен там всё просто.Вход с запада(от копанца),на фото с этим понятно.По фундаменту-это остатки известкового раствора от стен или фундамента.Раскопки там пока не планируются,хотя церковь вроде не против
----------
Редактировал: valentin at 26.10.2013 17:29:27




vlana

Страна: Латвия
Город: Рига
моя анкета

27.10.2013 02:03

6.
Спасибо,Серёжа!Вот интересно - а не сохранились,наверное,метрические книги и есть ли возможность узнать кто был старостой и кто пел на клиросе в последние годы перед закрытием.

cepbiu

Администратор
cepbiu

Город: Сузун навсегда
Хобби: фотография, нумизматика (сов.период + сузунская медь+ третий рейх), рыбная ловля (хищники)
моя анкета

27.10.2013 06:16

7.
@Valentin
Первый раз его вижу,откуда взял?

Как ни странно,но не оттуда,откуда хотелось,не из музея.
Однако музей наверное имеет ещё в своих фондах вещи,про которые сам не в курсе. В смысле в списке фондов они есть,но чего там такое...
Линк на страницу (откроется в новом окне)



Valentin

Администратор
Valentin

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: Музыка, рыбалка, техника.
моя анкета

27.10.2013 14:27

8.
Очень интересный материал,спасибо!

Рассматривая фото плотины по ссылочке обнаружил любопытный момент,который виден только при большом размере:на переднем плане,перед лотком, сидят трое детей.)
----------
Редактировал: valentin at 27.10.2013 09:01:35


kolibri

Модератор
kolibri

Страна: Россия
Город: Сузун
Хобби: нумизматика, поиск старины.
моя анкета

27.10.2013 14:41

9.
Очень интересное второе фото, внимательно поразглядывал и сложилось впечатление что это митинг по поводу сноса церкви, т.к. видно противостояние, слева антихристы-пионеры в боевом построении салютующие какой то партийной шишке. Справа кучкой стоят прихожане верующие , головы в платочках над которыми развивается знаме с ликом святого используемое при крестном ходе. Кто как думает?



zemlyanitskaya

zemlyanitskaya

Страна: Россия
Город: пгт. Сузун
Хобби: Сибирская кухня, русский язык
моя анкета

27.10.2013 16:39

10.
Спасибо! Старые фотографии всегда привлекают. И все, что вы говорите, тоже.

Страницы комментариев: 0 | 1 | 2

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142019 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.