Сузун. Сузунский район.      
посёлок Сузун
Форум | Фотоальбомы |
Помощьпомощь    стартоваяв закладки   
   Главная страница / Разное /
Разделы: Еще в рубрике:



[ забыл имя или пароль ]
[ регистрация ]





Реклама








Наивное искусство или чудачества художника Леонова.

Редактор: cepbiu
Опубликовано: 23.09.2018

Творчество Павла Петровича Леонова полностью принадлежит XX веку и именно периоду Советского Союза.
Романтические идеи, которые были связаны с построением нового свободного счастливого государства,
запечатлены в его работах. Павел Петрович настолько поверил в это чудо, что, не замечая ни перестройки,
ни каких-либо других перемен, продолжал писать мечту человечества и после перестройки, отдаваясь ей,
целиком. Надо сказать, что в 1990 году Павлу Петровичу было 70 лет.
Этот человек прожил достаточно большую и трудную жизнь и от своих убеждений, сложившихся в течение жизни,
отступать не хотел. Поэтому его работы это своего рода последнее романтическое слово. Непонятно,
почему он не хотел видеть реальную жизнь.
Наверное, она была для него очень жестокой...

Родился Павел Петрович в 1920 году в деревне Орловской области. Начало века (20-е, 30-е годы)
это было довольно сложное и тяжёлое время для страны. Поэтому, когда художник окончил семилетнюю школу,
он хотел бежать из своей деревни куда глаза глядят. Ему казалось, что в городе люди по-другому живут,
что он сможет найти там своё место, стать полноправным членом нового общества, вместе со всеми строить
новый мир. Но в результате около 50 лет он искал себе место в жизни. Объездил всю страну: был и на Камчатке,
и на Дальнем Востоке, и в Сибири, в Казахстане, Узбекистане, Грузии.
Специальности у Павла Петровича не было. Работал он простым рабочим на стройках, заводах.
Денег очень мало получал, жил в общежитии. Вся жизнь его прошла в скитаниях. И только в 1975 году,
когда ему исполнилось 55 лет, он решил осесть. Купил дом в Ивановской области, в достаточно отдалённой деревне.
Привёл этот дом в порядок, чтобы в нём можно было жить, женился на женщине из соседней деревни.
Она, как и Леонов, была чудаковатая, намного моложе его: хозяйство не вела, ничего не делала, да и не умела.
Когда его спрашивали: «Павел Петрович, зачем вам такая жена?». Он, видимо, истосковавшись по человеку,
с которым можно близко быть, ответил: «Ну... В доме я всё и сам могу делать, зато у меня она есть».

Судьба у этого человека, конечно, была тяжёлой: денег не было, жили впроголодь. Спасало его то,
что он был невероятный фантазёр. То есть он жил не тем, что у него есть в реальности, а тем, что могло бы быть.
Из-за бесконечного правдоискательства,обвинённый в бродяжничестве и тунеядстве,он трижды сидел в тюрьме.
И многие блюстители порядка и законности даже не догадывались, что перед ними – человек, прошедший Великую
Отечественную войну, имеющий награды, дважды раненный, инвалид, добивающийся только одного – строить жизнь
по своему разумению. Сам Павел Петрович потом писал,что «за отстаивание интересов справедливости я бежал
с предприятий 12 раз, а 13 раз меня выгоняли…»
При этом каким правдоискателем и романтиком был, таким и остался.

Ещё в юности Павел Петрович рисовал, хотел стать художником. Ему казалось, что художник это человек не от мира
сего, что художник может легко выйти из реальности. Но жизнь распорядилась так, что Леонов не мог заниматься
творчеством. Однажды было это в 60-х он узнал, что в Москве существует такое учебное заведение,
в котором учат всех и принимают без экзаменов. Это Московский заочный университет искусств (ЗНУИ).
Надо сказать, что Павлу Петровичу повезло, поскольку он попал к очень талантливому учителю, который сразу
увидел, что Леонов человек очень необычный, которому не нужно учиться реальной живописи, не следует
прививать никакого академизма, никаких правильных художественных решений. И учитель стал ориентировать
своего ученика на фантазии. Леонов начал придумывать какие-то свои сюжеты.
Его любимый сюжет о русских людях в Африке, которые всех спасают, всем помогают...
Такая пропаганда была в советское время, и Леонов верил в это.

Обучение в университете искусств доставляло Павлу Петровичу большую радость, но когда закончилась учёба,
писать картины он перестал, времени на живопись не было, работ с него никто больше не требовал.
И он исчез с горизонта. Леонов кочевал из города в город. Найти художника было невозможно.

Благодаря работам, которые остались в ЗНУИ, через много лет, разрывая архивы,вспомнили об этом удивительном
человеке. Университет в 90-е часто участвовал в выставках, демонстрируя работы наиболее талантливых учеников.
В Москве довольно активно стали открываться частные галереи, тогда открылась и галерея «Дар».
На открытии «Дара» хотели выставить что-то новое, свежее. Искусствовед Ольга Дьяконицына предложила Леонова.
После того как выставка с работами Леонова открылась, к нему поехали художники, коллекционеры. Стиль Леонова
характеризуется сочетанием больших и малых фигур, а также разбиением плоскости картины на отдельные квадратики
«телевизоры», в которых разворачиваются различные сцены.

С 1992 года Павел Леонов (хотя ему уже было 72 года) очень много работал. Ему нравилось быть востребованным.
Несмотря на то что в семье появились деньги, быт не поменялся: каким убогим был, таким и остался.
Коллекционеры, которые скупали у него картины, сами были далеко не богачи. И покупали недорого
(есть фрагменты переписки, где за 3 картины Леонову платят около 380 тысяч рублей - это до денежной реформы 97 года.)
Зато его щедро обеспечивали водкой, красками и холстом.
Леонов помогал родственникам: сестре корову купил, сыну дом в районном центре.

В 1994 году в Братиславе специалисты были поражены образной структурой, сюжетами и композицией его произведений.
Словацкие коллеги спрашивали: «Почему же вы не привезли художника? Привозите, мы ему Гран-при дадим».

В 1997 году мы привезли Павла Петровича в Братиславу, где он получил первый приз международной
выставки «Insita-1997»
В 2000 году там прошла его персональная выставка, а на 6-м Интернациональном конкурсе наивного искусства
«Gallerie pro art Kasper» в Швейцарии художник был удостоен Гран при.
После этого его стали очень активно покупать в Германии, Голландии, Франции, Польше. Самое удивительное,
что художник относился к своей известности совершенно спокойно, без пафоса.


В 2005 году в московском Музее наивного искусства к 85-летию Павла Леонова прошла его персональная
выставка.Он не слишком представлял, какие перемены произошли в стране за последние двадцать лет его жизни.
И уж тем более не догадывался, по какой цене продаются его творения. Да и не нужны ему были деньги — хотел
покоя, тишины и побольше обычных масляных красок в больших банках...

Последние годы он уже не писал, здоровье сдавало, зрение ухудшалось.
А в 2011 году Павла Петровича не стало, ему было 90.

Павел Леонов это художник, который заставляет людей удивляться,даже тех, кто далёк от искусства, потому
что его живопись, с одной стороны, наивно-доступная, а с другой очень неожиданная.


Я уже публиковал статьи о представителях наивного или сермяжного стиля в искусстве.
Прошедшие материалы смотрите
тута:


Лубок. Вчера и сегодня.

Русская сермяжная живопись.

Лубок. Какие картинки были в домах наших предков-сузунцев.





Версия для печати ---> Версия для печати



Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии или открывать новые темы.
Зарегистрироваться вы можете перейдя по адресу: http://www.susun.ru/register
Работает на Textus ------ RSS сайта


Любая перепечатка или использование материалов только с предварительным, письменным разрешением, указанием автора, адреса и линка на сайт в видимом месте страницы с материалом.
Все права принадлежат авторам, странице www.susun.ru и будут защищены по закону.

© Сергей Калякин 2008-20142018 ·

Данные для связи: Контакт с руководителем сайта.