Автор/Редактор: cepbiu
Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер. Сначала их называли «фряжскими» , затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками» . Собака лает, ветер носит.
Опубликовано: 02.01.2014
На странице: www.susun.ru
Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.
Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками.
Слово «лубок» появилось только в XIX веке и произошло оно от слова «луб» . Так назывался слой древесины, из которого плели корзины и короба. С такими лубяными корзинами и ходили по ярмаркам торговцы, продавая весёлые картинки. А, возможно, происходит от названия площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями.
Холуй трясется. Раб хохочет.
Палач свою секиру точит.
Тиран кромсает каплуна.
Сверкает зимняя луна.
Се вид Отечества, гравюра.
На лежаке - Солдат и Дура.
Старуха чешет мертвый бок.
Се вид Отечества, лубок.
Борис у Глеба в морду просит.
Кружатся пары на балу.
В прихожей - куча на полу.
Луна сверкает, зренье муча.
Под ней, как мозг отдельный,- туча.
Пускай Художник, паразит,
Другой пейзаж изобразит.
![]()
Лубок — это не просто графический жанр, вокруг себя он создал целую культуру, в которую вошли и балаган — ярмарочные театрализованные Процесс продажи лубочных книг торговец — коробейник превращал в настоящий ярмарочный спектакль с присущим ему балагурством: «Великое божие наказание! Как брат с сестрой обвенчались, как сын у отца оторвал оба яйца, листок, свисток, кресток, книжка. Манишка, и от бабы самоварная шишка, да полфунта жареной колбасы. И все за двадцать копеек!». В лице коробейника балаганная праздничность уже непосредственно врывалась в череду повседневных будней, прерывая их монотонность духом ![]() Райская птица Алконост. Вторая половина 19 века. Неизвестный художник «Птица зовомая Алконост святаго и блаженнаго рая». «Есть же о птице сей сказание сицево». «Сия птица райской Алконост близь рая пребывает, некогда и на Ефрате реке бывает,егда же внекий глас испущает,тогда и самой себе не ощущает, а кто... им радость возвещает. И многая благая"..» К традиционному изображению самого Алконоста добавлены некоторые элементы рассказа о человеке, умирающем от пения птицы. ![]() ![]() Запрещённый и крамольный в своё время лубок. Изображение трех нечистых духов, исходящих «яко жабы во всю вселенную», из уст «зверя» - Антихриста в облике Петра I, Сатаны - «змия» и лжепророка в облике патриарха Никона. Конец XIX в. ![]()
До недавнего времени о рисованном лубке в литературе не было почти никаких упоминаний. Поэтому знакомство с ним не может не представлять интереса ![]() Иллюстрация к притче о краже репы. 1905 Художник С. Каликина Картинка иллюстрирует притчу из «Великого зерцала» (гл. 244), встречающуюся также в сборниках «Мирозрительное зерцало» (гл. 138). В притче рассказывается о том, как к старцу пришел крестьянин с намерением украсть у него репу, а огород старца сторожил бес, «связанный молитвою». Черт предупреждал крестьянина, чтобы тот репу не рвал, но крестьянин не послушался. Старец, позванный бесом, стал уличать крестьянина в краже, но человек постарался свалить всю вину на беса, заявив, что «бес научи мя сие сотворити». Бес тут же доказал свою невиновность, и человеку пришлось признаться в злом умысле. ![]()
![]() Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник «Тяжко есть иго на сынех Адамлих». Середина XIX в. Неизвестный художник Притча разрабатывает ту же тему, что и «Семь смертных грехов» — тему борьбы пороков и добродетелей, борьбы добра и зла. На картинке изображен человек, согнувшийся под тяжестью сферы, которую он несет на своих плечах. Внутри сферы показано сражение ангелов и чертей, пороков и добродетелей. ![]() ![]() Таблица исчисления праздников, дней, часов, фаз луны и т.д. Середина 19 века На таблице помимо «неисходимой пасхалии по ключевым словам»,«ключа пасхального» и др.исчислений изображен «чертог прилежного учения», к которому ведут ступени с названиями — любовь, надежда, труд, желание и т.д. ![]() ![]() Под картинкой стихи в 8 строк: «Взирай с прилежанием, тленный человече, како век твой преходит и смерть недалече. Готовися на всяк... многий ревности сердечно умилися». Иллюстрация к стихам Яворского «Взирай с прилежанием, тленный человече» Середина 19 века. Неизвестный художник Стефан Яворский (1658—1722) — видный церковный деятель, полемист, автор проповедей и панегириков. Картинка является иллюстрацией к стихотворению,главная мысль которого в необходимости помнить о кратковременности жизни и стараться жить,избегая суеты.Здесь изображен человек у стола, на котором лежат песочные часы (быстротечность времени), книга и чернильница с гусиным пером (мудрость жизни). На столе — мешок с деньгами,корона и цветок. Они, вероятно, символизируют ту суетность и мирские радости, которых человеку следует избегать. ![]() ![]() Пять патриархов русской церкви. Вторая половина 19 века. Неизвестный художник Первые пять русских патриархов — Иов,Гермоген,Филарет,Иоасаф,Иосиф — представлены стоящими в арках, в полном облачении, с евангелиями в руках. Чернила, акварель. 50,3x76,5 ![]() ![]() Стих порицающий пьянство. Конец XIX — начало XX в. Художник П.Петухов Чернила, темпера. 40x30 «Стих о пьянице. Глас 6». Текст в 23 строки на крюковых нотах: «Рече Господь к пьянице, о злый человече пияный смрадный и окаля... во веки, аминь». Нотация знаменная, с пометами. В правом нижнем углу подпись мастера: «Писал П.Петухов». В тексте стиха религиозная тематика переплетается с суждениями о добре и зле, о нравственном поведении и активно осуждается пьянство. «Стих о пьянице» представляет собой редкий и нетрадиционный образец духовного стиха, не вошедший в известные фольклорные сборники. ![]() ![]() Изображение Куликовской битвы. Вторая половина 1890-х гг. Художник И. Г. Блинов. ![]() ![]() «Ополчение и поход великаго князя Димитрия Иоанновича самодержца всероссиискаго противу злочестиваго и безбожнаго царя татарскаго Мамая, его же Божиею помощию до конца победи». Литература: Куликовская битва, ил. на вклейке между с. 128—129; Памятники куликовского цикла, ил. 44 Куликовская битва 1380 г. — одно из немногих событий истории России, запечатленных в памятниках народного изобразительного искусства. На картинке, отличающейся самым большим размером среди рисованных лубков, размещены текстовая и изобразительная части. В основу текста положено «Сказание о Мамаевом побоище», заимствованное из Синопсиса (Синопсис — сборник рассказов по русской истории, изданный впервые в конце XVII в. и позднее неоднократно перепечатывавшийся). Начало XIX в. Художник М.В.Григорьев ![]() ![]() Иллюстрация к апокрифу «О рождении Каина». 1880-е гг. Неизвестный художник Сюжет картинки — апокрифический миф, в котором рассказывается, что младенец Каин появился на свет, имея «на персях и челе» двенадцать змеиных голов. Одним из главных действующих лиц рассказа является дьявол, избавляющий Еву от страданий, причиняемых ей укусами змей во время кормления ребенка. Дьявол обрубает змеиные головы, но берет за это «рукоположение» от Адама. Только крещение Христа в Иордане приводит к сокрушению змиевых голов и уничтожению камня с отпечатками рук Адама, брошенных дьяволом в Иордан. ![]() ![]() О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Начало 20 века. Художник С. Каликина. «Пишет учитель кесарийский в книзе своей лествице». Ниже текст в 8 строк: «Яко во области архиепископа Колонскаго бысть сие страшное видение. Некий человек именем Иоан, имея у себя дщерь едину Марию ю же зело любляше... ная за украшение прелестное. В персех гвоздие и нозе прикованы за обымание, змий сосет за погубление детей, смолу пию за блудную похоть, и сие изрекши невидима бе». Картинка иллюстрирует притчу из Синодика о наказании в аду девицы Марии, которую отец знал при жизни «постницею и в добродетелех», но та «во блуде непрестанно мребываше и ради срама до смерти младенцев убивала, овогда в воду метала, овогда в ров». На исповеди она утаила «блудный грех». Дочь в видении предстала перед Иоанном, терзаемая змеями, с огненным сосудом в руках, с раскаленной сковородкой на голове, сидящая на колеснице, запряженной двумя драконами. ![]() ![]() О добрых друзьях двенадцати. Конец 18 начало 19 века. Неизвестный художник «О добрых друзьях дванадесятех». Ниже текст в 3 строки: «О человече, имей сих дванадесять другов, вельми много с ими... не во сто, но паче тысящь». На изображении дерева в 12 кругах помещены изречения о добродетелях — друзьях человека. Любовь, труд, правда, чистота — должны быть его лучшими друзьями. «12 добрых друзей» — один из самых распространенных наборов назидательных изречений в рисованном лубке. Сюжет с 12 друзьями существовал в печатном лубке. ![]() ![]() Андрей Денисов. Начало 19 века. Неизвестный художник ![]() ![]() Райская птица Сирин. Первая половина 19 века. Неизвестный художник «Птица Сирин святаго и блаженнаго рая» и текст в 2 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле ж лед тоя ходит, дондеже пад умирает, глас ея слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст в 4 строки: «В странах индийских (яже принадлежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух... козлегати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает». ![]() ![]() Изображение расправы воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668—1676 гг. На картинках изображены события подавления выступления монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона. Оба листа иллюстрируют книгу С. Денисова «История об отцех и страдальцех соловецких» ![]() ![]() Смерть праведника и грешника. Конец 18 — начало 19 в. Неизвестный художник. Обратите внимание,что на правой картинке ангелы только роняют слезу о душе грешницы и склонили головы. В это время чёрные ангелы длинным крючком вытаскивают из неё душу наружу. ![]() ![]() Наказание Людвику Ланграфу за грех стяжания. Конец 19 век. Неизвестный художник «Книга мирозрительное зерцало, глава 257. Стяжание неправедно, стяжани дерзнув некий ланграф, терпяше велие мучение адское». «Людвик ланграф великий мучитель, людей... токмо аз и сынове мои. Той же прият знамение, а ланграфа ввергоша в бездну, и возврати диавол клирика». Картинки иллюстрируют притчу из «Мирозрительного зерцала» (гл. 257), где рассказывается о наказании, постигшем богатого человека за то, что он наложил на своих подданных тяжелые подати и «много зла творяше». Художники изображают, как дьявол, посадив себе на шею клирика-чернокнижника, к которому обратился сын умершего ланграфа с просьбой сообщить, где находится душа отца, привозит его в ад и просит черта показать им мучения Людвика. Черт опускает в бездну медную трубу, вызывает душу ланграфа и, открыв крышку «огненного притвора», показывает охваченного языками пламени мучающегося Людвика. ![]() ![]() Сравнительное изображение некоторых атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви. Вторая половина XIX в. Неизвестный художник ![]() ![]() Иллюстрация к «Сказанию о наказании Каину за убийство брата».. Середина XIX в. Неизвестный художник. «Рече Господь к Каину: Каине, где брат твой Аввель? Господи, не страждь есмь брату своему. Еще рече Господь... и велик и премудр Господь». Под рамкой листа текст в 2 строки: «Кто тя, брате, сему злу научи, еже клеветати на брата своего? О сем бо, брате, и во Апостоле пишет: не любяи брата, не любит Бога, осуждай брата своего, закон бо судиши, и сам зле постраждеши, покрый братия согрешения, а Бог твоя покрыет». ![]() Пройдя в середине XIX в. пик своей популярности, лубочная картинка постепенно вытесняется тиражной полиграфической продукцией. Использовано: |