Автор/Редактор: cepbiu
Опубликовано: 06.01.2013
На странице: www.susun.ru
Спасибо, Сергей, за очень интересный материал!

Розыскания о сузунском мёде.



Ремёсла и занятия сибирского крестьянства.
История возникновения сибирского пчеловодства, торговля мёдом и воском.
Пчеловодство в Сузунской волости.

Многие исследователи категорически отрицают возможность существования медоносных пчел в Сибири и на Алтае до XVIII в.

Однако дикая медоносная пчела была знакома аборигенам Сибири и Алтая еще в доисторические времена. Археологами обнаружены рисунки пчел среди
наскальных изображений в окрестностях Телецкого озера.

B.В. Яхонтов в статье «Прошлое пчеловодства Горного Алтая» («Пчеловодное дело». 1924, N 1) пишет:
«Азия узнала пчелу уже в глубокой древности, уже несколько веков назад алтайцы отыскивали диких пчел, убивали их и отбирали у них весь мед и воск.
Приручить же пчелу, сделать ее домашним животным дикий Алтай так и не догадался...»

Русские же пионеры, выселенные на юг Томской губернии , в продолжение многих десятков лет своего пребывания на новых местах о существовании
сибирских пчел не знали. Наверняка охотники за мёдом в лесных деревьях были и среди первых русских в Сибири, но в архивах не отмечены. Но есть байка о том, как
«один крестьянин опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло».

Исследователи Сибири и Алтая отмечают, что до 80-х гг. XVIII в. здесь своего пчеловодства не было и мед привозился из Европейской России. Начало пчеловодства
в Сибири год в год точно обозначить трудно, поскольку имеющиеся источники и записи несколько разнятся, однако эта временная разница не такая уж и большая и
составляет всего два десятилетия.


По словам П.Небольсина («Заметки на пути из Петербурга в Барнаул» 1849 г.) первый и притом неудачный опыт пчеловодства в Сибири был сделан в 1776-77 г.г.
в Устькаменогорской крепости. Весной 1776 г. главный доктор сибирских войск Беренс осматривал военные лазареты частей, квартировавших от Усть-Каменогорской крепости
вдоль Алтайской горной линии. В поездке он обратил внимание на горную местность, изрезанную долинами, с богатой полевой и кустарниковой растительностью. В беседах с
переселенцами Беренс выяснил, что они хотели бы, как и в Польше, заняться пчеловодством, чему, по их мнению, способствовали и местный климат, и разнообразие цветущих
растений. Вернувшись в крепость, доктор доложил о пожелании крестьян командиру алтайской бригады А. Скалою. Тот приказал казакам-башкирам, служившим на Сибирской линии,
доставить пчел из Башкирии. Зимой 1776/77 г. 30 колод с пчелами были привезены усть-каменогорскому коменданту, который раздал их жителям сел Бобровское и Секисовское для
содержания. Семьи пчел дали по два-три роя, но во время зимовки они погибли в основном из-за недостатка кормов. Излишнее изымание меда из колод осенью произошло потому,
что пчелы находились в ведении коменданта, были казёнными, а не в собственности переселенцев.

По финансисту и экономисту, члену-корреспонденту Императорской Академии наук, исследовавшему экономическое, географическое и социальное положение Сибири Ю.А.Гагемейстеру
(т.1 Статистическое обозрение Сибири.1854) начало пчеловодства относится к 1786 году, когда командир Иркутского драгунского полка Н.Ф.Аршеневский выписал из своего имения
в Оренбурге 7 ульев и опытного пчеловода из башкир. Которые в марте были доставлены.
Ульи были выставлены в 27 верстах от Устькаменогорска, близ д. Бобровки, в которой жили староверы, переселённые из Польши и имевшие опыт пчелоразведения. Пчелы быстро
размножились, так что через два года Н.Аршеневский мог раздать 10 крестьянам уже по нескольку ульев с платою по 15 руб. за улей. Крестьяне эти, переселенные из разных мест
России и царства Польского, знакомые с пчеловодством по прежним местам жительства, успели вскоре умножить свои пасеки до того, что стали продавать пчел жителям от 30 до 50 р.
за улей.

По С.В.Максимову же («Сибирь и каторга» т. III) начало пчеловодства в Сибири относится к 1790 г., когда начальник Алтайских заводов(?) полковник Аршеневский выписал из России
два улья в свой полковой штаб и с его легкой руки пчелы были воспитаны около Семипалатинска, в Устькаменогорском и Бухтарминском краях —при содействии поляков и литовцев,
поселенных деревнями или определенных в казачьи войска.

Этот же опыт Аршеневского историк, этнограф и литератор XIX века Павел Иванович Небольсин относит к 1793 г.

Как бы то ни было, а становится ясно, что пчеловодство в Сибири и на Алтае начало развиваться однозначно из деревень Бобровской, Секисовской и Выдринской при устькаменогорской
крепости, а полковник Н.Ф.Аршеневский стал основателем пчеловодства в Западной Сибири.

Историк С.С. Лукичев отмечал, что «пчеловодство стало быстро распространяться по всей территории Алтая, а затем и за его пределами. В начале XIX века пасеки существовали уже
в окрестностях г. Томска»

А. Покорский-Жоравко в своей статье «Опыт исторического обзора развития пчеловодства в России» указывает:

«в 1792 г. учрежден обширный пчельник в Томской губернии. Пчельник этот был завезен полковником Аршеневским. Мед его по превосходному качеству своему соперничествовал
на Ирбитской ярмарке с медом башкиров, киргизов и черемисов»



По мнению А.А. Малых, крестьянская пасека первой половины XIX в. в томском округе представляла скромное заведение.
«В удобной местности (травы, вода), вокруг омшаника (погреба для зимнего сохранения пчел), стоймя и лежа, располагались деревянные колодки, тогдашний эквивалент
культурного улья, - долбленные отрубки от ствола дерева. Весь уход ограничивался тем, чтобы во время роения поймать новый рой и приучить его к заготовленной колодке».

В 1800 г. томские мещане Василий Петров, Степан Дулетов, Дмитрий Ложников и Андрей Антипин получили пчел из окрестностей Усть-Каменогорска.
Позже за развитие небывалого в этих краях промысла император Павел I наградил всех четверых серебряными медалями, и императорским указом разрешил «предоставление
найденной способной к пчеловодству подле Томска земли в пользу тех, кто в том упражняться пожелает». В 1828 году в Тобольской и Томской губернии начали
раздавать казенные земли под пасеки для распространения пчеловодства.
Однако уже в 1844 году вследствии злоупотребления и обнаружившегося отвода обширных участков для ничтожно малого числа ульев, она была прекращена.


Вместе с тем важно отметить, что далеко не все крестьяне имели возможность завести пасеку, так как она дорого стоила. Всё тот же Гагемейстер писал, что для этого
необходимо было 10-15 руб. серебром. К тому же крестьяне были народом тёмным, суеверным и зачастую завистливым. Мне очень врезались в память записи, про эпизоотию
чумы у скота в Алтайском округе. Там в 1884 году от болезни пало больше половины всего крестьянского скота и были случаи, когда крестьяне у которых скот пал целиком,
скрытно забрасывали заражённым навозом и кусками подстилки загоны своих соседей по селу, т.о. разносили чуму на ещё здоровых животных и потом тихо умилялись,
что «божья кара» не им одним послана.
Такая же зависть сподвигала многих пакостить тем своим сельчанам, у кого дела идут хорошо. Архивы сохранили много записей о воровстве и вандализме на пасеках.
Вот одна из них:
2 сентября 1829 г. у крестьянина Максима Комлева было разбито «в пасеке 24 колодки со пчелами и медом ценою каждая колодка по 15 рублей всего на 360 рублей».

Но, несмотря на высокую стоимость пчелиных семей и погромы на пасеках, пчеловодство всё-таки успешно развивалось и в 1834 году в одном селе Смоленском Бийского округа в предгорьях Алтая
у крестьян насчитывалось уже 13785 колодочных ульев. Это была самая высокая цифра пчелосемей, пик развития, поскольку в следующие годы она начала падать.
По сведениям Горного правления в 40-м году всех ульев на Алтае насчиталось более 90 тыссяч.

Выгоды крестьянского пчеловодства зависели, прежде всего, от его доходности, которая определялась достаточно высокими ценами на пчеловодческую продукцию.
Так, например, в 1843 г. пуд меда в Смоленской волости стоил от 4 руб. до 4 руб. 57 коп., в 1844 г. - от 3 руб. до 3 руб. 50 коп.
Дойная корова к примеру в эти годы стоила от 10 до 20 рублей, а так необходимый к мёду самовар 7 руб.50 коп.
Высокие цены на мёд во многом объяснялись дороговизной сахара. Цена за пуд сахара в этой волости колебалась в 1833 г. - от 64 до 72 руб., в 1840 г. - от 20 до 25 руб.,
в 1842 г. - от 17 до 20 руб.

Пчеловодство было хорошим подспорьем для крестьян, оно приносило доход, который шёл для уплаты земских повинностей и на хозяйственные нужды.
Промысел целиком зависел «от колебания климатических условий», подкормливания сахаром из-за его дороговизны в те годы никто не предпринимал, а пчелиные болезни лечить было нечем.
Не последнюю роль играл и менталитет коренного сибиряка, по запискам современников сибирские крестьяне разводили живность количественно, а не качественно. Скот зимой практически
повсеместно находился под открытым небом и до толстых снегов искал себе пропитание на полях сам. Такую же тенденцию имело и пчеловодство. Качественную сторону в этом деле сибиряки
переняли намного позднее от переселенцев из центральных областей России.

Из отчётности по пчеловодству в Томской губернии за 1890 год.


В настоящее время пчеловодство на Алтае составляет одно из главных занятий жителей, которым оно доставляет значительный доход вместе с земледелием и скотоводством.
О развитии пчеловодства за последнее время лучше всего проследить по следующей таблице, составленной из ежегодных губернаторских обзоров о числе ульев по каждому округу:


Из этой таблички мы видим, что больше всего пчеловодство развилось в Кузнецком округе, где в среднем на каждый двор в 1887 г. приходилось по 5,5 улья.
Здесь шестая часть всего населения (3025 семей) занимается пчеловодством
Относительно 5 волостей Томского округа имеются лишь сведения за 2 года.
Так там в 1882 г. было 27413 ульев, а в 1887 г. уже 42169 ульев, из чего получается по 4 улья на двор в последнем годе.

В Барнаульском округе пчеловодство начинает только развиваться и в 1882 г. на двор имеется всего по 0,65 улья.
Алтайский округ т.о. по пчеловодству стоит неизмеримо выше других мест губернии и имеет почти 7/8 всех ульев губернии.

В Бийском округе всех пчеловодов в 1887 году было 6966.

В алтайских волостях Томскаго округа на 10370 дворовъ пчеловодов приходилось 1167 или девятая часть, и наконец,
в Барнаульском на 52251 дворов считалось пчеловодовъ 2058 человек.

Рассматривая табличку о числе ульев, мы замечаем небольшие колебания, независящие от общехозяйственных условий. Здесь главная причина — климатические условия
в зависимости от которых всецело находится этот промысел.

В губернаторском обзоре за 1882 год сам губернатор генерал-майор корпуса горных инженеров А.Д.Озерский высказывает мысль об устройстве образцовой пасеки и посылке
молодых грамотных крестьян в школу пчеловодства в европейскую России. Но эта мысль так и осталась лишь одним губернаторским пожеланием...


Об улучшениях в пчеловодстве на 1890-ый год.

Из улучшений следует отметить распространение рамочных ульев системы Губера, которые впервые появились с 1866 г. в г.Кузнецке.
Кроме того, известно о применении таких ульев на пасеках Маткевича около д. Черги Бийского округа. А также на пасеке горного чиновника Васильева в Барнаульском окр.,
которая впрочем уже несколько лет как не существует.
Улучшения заводились и на громадной пасеке около г. Барнаула у купца Сухарева.

Крестьяне же пчеловодством занимаются так же, как и 100 лет тому назад. Ульи делаются выдолбные из сосновых или тополевых пней аршина в 1,5—2 длиной.
В лесах Кузнецкаго и Бийскаго округов всё ещё делают барти и занимаются ботничеством.

О посевах медоносныхъ травъ ничего не слышно; липа же в незначительномъ количестве находится только в лесах Кузнецкаго округа.

В Томском округе за эти годы пчеловодство сделало значительный шаг; оно почти вдвое увеличилось в Тутальской и Чаусской волостях.
Больше чем удвоилось число ульев (с 4554 до 9218) в Ояшипской.

В Барнаульском округе пчеловодство начало развиваться по-видимому позднее, чем в восточной части Алтайскаго округа и до сих пор
в следующих волостях пчеловодства нет совсем:

Бурлинской,
Карасукской,
Касмалинской,
Лялинской,
Сузунской,
Нижне-Кулундинской.

В 1882 г. совсем не было пчеловодства так же в Павловской, Кулундинской и Ордынской волостях, а в 1887 г. здесь уже считалось 60 ульев в первой,
120 - во второй и до 300 в третьей. В значительной степени пчеловодство возросло с 1882 г. в Тальменской с 800 до 1582 ульев, в Чумышской с 600 до 4204,
в Малышевской волости с 480 до 1382.

Мёд и воск сбываются на местных ярмарках. Более же всего скупаются на месте торговцами, отправляющими мед в Иркутск; часть его идет в Томск;
воск большею частью переделывается на свечи и отправляется на Ирбитскую ярмарку.

Пчеловодство вызвало особую промышленность по обработке воска — воско-бойную и свечно-восковую, которая, начав своё первоначальное развитие с промыслов по селам,
перешла потом в города Алтайскаго округа.

Колебание цен на мед и воск зависит от его сбора. В неблагоприятный для пчеловодства 1881 г. мед с 5 р. поднялся до 8 р. за пуд.
В 1882-м благоприятном для пчеловодства году цены стояли на мёд от 5 руб./пуд., а воск от 17 руб/пуд.
В 1887 г. в Кузнецком округе мед продавался по 4 р. 4 к. за пуд, в Томском 4 руб. 52 к. и в Барнаульском и Бийском по 5 руб. 19 к. и 5 р. 30 к.

Пчеловодство в Сузунском районе, в тех границах в каких он существует сегодня,предпринималось и в бытность медеплавильного завода.
Так в тексте отчёта за 1890 год упоминается Малышевская волость, в которой в 1882 году насчитывалось 1382 улья. Малышевская волость принадлежала в те годы
к Барнаульскому уезду и волостное правление находилось всё ещё в селе Малышевском.К волости принадлежали наши самые старые селения - д.Инская, д.Другова(Кротово),
с.Меретское, д.Городищенская, д.Большесузунская (Верхний Сузун), д.Нижнесузунская(Малый Сузун), с.Малышевское при р.Каменке, д.Тараданова,
д.Поротникова(Чируха), д.Каргаполова(Калинка), д.Зорина, д.Малышева при Оби, д.Духова, две деревни Аллакские и д.Бобровская(Мыльникова).

Правобережье Оби заселялось русскими переселенцами в первую очередь и крестьяне малышевской слободы (позже волости) были сразу приписаны
к построенному нижнесузунскому заводу.Отработкой при обязательном труде у них было и доставка медной руды на завод.Наверняка возя руду из далёкого змеиногорского
рудника они привезли и первых пчёл на богатые разноцветьем приобские луга.
Сузунская же волость ограничивалась лесным массивом и найти сколь-нибудь подходящие места для перспективной пасеки было очень трудно,невыгодно и даже опасно из-за
частых пожаров.

О пасеке в селе Мыльниково (Бобровка) писал и управляющий сузунским заводом А.Черкасов.
Запись в его книге не имеет датировки,но по годам его правления можно обозначить время.
1871 - 1883 г.г.

Для тетеревинных охот я познакомился с крестьянином Павлом Архиповым из деревни Мыльниковой, которая находится от Сузуна в 18 верстах.
Этот простой и добродушный человек среднего роста и самой обыкновенной русской наружности был самым страстным охотником, держал у себя
хороших лаек и считался в деревне первым ружейником. ...как человек, был хороших честных правил; водки пил мало и обладал
замечательной памятью, сметливостью, наблюдательностью и простым русским здравым смыслом. Все это постоянно отражалось в его умных серых
глазах, в его практичных приемах на всякое дело и основательно умном суждении в пределах его знаний и понимании окружающей его жизни.
Жаль только одно — он был безграмотен. Жил он хоть и не богато, но и не бедно, имел весь крестьянский обиход, сеял разного рода хлеб,
держал свою мельницу и небольшую пасеку.

Официальные архивные записи появляются и позже в 1926 году, в Списке населённых мест Сибирского края. Согласно
этому списку в Битковском районе Каменского округа на речке Каракан недалеко от деревни Рождественское зарегистрировано односелье, основанное в 1920 году
украинским переселенцем Ляхом. Лях получил земельный участок, где расставил привезённые колоды. С пасекой управлялся своей семьёй в семь душ.

Сегодня Алтайский край и Сибирь - одни из наиболее развитых пчеловодных районов нашей Родины. Развитие транспорта значительно облегчило перевозку пасек
из одного оскудевшего места в более богатое травами. Потому и в Сузуне,несмотря на его не очень благоприятное положение в бору,пчеловодов немало. Сузунцы
самыми крепкими называют Александра Калугина и Андрея Бастрыкина.


Интересно,что само пчеловодство,словно наркотик, имеет свойство захватывать человека целиком. Если он натуралист по призванию,то дело побуждает его к изучению
связанных с пчёлами наук,чтобы полнее постигнуть великие тайны жужжащего домика.

А для тех, кто научился понимать язык пчёл, есть даже два праздника в году! День пчелы на 5 июля и день пчеловода 10-го августа, ну и медовый спас не забывайте...

Исследовал различные источники и находил сузунские крупинки в документах Сергей Калякин.
Результатом и явилась сия статья. :)



Использовано:

* Алтай.Историко-статистический сборник. 1890 г.(основной источник)
* Щеглов И.В «Хронологический перечень»
* Лукичев С.С. «Пчеловодство в Алтайском горном округе в первой половине XIX в.»
* Малых А.А. «Из истории пчеловодства государственных крестьян Томской губернии» (конец XVIII - первая половина XIX вв.)
* Гагемейстер Ю.А. «Статистическое обозрение Сибири, составленное по высочайшему Его Императорского Величества повелению.»
* Есаул 8-го сибирского казачьего полка Иванов «О пчеловодстве и других промыслах в округе Усть-Каменогорской крепости»
* О.С. Опекун «Пчеловодство крестьян Смоленской волости Бийского округа в первой половине XIX в.»
* Список населённых мест Сибирского края. 1928.


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

URL документа: http://www.susun.ru/o_susune_i_susunzah/rozyskanija_o_suzunskom_pchelovodstve
Рейтинги:
Rambler's Top100 Rambler's Top100 .::РЫБАЦКИЙ  Top 100 ::. Top100 Rusfishing.ru
eXTReMe Tracker